Роль сверстников в социальном формировании личности

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказы­вается на развитии коммуникативных способностей и самосознания.

В старших группах детского сада между детьми существует довольно сложная система общения. Но в первом учебном полугодии в классе происходит своеоб­разное свертывание общения по сравнению со старшей группой детского сада, что объясняется появлением нового вида деятельности — учебной и переходом ре­бенка в новую социальную ситуацию. Контакты детей друг с другом возникают преиму­щественно по следующим причинам: предыдущий опыт общения; пространственная близость (место житель­ства, соседство в классе); совместная деятельность и игры. Младшие школьники вступают в общение тогда, когда для этого имеются конкретные предметно-прак­тические основания, которые обусловливают содержание их общения, его длительность, интенсивность и устойчивость.

Особенности поведения подростков в коллективе проявляются в преобладании у них эмоциональной под­вижности над способностью к торможению; в чрезвычай­но сильной тяге к рсинообразной деятельности; в прояв­лении выраженного разделения отношений на деловые и межличностные; в довольно частых конфликтах, имею­щих взрывной характер и закрытых от взрослых.

Общение подростков со сверстниками протекает, главным образом, в процессе совместной деятельнос­ти. Поведение же подростков по самой сути своей яв­ляется коллективно-групповым. Во-первых, общение со сверстниками — очень важ­ный специфический канал информации; по нему подро­стки и юноши узнают многие необходимые вещи, кото­рых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки со­циального взаимодействия, умение подчиняться кол­лективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Соревновательность групповых взаимоотно­шений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой. В-третьих, это специфический вид эмоционально­го контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого перепле­тения двух потребностей: обособления(приватизации) и аффилиации, т. е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность.

Группы сверстников можно классифицировать по нескольким автономным параметрам (И.С. Кон, А.В. Мудрик): По юридическому статусу и месту в социальной системе группы делятся на: официальные, т. е. признанные обществом, свя­занные с какими-то государственными или обществен­ными организациями; и неофициальные, существую­щие как бы сами по себе; организованные, созданные и руководимые взрослыми; и самодеятельные; институционализированные, имеющие некото­рую организационную структуру и членство; и спон­танно-стихийные. По социально-психологическому статусу они делят­ся на группы принадлежности, в которых индивид со­стоит реально, будь то школьный класс или дружеская компания; и референтные группы, к которым личность не принадлежит, но на которые мысленно ориентирует­ся и с мнением которых соотносит свое поведение и самооценку. По численности они делятся на большие (болель­щики некоего спортобщества) и малые, в которых вза­имоотношения являются личными, «лицом к лицу». По степени стабильности, длительности своего существования юношеские группы могут быть постоянными, временными, эфемерными, одноразовыми, случайными. По социально-пространственной локализации они могут быть внутришкольными, внешкольными (функ­ционирующими в рамках какого-то социально-педаго­гического учреждения), дворовыми, уличными и т. д. По своим целям и функциям они могут быть моно­функциональными (например, фехтовальный клуб или клуб самодеятельной песни) или полифункциональными. По типу лидерства они могут быть демократичес­кими или авторитарными. По ценностной направленности они могут быть просоциальными (социально-положительными), асоци­альными (стоящими в стороне от главных социальных проблем) и антисоциальными.

В процессе социализации личности группа сверст­ников выполняет следующие функции:  приобщение к культуре данного общества, к превалирующим в нем нормам; научение половозрастному ролевому поведению (через предъявление образцов поведения, приличеству­ющего представителю каждого пола того или иного возраста и осуждение неодобряемого поведения); научение поведению, соответствующему этни­ческой, религиозной, региональной, социальной, про­фессиональной принадлежности членов группы; помощь членам в достижении автономии от об­щества, возрастных и социальных страт; создание условий своим членам для развития самосознания, самоопределения, а также для саморе­ализации и самоутверждения. Эти функции реализуются по-разному и по степе­ни эффективности, и по содержательной направленно­сти в зависимости: от пола и возраста членов группы и их индивидуальных особенностей; профессионально­го состава группы; от направленности группы и других ее характеристик; от этнических, религиозных и социокультурных условий, в которых существует группа.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!