Риторика в Древнем Риме

2 Янв 2017 | Автор: | Комментариев нет »

В основе всей системы образования лежала рито­рика. Развитие ораторского искусства находилось в тесной связи с общественными и политическими ус­ловиями римской жизни II и I вв. до н. э. Умение пуб­лично выступать определяло нередко успех в народ­ных собраниях и на предшествовавших им сходках contiones, в сенатских заседаниях и в судебных комис­сиях. Полководец должен был уметь обращаться с речами к своим солдатам. Римские ораторы внесли мало нового в Теорию красноречия, они разрабатывали лишь известные принципы, уже сформулированные их греческими предшественниками, но, подражая их примерам, они создали выдающиеся образцы латинского оратор­ского искусства.

Наиболее древним примером римского оратор­ского искусства считалась речь Ап пня Клавдия Цека в сенате, в которой отвергались мирные предложе­ния Пирра. Выдающимся оратором был Гай Гракх. Цицерон, осуждавший его политическое направле­ние, признавал его исключительные ораторские спо­собности. В красноречии, по его словам, ему не было равного.

Ораторские приемы совершенствовались и услож­нялись. Теоретики ораторского искусства считали недостаточным, если оратор хорошо говорил по-ла­тыни. Он должен был уметь рассуждать и поучать, приводить людей в трепет: аудитория должна была ему изумляться, «считать его как бы богом среди людей».

Но социальная действительность наложила свой отпечаток на римское красноречие. Ораторское ис­кусство развивалось в ущерб простоте, искренности и правдивости. В судебном красноречии, например, юридическая истина отступала на задний план. «Очень заблуждается тот, — говорит Цицерон, — кто в речах, произнесенных нами в судах, ищет от­ражения наших убеждений. Эти речи носят отпеча­ток самих процессов и обстоятельств и не выража­ют истинных взглядов людей и патронов»

Оратор заботился не о том, чтобы его положение было истинным, а о том, чтобы оно казалось прав­доподобным. Обычным приемом политических речей была инвектива: политические противники выстав­лялись в дурном свете, ораторы пользовались всяки­ми слухами и сплетнями, они играли на легковерии и даже на суеверии своих слушателей.

Какое значение имело в общественной жизни красноречие, показывают слова Цицерона. «Есть два искусства, которые могут поставить человека на са­мую высокую ступень почета: одно — это искусство полководца, другое — искусство хорошего орато­ра» 2. Ораторское искусство в конце Республики было тесно связано с жизнью. Свое содержание оно черпало из римских государственных и частных от­ношений. Несмотря на некоторую искусственность, оно облекалось в такую форму, какая доступна была большинству. В эту эпоху оно носило до известной степени народный характер.

Роль риторики нельзя свести лишь к искусству составления речей. Элементы риторики встречают­ся в разнообразных публицистических произведени­ях того времени, в римской историографии и в художественной литературе; известное влияние ока­зала риторика и на разработку римского права. Ора­торское искусство содействовало развитию и улучше­нию латинского языка, так как придавалось большое значение правильности и точности выражений, а так­же пластичности, изяществу и звучности речи.

Выдающимся оратором конца II и начата I в. до н. э. был Марк Антоний, дед будущего триумвира, консул 99 г., убитый в 87 г. марианцами. Другим вид­ным оратором того времени был Луций Лициний Красс.

В первой половине I в. в римском ораторском ис­кусстве приобрело значение то направление, которое носит название «азианизма». Появилось оно в Ма­лой Азии вскоре после смерти Александра Македон­ского. Характерными чертами его были вычурность, манерность, пристрастие к внешним эффектам, пате­тичность и высокопарность. Противоположным направлением был аттицизм. Сторонники его на­стаивали на возвращении к простоте, краткости и яс­ности старых афинских ораторов.

Из римских ораторов азианского направления особенную известность приобрел Квинт Гортензий Гортал (114—50 гт.), один из главных соперников Цицерона. К ораторам аттического направления принадлежали Гай Юлий Цезарь и Марк Юний Брут.

Выдающийся политический деятель конца Рим­ской республики Марк Туллий Цицерон сыграл не­малую роль и в развитии римской культуры. Речи, трактаты и письма Цицерона уже при жизни автора считались признанными образцами латинской прозы; в вопросах философии Цицерон был эклектиком, от­рицательно относившимся к материализму, но он способствовал разработке латинской философской терминологии; некоторые современные философские термины восходят к Цицерону; в его политических трактатах нашли отражение идеалы сенаторской ари­стократии, а его переписка, долгое время считавша­яся образцом эпистолярного стиля, вводит в повсед­невную жизнь высших кругов римского общества. Цицерон получил риторическое образование. Он воспитывался под руководством лучших римских ораторов — Антония и Красса. В Афинах, Родосе и малоазийских городах он совершенствовал свои ора­торские приемы и изучал философию.

Цицерон приобрел известность благодаря выдаю­щимся судебным речам; политические же выступле­ния упрочили за ним славу лучшего оратора. В пер­вый период своей деятельности Цицерон находился под влиянием азианского красноречия, но влияние эллинистических учителей и изучение лучших образ­цов греческого ораторского искусства классической эпохи помогли ему освободиться от крайностей ази­анского стиля и сочетать в своих речах элементы его с суровым аттицизмом. Тщательно подготовленные речи Цицерона отличаются стройной композицией; он — один из лучших мастеров латинской периоди­ческой речи.

Цицерон — сторонник патетического красноре­чия. Для возбуждения своих слушателей оратор дол­жен действовать на их чувства, чего можно достиг­нуть применением разнообразных приемов.

Аргументация Цицерона преследует одну цель — убедить во что бы то ни стало в справедливости сво­ей мысли. Оратор допускает преувеличения, подчас он искажает ход событий, пользуется непроверенны­ми слухами. Инвектива (возведение всяких обвине­ний) является одним из существенных приемов Ци­церона. Поэтому Веррес в «Верринах», Каталина в «Катилинариях» и Антоний в «Филиппиках» — не­ реальные деятели эпохи; это — образы, созданные обвинителем и политическим противником. Речи Цицерона привлекали огромное количество слушателей, с которыми Цицерон считался. В кон­це своей деятельности, занимая антидемократи­ческую позицию, он не признавал за римской толпой способности к разумным политическим решениям, но и тогда все же высоко ставил умение ее ценить ораторские выступления. Достоинством своих речей Цицерон считал обилие слов и мыслей. Не всегда, однако, это было достоинством. Его речам недоста­ет краткости, нередко он повторяется, а его отступ­ления посвящены подчас неумеренному самовосхва­лению. Цицерону принадлежит ряд трактатов по теории ораторского искусства, пользовавшихся популярно­стью в эпоху Империи и в последующие периоды.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!