Роль средств массовой информации в развитии личности молодого человека

Процесс социализации обладает характерными особенностями, к кото­рым относятся: относительная стихийность; непроизвольное усвоение соци­альных норм и ценностей, которое происходит в результате активной жиз­ненной позиции личности; усвоение норм и ценностей в единстве с самооп­ределением и самоорганизацией личности.

В процессе социализации молодежь испытывает влияние нескольких факторов: семьи, образовательных учреждений, общества сверстников, молодежных и юношеских объединений, средств массовой коммуникации. Это способствует формированию ее мировоззрения и становлению личности в том случае, если молодежь будет сама развивать свою активную деятель­ность, проявлять свое участие в социально значимой деятельности.

В условиях современного информационного общества развитие медиа-системы идет стремительными темпами. Многообразие видов СМИ, новые технологии в области массовых коммуникаций усиливают их влияние, способствуют проникновению во все сферы жизни социума. Следовательно, актуальность исследования определяется необходимостью выявления степени воздействия СМИ на разные возрастные группы молодежи и особенности их социализации.

СМИ –  пресса,  книжные издательства,  агентства  печати,  радио, телевидение и т.д., обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации  в  массовом  масштабе  в  современном  обществе  выступают главными каналами информирования, формирования и выражения общественного мнения.

Массовая информация, предназначенная для численно большой, обычно географически рассредоточенной аудитории, характеризуется быстротой и регулярностью распространения, практической одновременностью потребления, опосредованным, в известной степени стереотипизированным  характером. Ее распространение –  неотъемлемая часть массового духовного общения людей, которое возникло на определенной ступени развития че-ловечества в дополнение к непосредственному межличностному общению.

Современные   средства   массовой   информации   характеризуются обращенностью к массовой аудитории, общедоступностью (прежде всего электронные СМИ), корпоративным характером производства и распростра-нения информации, универсальностью и т.д. Средства массовой информации и важная часть духовного производства. В современных социокультурных условиях СМИ выступают как специфическая среда социализации молодежи.

СМИ в современной России играют все более и более значимую роль в вопросах формирования ценностей и выражения оценок различных социальных образований, выступают одним из значимых факторов формирования ценностных ориентации молодежи. В частности, электронные СМИ заполняют значительную часть досуга молодежи, а, следовательно, выступают как важнейший инструмент формирования духовного миря, культурных ценностей, социальных установок новых поколений.

В нашей стране мир ценностей, особенно молодежи, чрезвычайно противоречив. У современного молодого поколения, под влиянием СМИ, складываются как общечеловеческие, духовно-нравственные, так и сугубо прагматичные материальные жизненные цели, индивидуально-личностные ориентации, которые на сегодняшний день лидируют в иерархии ценностных ориентации молодежи. Но, изменить общество невозможно, не изменив взглядов людей, систему их духовных ценностей, интересов и идеалов, поэтому значительная часть молодежи ориентирована на традиционные российские ценности.

Одни исследователи отмечают, прежде всего, негативное воздействие современных масс-медиа, другие - видят и позитивные стороны в работе СМИ. Справедливы и те и другие. Влияние средств массовой информации нельзя оценить однозначно. С одной стороны, как мы уже отмечали, их коммерциализация приводит к преобладанию на телеэкранах и страницах периодики насилия, секса, рекламы. С другой - существуют множество образовательных программ и материалов, компьютерных развивающих игр, помогающих молодежи, как в занятиях, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания.

Массовость и доступность средств массовой информации возлагают на них большую ответственность за информацию, которая доводится до широкой аудитории; ответственность нравственную и социальную.

Роль СМИ в жизни молодежи и в процессе ее воспитания постоянно увеличивается, поэтому среде ива массовой информации должны формировать у молодежи общественно признанные ценности. Воспитательный потенциал у СМИ несомненно высок, но реализуется ими в настоящее время не в полной мере.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!