Роль этнокультуры в развитии регионального туризма

26 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

На современном этапе развития общества в результате происхо­дящих между странами интеграционных процессов в сфере искус­ства, экономики, науки и техники, образования и культуры все об­ласти человеческой деятельности тесно взаимодействуют между собой и, в свою очередь, являются слагаемыми такого значимо­го общественного явления, как культура. Роль культуры в разви­тии прогресса трудно переоценить: «Одни из важнейших свиде­тельств прогресса культуры - развитие понимания культурных ценностей прошлого, умение их беречь, накоплять, воспринимать их эстетическую ценность. Вся история развития человеческой культуры есть история созидания не только новых, но и обнаруже­ние старых культурных ценностей. И понимание культур других времен сливается с историей гуманизма», - пишет исследователь культуры Д. С. Лихачев.

Сегодня, в начале третьего тысячелетия, когда интерес обществен­ности к вопросам межэтнической коммуникации предельно высок и обуславливается не только политической ситуацией, но и про­блемами возрождения межнациональной интеграции - интерес, обращенный к народной и традиционной культуре, является не­обычайно злободневным. Народная культура приобретает новые направления развития своего наследия в постиндустриальном пространстве, являясь нескончаемым источником творческого вдохновения и основой для формирования культуры будущего.

Проблемы этнокультурной интеграции и коммуникации актуаль­ны и сегодня. Поэтому в диалоге азиатской и европейской куль­туры слова великого мыслителя и культуролога Мирна Элиаде звучат по-новому: «рано или поздно диалог с «другими» - с пред­ставителями традиционных, азиатских и «первобытных» культур - должен будет начаться уже не на сегодняшнем эмпирическом и утилитарном языке (который в силах выразить лишь социаль­ные, экономические, политические, медицинские реалии и т.п.), но на языке культуры, способном к выражению человеческих реальностей и духовных ценностей. Такой диалог неизбежен; он вписан в судьбу Истории,... западный человек не сможет беско­нечно обходиться без отсеченной от него важной части его лич­ности, той самой, что слагается из фрагментов духовной истории, значения и содержания которых он не в силах расшифровать» Развитие культуры не только обусловливает прогрессивное из­менение личности, преобразование ее внутреннего мира на фоне совершенствования существующих социальных явлений, обще­ственных отношений, но и приводит к развитию новых органи­зованных форм жизнедеятельности людей, формированию новых областей науки и искусства, направлений научно-исследователь­ской работы, к появлению новых общественных формаций, соци­окультурных систем и явлений.

Одним из таких сравнительно молодых социокультурных явлений является туризм, зародившийся в XIXвеке как особая сфера чело­веческой деятельности и получивший массовое распространение в XXвеке. Главным условием его развития и процветания является высокий уровень культуры общества - материальной, духовной и художественной. В свою очередь, туризм способен обеспечить благоприятные условия для дальнейшего быстрого и эффектив­ного развития всех сфер общественной жизнедеятельности, так как представляет собой сложную систему, функциональными под­системами которой являются сферы экономики, политики, обра­зования, здравоохранения, культуры, искусства и др. С развитием общества потребности людей постоянно расширя­ются и изменяются. Объёмы современных знаний, новой инфор­мации обусловливают появление у населения потребности насы­щения своего отдыха активными познавательными элементами. Одним из таких элементов может стать искусство и культура. Искусство и культура способны не только создать региону достойный, привлекательный для предпринимателей имидж, но всё чаще рассматриваются как «волшебное» средство, способное под­держать туристский бизнес, сферу обслуживания, промышлен­ность и торговлю. Такие виды деятельности, как культурно-поз­навательный туризм и традиционные промыслы, с их бережным отношением к местным обычаям, являются идеальной стартовой площадкой, как для развития малого бизнеса, так и привлечения средств в развитие культуры и искусства региона. Культурное предпринимательство есть то новое измерение ту­ристской деятельности, которое позволяет культуре претендовать на роль важнейшего ресурса регионального развития. Перенос ак­цента с традиционного представления о «ресурсах для культуры» на «культуру как ресурс» является наиважнейшим для культурно­го менеджмента в целом.

Культурно-познавательный туризм превратился в успешную тех­нологию, позволяющую создавать новые туристские центры и ком­плексы, выявлять, сохранять и успешно использовать историко-культурное наследие, давать возможность тысячам и миллионам людей познакомиться с национальным и мировым культурным достоянием. Основу культурно-познавательного туризма состав­ляет природное, культурное и историческое наследие, его разно­образная интерпретация и различные формы представления. Памятники историко-культурного наследия нашего региона могут выступать своеобразной «приманкой» для оживления экономики региона, стать основой стратегии развития, привлекать значи­тельные инвестиции, повысить стоимость земли и услуг, совер­шенствовать региональную инфраструктуру, развивать культуру и образование. По оценкам экспертов, на фоне превращения ту­ризма в одну из ведущих отраслей экономики, культурно-познава­тельный туризм может стать в этом процессе главным, превратив историко-культурный потенциал в стимулирующий развитие ре­гионального туризма ресурс.

В связи с этим разрабатываются комплексные программы культур­но - познавательного туризма в нашем Южно-Уральском регионе с учетом этнографических особенностей населения, проживающе­го на этой территории. Если говорить о населении нашего региона, то можно утверждать, что по составу оно много национально. Ис­торически на Южном Урале проживали башкиры, казахи, татары, русские, нагайбаки. Родоплеменные образования башкир былираспространены на огромной территории от Волго-Камского бас­сейна на западе до Сибири на востоке. Вероятно, древнейшими жителями края после отступления ледника примерно 15 тысяч лет назад были носители евразийских языков, о чем свидетельствует характер наскальных пиктограмм в пещерах эпохи палеолита (Ка­повая или Шульган-таш, на реке Белой, Ямазы-Таш близ станции Аша в Челябинской области).

Привлекательность региона формируется целым рядом факторов, влияющих на общественную значимость или ценность туристских объектов. Это может быть манера представления, исторический контекст, возможность использования в целях досуга и развлече­ний и пр. - всё, что повышает посещаемость туристского объекта самым широким кругом общественности. Требуется подчеркнуть специфику данного объекта, чтобы выделить его из числа подоб­ных, сделать отличным от других и исключительно узнаваемым. На Южном Урале специфической чертой, несомненно, представ­ляется такой важный фактор как самобытная этнокультура. Этно-культура включает историческое, художественное и культурное наследие народа, населяющего территорию.

Историко-культурный потенциал является основой познаватель­ного туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, му­зеями, то есть сочетаниями объектов материальной и духовной культуры. Культурное наследие - это наследие исторического развития цивилизации, которое накопилось на данной террито­рии. Каждая эпоха оставляет свой след, который обнаруживается в культурных слоях при археологических раскопках, фактически каждая местность может представлять интерес для познаватель­ного туризма. В целом среди объектов историко-культурного на­следия, по классификации Е. В. Болотовой, можно выделить:

1. памятники археологии;

2. культовую и гражданскую архитектуру;

3. памятники ландшафтной архитектуры;

4. малые и большие исторические города, типичные сельские по­селения;

5. музеи, театры, выставочные залы и другие объекты социокуль­турной инфраструктуры;

6. объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры декоративно-прикладного искусства;

7. технические комплексы и сооружения.

Являясь специфическими объектами этнокультуры, народное ис­кусство и традиционные промыслы могут играть исключительную роль в привлечении туристского потока к региону Южного Ура­ла.

8. А. Квартальное так характеризует роль искусства: «Изобрази­тельное искусство - один из важных элементов культуры, спо­собный сформировать убедительный мотив к туристской поезд­ке. Его повсеместное усиление связано с тенденцией выставлять на известных курортах (в помещениях гостиниц) произведения национального изобразительного искусства в целях ознакомле­ния туристов с культурой региона».

Южный Урал славится Каслинским и Кусинским художествен­ным литьем из чугуна, Златоустовской гравюрой на стали, камне­резным искусством, художественной ручной вышивкой. Все эти знаменитые промыслы Урала представлены в музее декоративно-прикладного искусства Урала в городе Челябинск. К музеям местного значения, представляющего коллекции при­кладных ремесел Урала можно отнести Белорецкий историко-кра-еведческий музей, в котором турист познакомится с коллекциями каслинского и белорецкого художественного литья, вышивкой русских и башкирских мастеров.

Роль народных промыслов в культурном потенциале туризма чрезвычайно велика. Центры народного искусства Челябинской области и республики Башкортостан - это не только объекты познавательного туризма, но и школа современного декоративно-прикладного искусства.

Регион, принимающий туристов, должен предлагать им широкий ассортимент произведений традиционного и современного искус­ства, выполненных (фабричным или кустарным способом) мест­ными мастерами и ремесленниками. Сувениры - хорошая память о поездке. В нашем случае это могут быть изделия декоративно-прикладного искусства, являющиеся традиционными народными промыслами или авторскими произведениями художников. В ка­честве примера можно привести Каслинское литье, Златоустовская гравюру или другие ювелирные изделия, выполненные мастерами Миасса, Златоуста, это могут быть также изделия из драгоценных или полудрагоценных минералов, находящихся на территории региона. Сувенирная продукция может быть представлена рядомизделий традиционного башкирского искусства: декоративное оружие, изделия из металла, дерева, кожи.

В столице Республики Башкортостан Уфе также можно узнать о народным промыслах Урала (прядение, ткачество, изготовление одежды и украшений), посетив Этнографический музей Башкир­ского государственного университета. В Башкирии сохранилась до сих пор уникальная ручная техника войлоковаляния и изготов­ления одежды и обуви из войлока. Также в музее представлены великолепные образцы ковров, выполненных в этой технике. Уникальными составляющими частями культуры каждого этно­са являются национальная музыка и танцы. Курай, изображен­ный на флаге Башкирии явился не только символом республики, но и древнейшим музыкальным инструментом. У гостей региона вызывает огромный интерес самобытное голосовое пение под зву­ки курая, а также знаменитый танец с саблями, уходящий своими корнями в глубокую древность.

Архитектурное наследие региона представляет немалый интерес для туристов. В Челябинской области сохранилось немало про­мышленных и городских застроек конца 17 - начала 18 вв. Сре­ди них необычайные по своей красоте архитектурные сооруже­ния в Троицке, расположенном на границе Челябинской области и Казахстана. Троицк в 18 веке представлял торговый перекресток из Азии в Европу. Именно в этом городе сохранилась во всем сво­ем великолепии архитектура стиля модерн, уникальная во всем Уральском регионе. В Башкирии несомненный интерес представ­ляет традиционное жилище кочевых народностей - юрта. Юрта с ее интерьером является не только примером жилища, но и син­тезом архитектуры и декоративно- прикладного искусства. Несомненно, на Южном Урале еще много объектов культурно-познавательного и исторического характера, свидетельствующих о том, что регион по праву должен занимать приоритетное мес­то как в развитии въездного туризма в России, так и пропаганды культуры в целом.

Южный Урал находится сегодня на «стыке» культур в прямом и переносном смысле, культур великих народов. Диалог между культурами не только возможен, он необходим для сохранения и приумножения общечеловеческих ценностей и для развития экономики и бизнеса в современных условиях.

 

© Н. А. Трахтенгерц

Литература

1. Бенин В. Л. Очерки культуры народов Башкортостана/ В. Л. Бе­нин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Уфа: БГПУ, 2006. - 236с.

2. Зорин И. В. Туристика/ И. В. Зорин, В. А. Квартальное. - М.: Советский спорт, 2001.

3. Квартальное В. А. Туризм/ В. А. Квартальное. - М.: Финансы и статистика, 2003.

4. Лихачев Д. С. Русская культура в современном мире/ Д. С. Ли­хачев// Новый мир. - 1991. - № 1.

5. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры/ М. А. Некрасова. - М.: Изобразительное искусство, 1983.

6. Черватюк А. П. Проблемы профессионализма в сфере туризма/ А. П. Черватюк//Время культуры и культурное пространство: тез. междунар. науч. - практ. конф. - М.: МГУКИ,2000. - 353с.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!