Роль личности в истории. Харизматическая личность.

11 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Нередко философия, разрабатывая эту проблему, преувеличивает роль личности в историческом процессе и, прежде всего, государственных деятелей, полагая при этом, что чуть ли не всё решается выдающимися личностями. Короли, цари, политические вожди, полководцы якобы могут управлять всей историей и управляют ею, как своего рода кукольным театром. Исторические личности - это личности, поставленные силой обстоятельств и личными качествами на пьедестал истории. Гегель называл всемирно-историческими личностями тех немногих выдающихся людей, личные интересы которых содержат в себе субстанциальные составляющие: волю, мировой Дух или разум истории. «Они черпают свои силы, цели и свое призвание из источника, содержание которого скрыто, который еще находится под землей и стучится во внешний мир, как в скорлупу, разбивая её». (Гегель. Соч. Т.1Х, с.98).

Изучая жизнь и деятельность исторических деятелей, можно заметить, - писал Макиавелли, - что счастье не дало им ничего, кроме слу­чая, доставившего им в руки материал, которому они могли дать формы согласно своим целям и принципам; без такого случая доблести их могли угаснуть, не имея приложения; без их личных достоинств случай, давший им в руки власть, не был бы плодотворным и мог пройти бесследно. Необходимо было, чтобы, например, Моисей нашел народ Израиля в Египте, томящемся в рабстве и угнетенным, чтобы желание выйти из такого невыносимого положения побудило их следовать за ним.

По словам Гете, Наполеон стал исторической личностью прежде всего не в силу его личных качеств (их у него, правда, было немало), но самое главное – эта то, что люди, подчиняясь ему, рассчитывали тем самым достигнуть своих собственных целей. Именно поэтому они шли за ним, как идут за всяким, кто внушает им подобного рода уверенность». (Гете. Собр.соч. Т.15. с.44 – 45). Интересным в этой связи представляется высказывание Платона: «Мир лишь тогда станет счастливым, когда мудрецы станут царями или цари мудрецами». (Цит. по: Эккерман. Разговоры с Гете.. М., 1981, с.449). Не менее интересным представляется мнение Цицерона, считавшего, что сила народа ужаснее тогда, когда у него нет предводителя. Предводитель чувствует, что он за все будет в ответе, и озабочен этим, между тем как ослепленный страстью народ не видит опасности, которой он себя подвергает.

Став по воле случая или в силу необходимости во главе государства, личность может оказать на ход и исход исторических событий разное влияние: положительное, отрицательное или, как это чаще бывает, и то и другое. Поэтому обществу далеко не безразлично, в чьих руках сосредотачивается политическая, государственная власть. От неё многое зависит. В. Гюго писал: «Отличительная черта подлинных государственных деятелей в том именно и состоит, чтобы извлечь пользу из каждой необходимости, а иногда даже роковое стечение обстоятельств повернуть на благо государства». (Гюго В. Собр.соч. Т.15, с.44-45). Вождь один, если это гений, должен тонко «подслушивать» мысли народа. Любопытно в этой связи рассуждение А.И. Герцена: «Человек очень силен, человек, поставленный на царское место, еще сильнее. Но тут опять старая штука: силен-то он с течением и тем сильнее, чем он его больше понимает. Но течение продолжается и тогда, когда он его не понимает и даже когда противится ему». (Цит. по: Лихтенберг Г. Афоризмы. С.144).

Любопытна историческая деталь. Екатерина Вторая на вопрос иностранца, почему дворянство так безоговорочно её слушается, ответила: «Потому что я приказываю им лишь то, чего они сами хотят». Но высокая власть, однако, несет и тяжелые обязанности. В Биб­лии сказано: «Кому многое дано, с того многое и спросится». (Матфей. 95, 24-28; Лука. 12, 48). Bсe ли бывшие и настоящие правители знают и сле­дуют этим заповедям?

Выдающиеся личности – это люди-пассионарии (Л.Гумилев). Их деятельность отличима от обыденных поступков, их энергия должна «заражать» других и вести за собой. Как правило, они обладают высокой харизмой. Харизма – «божья искра», исключительный дар, выдающиеся способности, которые «от природы», «от Бога». Термин и его разработка применительно к тому или иному лидеру даны в социологических теориях Трёльча и М.Вебера. Харизматическая личность сама по себе духовно влияет на своё окружение. Окружением харизматического лидера может быть «община» учеников, воинов, единоверцев, то есть, это своего рода «кастово-партийная» общность, которая формируется по харизматическим основаниям: пророку соответствуют ученики, военному лидеру – свита, вождю – доверенные лица. Харизматический лидер окружает себя теми, в ком он интуитивно и силою ума угадывает и улавливает дар, подобный собственному, но «пониже ростом». Представляется, что, из всех вышеизложенных концепций о месте и роли лидера, вождя, наиболее приемлемым представляется такой счастливый вариант, когда во главе государства становится мудрец, но не для себя мудрец, а мудрец, четко и своевременно улавливающий настроения народа, доверившего ему власть, умеющий сделать свой народ счастливым и благоденствующим.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!