Роль природы в развитии и воспитании детей

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимосвязей явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания. Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.

Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей.

На формирование личности ребенка положительное, влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики. При этом очень важна роль педагога — его умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника" при знакомстве природой.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.

Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений и животных, о том, что это — живые организмы, о которых нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными и правильно выбрать их в том или ином случае. Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней.

Формирование бережного отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, т. е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений — неисчерпаемый источник эстетических впечатлений.

Выход из экологического кризиса видится в освоении новых ценностно-нормативных отношений, позволяю­щих преодолеть отчуждение человека от природы. Одним из условий предупреждения и преодоления эколо­гического кризиса является коренное изменение отношения че­ловечества к миру природы и к самому себе как части этого мира. Кардинальные изменения по отношению к экологии должны про­изойти и в сознании людей. В качестве психологического условия формирования нового сознания в отношении к экологии рассмат­риваются ответственность человека за сохранение окружающей природной среды и субъект-субъектный характер отношения к природным объектам (растениям и животным), а также ценност­ное отношение к миру природы.

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что у дошколь­ника:

  • ценности и чувства образуют сплав, представляющий собой «единство аффекта и интеллекта», на основе которого ребенок взаимодействует с природой;
  • усваиваемые ценностные установки и чувства по отношению к природе постепенно становятся регулятором поведения и деятельности, при этом чувственная регуляция является ведущей;
  • индикатором эмоционально-ценностного отношения явля­ются проявления ценностных качеств личности и чувств непо­средственно в реальной деятельности и реальном поведении;
  • позитивные (гуманные) ценности в отношениях «человек — природа» складываются на основе положительных чувств и эмо­ций, включаются в эмоционально-ценностную сферу личности дошкольника и становятся мотивами поведения и деятельности по отношению к природе.

Ценностное отношение к природе у детей дошкольного возра­ста можно определить как ценностные нормы, установки, прави­ла взаимодействия ребенка с природным окружением и пережи­ваемые им при этом чувства. Показателями ценностного отноше­ния при этом являются эмоционально-чувственный, когнитив­ный и поведенческий компоненты.

Однако проблема воспитания ценностного отношения к окру­жающему миру у детей дошкольного возраста (в силу их возраст­ной специфики) является сложной задачей. Ее решение требует кардинальной перестройки всей сложившейся системы работы с детьми по их экологическому образованию. Для этих целей требу­ется создать оптимальные условия для воспитания у детей устой­чивой потребности в общении и взаимодействии с природным окружением. Именно систематическое общение с миром природы позволит решить проблему эмоционального развития ребенка, даст возможность насладиться красотой природы, удовлетворит его ес­тественный интерес, что в совокупности и составит ценностное к ней отношение. При этом не следует рассматривать общение с позиций созерцания ребенком природных объектов и явлений. Большое значение будет иметь и процесс включения маленьких граждан в систему различных видов и форм экологически ориен­тированной деятельности, ибо ребенок-дошкольник развивается в деятельности. И здесь огромное значение будут иметь те усло­вия, которые в дошкольном образовательном учреждении созда­ны для организации экологической работы с детьми, а также ме­тоды, которые применяет в своей практике педагог при осуще­ствлении этой деятельности.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!