Роль группы в социализации, воспитании личности молодого человека

Социализация – это про­цесс и результат усвоения и активного воспроизводства ин­дивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Процесс социализации существенным образом зависит от тех норм, принятых в обществе, которые регулируют требования предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную деятельность.

Группа – это общность людей, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый оказывает влияние на ос­тальных и сам находится под их влиянием. В качестве признаков группы выделяют:

- осознание отдельным индивидом своей принадлежности к группе;

- наличие между индивидами определенных отношений;

- сформированность внутренней организации (распределение обязанностей, личностных влияний, статусов и т.п.);

- групповое давление, побуждающее индивидов к поведению в соответствии с принятыми общностью нормами;

- изменение в мнениях, установках, поведении индивидов, обусловленное их включенностью в некоторую общность. Группы объединяют подростков и юношей, равны друг другу по своему социальному статусу, т, е. еще не взрослых, находящихся в процессе созревания или социализации, но не обязательно строго по возрасту.

Социализирующее влияние группы

1) группа приобщает своих членов к культуре данно­го общества, научая поведению, соответствующему этнической, религиозной, региональной, социальной принадлежности членов группы.

2) в группе сверстников осуществляется научение полоролевому поведению. Это происходит через предъявление об­разцов поведения, ожидаемых от мальчиков и девочек, юношей и девушек, приличествующих в том или ином возрасте, а также с помощью негативных санкций по отношению к неодобряемому полоролевому поведению.

3) группа помогает своим членам достичь автономии от общества сверстников и от возрастной субкультуры.

4) группа сверстников создает благоприятные или неблагоприятные условия, стимулирует или тормозит и решение детьми, подростками, юношами возрастных задач – развития са­мосознания, самоопределения, самореализации и самоутвержде­ния, – определяет содержательную сторону этих решений задач.

5)группа представляет собой специфическую социаль­ную организацию, которая воспринимается ее членами как «экологическая ниша» (в этой функции как бы суммируются все предыдущие, но в новом качестве). В неформальных группах не требуется соблюдать правила по­ведения, необходимые в отношениях со взрослыми, в них можно быть самим собой (так, во всяком случае, считается).

Классификация групп

Первичные и вторичные группы. Первичная группа - малая группа, которая играет решающую роль в первичной социализации человека, оказывает существенное влияние на глубинные структуры личности, члены первичной группы поддерживают устойчивые непосредственные, эмоционально окрашенные контакты, общие ценности и образцы поведения. Примером первичной группы может служить семья или дружеский круг.

Референтные группы. Это реальные или условные общности, которые являются для индиви­да эталоном в поведении и оценках. Одной из главных особенностей ре­ферентной группы заключается в том, что индивид воспринимает некри­тично информацию, идущую от членов данной группы. Он полностью доверяет реакциям, оценкам, формам поведения участников референтной группы. Особенно это свойственно детям, которые подражают близким людям, и подросткам, для которых референтной группой могут быть компания друзей, литературные герои, артисты и т.п. Референтные груп­пы имеют большое значение в период становления личности и для не­зрелой личности.

Различают формальные и неформальные группы. Формальная организация формируется руководством для решения определен­ной задачи. Неформальная группа возникает, как правило, само­произвольно (спонтанно), не имеет четко определенного статуса в обществе, не выполняет однозначно описанных «обязаннос­тей» перед другими общностями. Если формальная организация создается по заранее продуманному плану, то неформальная яв­ляется скорее спонтанной реакцией на неудовлетворенные инди­видуальные потребности.

Социальное воспитание осуществляется в воспитательных организациях, которые состоят из первичных коллективов – класса в школе, отряда в лагере, кружка или сек­ции в клубе и т.д. Коллектив представляет собой формализован­ную группу сверстников. Эффективно работать с коллективом можно только учитывая и используя свойственные группе харак­теристики.

Эффективное социальное воспитание возможно лишь в том случае, если педагоги имеют представление о тех группах, в которые входят их воспитанники за пределами воспи­тательной организации, учитывают их особенности и при необхо­димости стремятся в некоторой степени влиять на эти группы. Если же речь идет об асоциальных и антисоциальных группах, то перед педагогом встает задача, как минимум, помочь своему вос­питаннику выйти из подобной группы, помочь ему найти пози­тивную группу приятелей или друзей.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!