Роль права в формировании и развитии профессиональной этики

12 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Соотношение права и морали. Проблема соотношения права и морали в системе властных отношений является одной из важнейших проблем философско-этического знания. Что лежит в основе государственного управления и государственной власти: нормативно-правовые принципы или идеи нравственности и социальной справедливости? Ответ на этот вопрос имеет большое значение для этического анализа управленческой деятельности.

Философское наследие характеризуется многообразием точек зрения и подходов к проблеме соотношения права и морали. Так, например, М. Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма» подробно проанализировал влияние нормативных условий на деятельность и поведение отдельных групп и индивидов. С точки зрения Вебера, социальное действие может быть, во-первых, целерациональным, если в его основе лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели. Во-вторых, социальное действие может быть ценностно-рациональным, основанным на вере в безусловную — эстетическую, религиозную или любую другую — самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет. В-третьих, социальное действие может быть аффективным, прежде всего эмоциональным, т. е. обусловленным аффектами или эмоциональным состоянием индивида. Социальное действие также может быть основано на длительных привычках, т. е. быть традиционным1.

Согласно утверждениям И. Канта, о правовом порядке можно говорить лишь тогда, когда в обществе складывается высокая нравственность и система средств и санкций, с помощью которых государство может заставить индивида соблюдать нравственные нормы. Необходим такой государственный строй, который «основан на наибольшей человеческой свободе согласно законам, благодаря которым свобода каждого совместима со свободой всех остальных»2. Данный принцип, по мнению И. Канта, должен быть

2.2. Роль права в формировании и развитии профессиональной этики                      65

положен в основу любого закона. Главные препятствия для правового государства заключаются не в человеческой природе, а в пренебрежении истинными идеями при составлении законов. По мнению И. Канта, основным признаком правового сознания является патриотизм, общественные ценности того или иного государства, передающиеся из поколения в поколение.

Между институтом права и моралью существуют отличия. Правовые нормы формально определены, закрепляются в официальных документах государством и его институтами. Право «есть порядок, внешне гарантированный возможностью (морального или физического) принуждения, осуществляемого особой группой людей, в чьи непосредственные функции входит охранять порядок или предотвращать нарушение его действия посредством применения силы». «Значимость» такого порядка сохраняется даже в том случае, если он нарушается. «Вор, скрывая свой поступок, ориентируется на значимость законов уголовного права. Он вынужден скрывать его именно потому, что в определенной среде порядок сохраняет свою значимость»'. Действие норм права обеспечивается властными санкциями государства и его институтами и ограничивается сферой воздействия государства.

Мораль проявляется в обычаях и традициях общества, в воспроизведении поведенческих стандартов, вытекающих из этих традиций, в поступках и поведении людей. Моральными нормами человек руководствуется добровольно, без принуждения, исходя из удобства или по каким-либо другим причинам. Действие морали, формируемое общественным мнением, проникает во все сферы общественной жизнедеятельности.

Нормы права значительно ограничивают свободу воли, свободу выбора и свободу действия личности, нравственность предполагает достаточно широкие свободы. Несоблюдение юридических норм влечет за собой наказание, неприятные последствия и внешние принудительные меры, в праве не предоставляется право выбора соблюдать или не соблюдать правовые нормы. Несоблюдение моральных норм чревато лишь укорами совести и чувством вины.

Право — это не только форма осуществления нравственности, целый ряд юридических норм абсолютно не связан с этикой, например процессуальные нормы (действия, сроки, свидетели и др.), не все содержание права определяется нравственными началами.

При всех существующих отличиях право и мораль находятся в тесной взаимосвязи. «Из всех договоров, по которым множество людей объединяется в общество, договор об установлении гражданского устройства есть договор столь особого рода, что хотя в смысле исполнения он имеет много общего с каждым другим договором, также направленным на какую-то поощряемую в обществе цель, публичными принудительными законами можно определить каждому свое и охранить от посягательств каждого другого». Нормы права составляют этический минимум, соблюдение которого обязательно на определенной стадии общественного развития, для того чтобы это общественное развитие произошло. Нравственная позиция людей различна, поэтому содержание права не может быть сведено к осуществлению какого-то нравственного идеала. Право является средством урегулирования сталкивающихся между собой в своем практическом осуществлении различных противоречащих друг другу нравственных идеалов. А нравственность, в свою очередь, обеспечивает практическую реализацию права: «легитимность порядка может быть гарантирована только внутренне, а именно:

1)  чисто аффективно: эмоциональной преданностью;

2)  ценностно-рационально: верой в абсолютную значимость порядка в качестве выражения высочайших непреложных ценностей (нравственных, эстетических или каких-либо иных);

3)  религиозно: верой в зависимость блага и спасения от сохранения данного порядка».

Взаимодействие права и морали прослеживается и через наличие у них сходных функций: регулятивной, воспитательной, информационной, коммуникативной. И право, и мораль выступают как два самостоятельных института социального регулирования, они взаимодействуют, упорядочивая наиболее важные общественные отношения. Мораль, проникая в юридическую сферу, отражает нравственно опосредованные потребности социальной жизни: «большинство законных поступков совершается от добродетели в целом, а добродетель в целом создается поступками, которые представляют собой узаконенные действия, установленные законодателем для воспитания на общее благо»3.

Правовые нормы упорядочивают нравственные нормы, а за счет ограничения их четкими рамками достигается единство применения, единые принципы и строгая процедура.

Нормы права должны отображать публичный интерес, эффективно воздействовать на поведение людей, разумно сочетать интересы всех членов социума. В праве должны отражаться основные нравственные ценности: свобода, равенство, справедливость, гуманизм и другие — от этого во многом зависит решение задач, стоящих перед обществом.

Роль права в формировании и развитии этики государственной службы. Государственная служба является профессиональной деятельностью, для которой характерно доминирование права в определении морали, что обусловлено социальным предназначением и публичным характером этой профессии.

На государственной службе правовой регламентации подлежат все сферы, начиная от формата деятельности государственного служащего и заканчивая порядком взаимодействий с руководителем, коллегами, гражданами.

Цель правовой регламентации заключается в стандартизации поведения и деятельности государственных служащих с тем, чтобы никакие обстоятельства объективного (структурные изменения, кадровые перестановки) и субъективного (личные интересы и мотивация) характера не могли повлиять на качество и результат деятельности органов государственного управления.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!