Роль устного слова в обучении истории

14 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

План:
1. Функции и значение устного сообщения исторического материала.
2. Приемы изложения учебного материала
3. Основные требования к изложению учебного материала.
4. Средства и приемы повышения образности и конкретности изложения.
Список литературы

1.Функции и значение устного сообщения исторического материала

Живое слово на уроке выступает в монологической форме (изложение исторического материала учителем или учеником) и в форме беседы.
В обучении истории устное слово учителя играет ведущую роль. С его помощью учащимся сообщаются исторические знания и осуществляется руководство познавательной деятельностью. Устное слово — одно из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества. Живая речь учителя позволяет оперативно включать в учебный процесс новевшие данные исторической науки, проблемы современности. Являясь первостепенным источником знаний, она помогает применять и многие другие источники.
Слово учителя на уроках истории, во-первых, выполняет информационную функцию — воссоздание целостных картин прошлого и современности.
Во-вторых, оно доносит до сознания учащихся доказательную силу человеческой мысли (логическая функция). Устное слово учителя ведет учащихся от картин и образов исторического прошлого к выводам, оценкам, понятиям, к пониманию закономерностей исторического процесса, давая им образцы анализа и обобщения исторического материала, критического разбора и научной аргументации.
В-третьих, устное слово выполняет  воспитывающую функцию. В реализации этой функции устного слова особое значение имеет нравственный облик самого учителя, его убежденность, общая культура, контакт с классом.
Перечисленные функции неразрывно связаны между собой. Яркое, образное, доказательное, убедительное устное слово учителя, оказывая сильное воздействие на ум и сердце ученика, надолго сохраняется в его памяти и способствует прочности исторических знаний.
С помощью устного слова в первую очередь достигается решение  задач обучения истории с учетом специфики данного класса, также и отдельных групп учеников (уровень усвоения учащимися данного класса предшествующего материала, их интересов, развития умений).

2. Приемы изложения учебного материала

Виды устного изложения на уроках истории многообразны. В  методической литературе отражена их классификация. Наиболее детально она представлена А. А. Вагиным.
Основными видами монологической формы устного изложения являются повествование, описание, характеристика, объяснение.
Рассмотрим особенности  и виды повествования.
При подготовке к уроку учитель решает, каким будет способ изложения учебного материала. Выбор определяется задачами, которые ставит учитель, составом учеников и их подготовленностью. Он зависит также от содержания фактов и наглядных средств обучения. На уроке возможно сочетание различных способов или приемов изложения.
Повествование в преподавании истории выступает в виде рассказа или сжатого сообщения об исторических событиях.
Рассказ — это последовательное сюжетное повествование об исторических событиях или процессах в их развитии, о конкретных действиях народных масс и исторических деятелях. В сжатом сообщении содержится только информация об историческом событии.
Сюжетный повествовательный рассказ — это подробное эмоциональное повествование, имеющее определенный исторический сюжет, нередко отличающийся драматизмом. Главные исторические факты воссоздаются в нем образно, динамично, захватывающе, как в художественном рассказе. В основе рассказа, как правило, лежит конфликтная ситуация, развивающаяся в соответствии с сюжетной схемой событий и поступков героев: завязка — кульминация — развязка. Такой рассказ применяется при изложении наиболее крупных событий, например: восстание Спартака. В него включаются яркие эпизоды, детали исторических событий, характеристики их участников. По ходу рассказа учитель привлекает учебные событийные картины, аппликации, схемы военных действий.
В виде рассказа учитель излагает материал, во-первых, при изучении исторических событий, имеющих большое образовательное и воспитательное значение.
Во-вторых, когда необходимо сформировать конкретное, точное, образное представление о новом для учащихся явлении. Так, для формирования представлений учащихся о народном характере Отечественной войны 1812 г. показывается героическая борьба партизан (рассказ о действиях отряда Герасима Курина). Живой сюжетный рассказ может выступать и как способ объяснения сложных исторических явлений.
В-третьих, рассказ учителя вооружает учащихся историческими фактами, анализ которых подводит к важным выводам и обобщениям.
Рассказ учителя чаще применяется в V—VIII классах. В изложении он сочетается с описанием, характеристикой, объяснением. Соотношение между ними в старших и средних классах различно. В средних классах значительное время в изложении нового материала занимает рассказ. В старших возрастает удельный вес объяснения.
Форма сюжетного повествования о действиях вымышленного человека называется персонификацией (олицетворением). В ее основе — придуманный сюжет о его судьбе, условиях жизни, поступках. Рассказ о положении отдельного человека, его делах дает возможность понять типичные явления жизни общества.
Другая форма сюжетного повествования — драматизация. Здесь повествование ведется в виде диалогов двух лиц, пытающихся разрешить конфликтную ситуацию. В ходе диалога раскрывается сущность типичного социального явления. Часто учащиеся бывают участниками этих диалогов. Ведь всегда лучше уясняется то, что выявлено при активном личном участии.
Образное повествование. В отличие от сюжетного повествования, имеющего конкретную фабулу, образное повествование содержит больше теоретических сведений и передает главные исторические факты в спокойной бесконфликтной форме. Такой прием чаще всего применяется для изложения явлений и процессов экономической жизни общества. Причем сочетается он, как правило, с графической наглядностью.
Возможно также применение педагогических рисунков, аппликаций (возникновение средневекового города), учебных типологических картин («В мастерской средневекового оружейника»). Включение в рассказ такой наглядности создает образные представления об изучаемом явлении, что помогает ученикам выявить его существенные черты.
Конспективное повествование и информативное сообщение учитель использует на уроках при изложении неглавных фактов. Для конспективного повествования характерно лишенное образности перечисление фактов, их пространственных, временных и количественных характеристик. Такое краткое освещение фактов без их анализа необходимо для установления связей между основными фактами, для создания целостного представления о событиях. При помощи карт, схем, графиков конспективно излагаются события политической жизни, военной истории, народных восстаний. Поскольку у младших школьников конспективное изложение не вызывает интереса, учитель дает им задания для активизации познавательной деятельности: составление хронологической таблицы, календаря событий или плана-перечисления в той последовательности, в какой ведет рассказ учитель.
Информативное сообщение применяют для перечисления фактов, дат, имен, географических мест, взаимосвязанных друг с другом и с главным фактом урока. По ходу изложения ученики составляют календари событий.
Описание может быть картинным и аналитическим. Картинное описание способствует созданию образных представлений о событиях и явлениях прошлого.
Аналитическое описание применяется при ознакомлении учащихся с предметами быта, орудиями труда, военной организацией общества, политическим управлением и т. д. Аналитическое описание подчас приближается к объяснению.
Источники описательного исторического материала многообразны. Так как в описании важны яркость, эмоциональность, то нередко они заимствуются из мемуарной и художественной литературы. Важно отобрать источники, содержащие научно достоверные сведения. Описание может быть информационно-нейтральным, объективистским или содержать в себе целенаправленный заряд.
Разновидность описания — характеристика. В отличие от описания она включает только точно сформулированное перечисление существенный черт и особенностей исторического явления в их внутренней связи.
Образная характеристика — разновидность описания. Образной называют характеристику типичных представителей общества конкретного периода: купца, помещика, рабочего, фабриканта, крестьянина.
Характеристика исторической личности дается на уроках истории наряду с образной характеристикой. Для этого есть специальные памятки. Вот одна из них.
1. Обрисуйте внешний облик исторического деятеля (черты лица, манеру держаться, говорить, одеваться).
2. Постарайтесь охарактеризовать признаки личности (ум, воля, отношение к окружающим).
3. Приведите наиболее яркие и важные факты из жизни.
4. Сделайте вывод о вкладе личности в историю.
Для характеристики типичных черт выдающихся исторических личностей (политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры) привлекается документальный материал, портреты, фотографии, художественная литература.
Характеристика может быть краткой и развернутой. В изложение материала характеристика вводится с целью конкретизации, информации, обобщения и подчас носит явно выраженный или скрытый оценочный характер. Образная характеристика, действуя и на ум, и на чувства учащихся, содержит в себе большие возможности формирования их отношения к историческому явлению.
Сравнительная и обобщающая характеристики. При изложении теоретического содержания учебного материала используются сравнительные характеристики. Сравниваются формы государственной власти, типы хозяйств и многое другое. При этом следует выделить существенные сопоставимые признаки исторических объектов; затем сравнить их, найти общее, особенное, единичное и сделать вывод. Вместе с приемом используются такие средства обучения, как текстовые сравнительные таблицы и учебные памятки, показывающие прием сравнения.
Одной из важнейших задач обучения является формирование у учащихся мировоззренческих  взглядов на развитие общества, понимание его диалектики и закономерностей, причинно-следственных связей в исторических явлениях. В этом значительна роль объяснения (разъяснения) сущности и значения сложных явлений, понятий, закономерностей.
При подготовке к занятию необходимо продумать, какой материал урока требует объяснения, разъяснения, доказательства.
Важными моментами определения сущности общественных явлений выступают их анализ (степень полноты и глубины которого определяется требованиями учебной программы, познавательными возможностями учащихся) и обобщения, выводы. Это может быть сделано при монологическом изложении материала путем рассуждения или в беседе с классом. Объяснение в той или иной мере присутствует в изложении учителя на каждом уроке. Устное объяснение имеет целью и разъяснение сложных положений, понятий, терминов, приведенных в учебнике.
Следующим видом устного изложения является школьная лекция. Она применяется в старших классах. Это обусловлено задачами обучения, содержанием и характером изучаемого материала, возрастными возможностями школьников.
В лекции преобладают теоретическое рассуждение, научный анализ, обобщения. Основой, объектом рассмотрения, источником для выводов и обобщений в лекции служит конкретный исторический материал. Поэтому в большинстве случаев там присутствуют и повествование, и описание, и характеристика.
В документах реформы школы указывается на целесообразность более широкого внедрения лекций в учебный процесс, их органическое сочетание с практическими и семинарскими занятиями, т. е. поднимается значение лекций как источника теоретических, установочных знаний для дальнейшей самостоятельной учебной деятельности учащихся.
К лекционной форме учителя истории обращаются тогда, когда надо раскрыть закономерность исторических событий, дать им научное объяснение, подвести учащихся к важным мировоззренческим выводам, дать целостное представление по какой-то проблеме, теме, разделу, изложить программный материал, в котором значительное место занимают теоретические вопросы.
В школьной лекции используются различного рода наглядные пособия, иногда она принимает характер беседы учителя с классом. Лекция часто занимает весь урок. Поэтому особенно значима педагогическая организация слушания, активной мыслительной деятельности старшеклассников. Учащиеся должны четко воспринимать членение лекции на логически завершенные части.
Для   этого перед ее началом сообщается план или дается задание учащимся самим по ходу слушания составить его. В любом случае изложение надо вести так, чтобы четко обозначить постановку вопроса, логику анализа исторического материала, на основе которого раскрываются его сущность и значение, делаются обобщения и теоретические выводы. Не менее важно устанавливать и легко просматриваемые учениками связи между вопросами, вынесенными на лекцию.
Для облегчения восприятия лекции особенно важно правильно расставлять не только смысловые, но и интонационные акценты, излагать ее содержание хорошим литературным языком, заинтересованно, эмоционально.
Объяснение — один из распространенных приемов при изложении главных фактов и теоретического материала. Это та часть информации, которая должна быть усвоена в виде понятий, суждений, умозаключений, оценок, выводов. Понятия (барщинное хозяйство, ремесленное производство, мануфактура) и причинно-следственные связи (предпосылки феодальной раздробленности) учитель раскрывает при помощи объяснения. Объяснение помогает раскрыть внутренние связи и зависимости, смысл, сущность и значение исторических фактов и явлений. При объяснении один ряд умозаключений четко отделяется от другого, каждый из них вытекает из анализа фактов.
Прием объяснения для учащихся наиболее доступен, поэтому используется во всех классах. Ученикам сообщается суть изучаемых событий и явлений, их связей в готовом, разъясненном виде, и им надо ее понять и запомнить. Таким образом, объяснение не требует от учеников поиска существенного, что ограничивает их самостоятельную познавательную деятельность и является минусом данного приема.
Рассуждение (рассуждающее изложение) — это вариант объяснения, применяемый при выявлении причинно-следственных связей, существенных черт понятий. Одновременно используются документы, статистический (диаграммы, графики) и картографический материал.
Этот прием позволяет показать ученикам ход рассуждений учителя, его размышлений, дать образцы анализа фактов. Учитель как бы ведет учащихся за собой, вовлекая их в активную познавательную деятельность. Он показывает, как решали эту проблему ученые, как ее надо решать. «Рассуждением мы называем последовательное развитие положений, доказательств, подводящее учащихся к выводам и заключениям».
Рассуждение сопровождается постановкой вопросов, что позволяет привлечь внимание учащихся. На каждый вопрос учитель дает ответ в форме размышления, сопоставляя факты и мнения. В результате учащиеся без затруднений осмысливают теоретическое содержание учебного материала. Минус этого приема — получение учениками готовых знаний.
Вместе с приемом рассуждения применяются такие средства обучения, как логические схемы, учебные памятки, аппликации, текстовые таблицы. Прием рассуждающего изложения допускает деятельность учащихся на преобразующем уровне, когда по ходу объяснения учителя они составляют смысловые планы, логические схемы, сравнительно-сопоставительные таблицы.

3. Основные требования к изложению учебного материала.

Изложение исторического материала  учителем должно быть доступным, наглядным  и конкретным.
Доступное изложение означает умение учителя так преподнести материал, чтобы он был понятен каждому, мог стать основой активной самостоятельной познавательной деятельности ученика. Иногда учителя, стремясь к простоте, излагают материал упрощенно, что снижает научность преподавания. Доступность и научность должны быть неразрывно связаны. Основой этого является глубокое знание исторического материала, марксистско-ленинской методологии раскрытия, анализа и оценки общественных явлений самим учителем.
Широта и глубина знаний, общая культура помогают учителю лучше ориентироваться в историческом материале, производить его рациональный отбор, выделять главные факты, события, определять логику их раскрытия, устанавливать между ними причинно-следственные связи, закономерности развития.
Устное слово – чрезвычайно важный и эффективный инструмент бучения и воспитания. Но ему присущи и недостатки.
Во-первых, оно принудительно по темпу восприятия. Есть ученики, которые схватывают услышанное мгновенно, быстро вводят его в систему уже имеющихся у них знаний, делают обобщение и выводы. Другим требуется больше времени на фиксацию в осознании и осмыслении услышанного. Поэтому важен темп изложения материала: он не может быть ни слишком высоким  (учащиеся не смогут «угнаться» за словом учителя), ни замедленным. В последнем случае трудно успеть изложить материал в объеме, предусмотренном программой, преподнести его достаточно ярко, живо, образно, объяснить исторические факты. Замедленность речи подчас притупляет восприятие, снижается интерес к рассказу. Разный по содержанию и значению в учебном и воспитательном плане материал требует разного темпа.
Во-вторых,  необратимость устного изложения. Ученик не сможет вновь прослушать на уроке  те места рассказа или объяснения, из которых  он что-то упустил, что-то не понял или походу урока успел забыть сказанное ранее. Необходимо существенное, главное в изложении выделять интонационно, подчеркивать более медленным темпом речи, кратко воспроизводить отдельные факты, повторять выводы.
Полноту усвоения материала при устном изложении затрудняет его нерасчлененность. Чтобы учащиеся могли четко уловить круг вопросов, который был освещен в рассказе, необходимо учителю самому иметь четкий его план, продумать переходы от одного вопроса к другому, логическое завершение при освещении каждого из них (вывод, обобщение).
Важно возбудить интерес к изложению материала учителем. Этому может служить предварительное ознакомление учащихся со значением рассматриваемого материала, указанием, на какие интересующие их вопросы будет дан ответ в ходе рассказа или лекции. Этому способствуют метод изложения (информационно-рецептивный или проблемный) и постановка задания для учащихся. (Задание преследует цель непосредственной организации слушания учащихся, обучения их умению извлекать знания из устного изложения, делать практически значимые выводы. Например, задание выделить при изложении материала главное, составить простой план (устно, письменно), составить развернутый план, сравнить, противопоставить изложенные факты, сопоставить знания, полученные из рассказа (лекции) учителя на данном уроке с уже имеющимися, самостоятельно дать оценку событию, явлению, определить его характер, сделать вывод о его значении и влиянии на дальнейшее развитие общества, объяснить причины именно такого хода его развития, сформулировать личное отношение к изложенному учителем историческому факту и т. д.
Устное изложение материала учителем служит для учащихся образцом анализа, освещения исторического материала. Учащимся мало сказать, что они должны делать («Думайте!», «Проанализируйте!», «Сравните!», «Обобщите и сделайте выводы!» и т.д.), но важно и показать, объяснить, как это делать. В той или иной мере любое методически грамотное изложение учителя знакомит учащихся с правилами анализа общественных явлений, но в большей степени это достигается при рассуждающем изложении в процессе изложения материала.
Немаловажны требования к языку учителя. Он должен быть ярким, образным и простым, свободным от слов-«паразитов» («так», «вот», «значит» и др.). Иногда в погоне за «украшением» своего изложения учителя начинают чрезмерно увлекаться эпитетами, образными сравнениями, употреблением прилагательных в превосходной степени, а в результате утяжеляют рассказ, в шелухе лишних слов топят главную мысль, лишают изложение научной точности.

4. Средства и приемы повышения образности и конкретности изложения

Образность и конкретность — обязательные требования к изложению материала учителем и важнейшие условия его эффективности,  именно это влияет на активизацию познавательной деятельности. Они необходимы для точности и яркости формируемых у учащихся исторических представлений, понятий, для более сильного эмоционального воздействия, прочности запоминания, а следовательно, и восстановления в памяти исторических знаний.
Образность и конкретность устного изложения теснейшим образом взаимосвязаны.
Средства и приемы конкретизации исторических событий и явлений детально раскрыты А. А. Вагиным.
Делает рассказ более образным и запоминающимся конкретизация моментов, характеризующих место исторических событий. Она важна при рассказе о военных сражениях, так как рельеф местности часто оказывает влияние на расположение войск к его началу и по ходу битвы, на тактику боя.
Важное средство конкретизации в изложении исторического материала — использование бытового материала, который дает представление об образе жизни разных социальных классов и групп в конкретную историческую эпоху, позволяет почувствовать ее своеобразие и колорит, увидеть социальные контрасты, а это подчас помогает понять сущность, причины исторических явлений и событий.
Включение бытового материала позволяет избежать модернизации исторического прошлого.
Однако нельзя чересчур насыщать рассказ бытовым материалом. Его обилие при недостаточно строгом и экономном отборе займет неоправданно много времени на уроке, затруднит выделение учащимися главного.
Одним из средств конкретизации является использование в изложении количественных показателей.
Надо всегда иметь в виду два методических условия при конкретизации изложения исторического материала количественными показателями: во-первых, их должно быть немного, иначе они перестанут восприниматься на слух, а главные «затеряются» среди второстепенных; во-вторых, количественный показатель должен быть значимым, убедительным для слушателя. Поэтому нередко сами цифровые показатели нуждаются в конкретизации.
Создание ярких образов прошлого, конкретизация исторических событий, явлений достигаются использованием в изложении художественной литературы, исторических документов и мемуаров.
Если художественное произведение хорошо известно учащимся, бывает достаточно только назвать его на уроке, напомнив то место, где описывается изучаемый  эпизод, место исторического действия и т. д.
В рассказ с целью конкретизации и образности, придания живости и достоверности вплетаются фрагменты документов, воспоминания очевидцев событий.
Важным требованием к художественному произведению, мемуарам, фрагменты из которых приводятся в изложении учителя, является их научная достоверность.
Образность устного изложения достигается персонификацией общественных явлений, их драматизацией. Персонификация (олицетворение) — это выражение типических общественных явлений в деятельности и в положении действительных или вымышленных исторических лиц.
К персонификации и драматизации для формирования конкретных представлений об исторических процессах и явлениях учителя преимущественно обращаются в средних классах.

Список использованной литературы

1. Методика преподавания  истории в средней школе / С.А. Ежова, И.М. Лебедева, А.В. Дружкова и др. – М.: Просвещение,1986.
2. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М.: Просвещение,1968.
3. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М.:Владос,2000.
4. Запорожец Н.И. Развитие умений учащихся // Преподавание истории в школе. – 1981.- №4.
5. Лернер И.Я. Историческое сознание и условия его формирования // Преподавание истории в школе. - 1988.- №4.

(15.7 KiB, 10 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!