Родительские отношения в многодетной семье

Среди большого многообразия типов семей особое место занимает многодетная семья.

Современные многодетные семьи, по мнению В. Вершинина,  сле­дует принципиально разделять на две категории. Одну составляют семьи, сознательно идущие на труднос­ти и радости рождения и воспитания множества детей. При этом мотивы могут быть самые разные: религиоз­ные убеждения, повышенная любовь к детям, сила мест­ных или семейных традиций и т.д. Общим во всех слу­чаях является то, что ребёнок считается ценностью очень высокого порядка. Отношения между такими ро­дителями и их детьми при всём возможном разнообра­зии, как правило, бывают весьма гармоничными.

Вторую категорию составляют семьи социально безот­ветственных родителей. Можно указать, по меньшей ме­ре, два характерных варианта родительского поведения подобного рода. В одном из них появление новых и но­вых детей связано по преимуществу с пьянством и поло­вой распущенностью. В другом случае к этому добавля­ется манипулирование детьми перед государством, использование их в качестве средства поддержания ми­нимально приемлемого уровня собственного материаль­ного бытия. При любом таком варианте ребёнок не яв­ляется жизнеобразующей ценностью для его родителей. Отношения между этой категорией родителей и их де­тьми, как правило, строятся на самом примитивном уровне.

Семья первой категории наиболее полно реали­зует сегодня возможности вековых тради­ций спонтанного воспитания средствами большого семейного социума. В ней по-прежнему существует межвозрастное и близковозрастное общение. Для этой семьи характерны: непосредственная наглядность семейно-социальных ролей; раннее самоут­верждение через раннее включение ребёнка в заботу, труд; формирование у детей соци­ально приемлемых ценностных установок, перспектив и активной жизненной позиции. Дидактическое влияние родителей сказы­вается не столько в прямых воспитательных воздействиях, сколько через создание обще­го морального, эмоционального и социаль­но-психологического климата семьи. Это со­ставляет благоприятный общий фон изначального развития детей, формирования коммуникативных качеств личности. Показательно, что даже дети с задерж­ками в психическом развитии и дидактичес­ки запущенные, попадая в такие семьи, через некоторое время делают заметный скачок в своём развитии, довольно быстро приближаются к норме.

Однако хорошо обеспечивая начальное развитие личности и формирование общих её качеств, эта семья испытывает немалые трудности на этапе вторичной социализа­ции, выходящей за рамки семейно-социаль­ных и семейно-трудовых ролей.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!