Риторическое пространство и его структура

22 Окт 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Риторика - самая древняя из лингвистических дисциплин - была признана наукой об убедительной речи, о формах и методах речевого воздействия на аудиторию. «Определим риторику, - писал Аристотель, - как способность находить возможные способы убеждения относительно данного предмета». Целью риторики как науки стала задача обучения свободной, целесообразной и убедительной речи, ораторскому мастерству.

Современное публичное общение представляет собой явление, состоящее их множества элементов, которые, в свою очередь, характеризуются набором свойств и различными способностями к взаимодействию. При таком подходе риторическую деятельность рассматривают как многофакторную систему, способную реализовывать себя в бесконечном количестве модификаций. Многофакторную модель риторики целесообразно интерпретировать как пространство общения.

Риторическое пространство представляет собой некую территорию (сферу), ограниченную участниками общения, и рассматривается как система словесного и несловесного обмена информацией. Внешне риторическое пространство состоит из людей и слов. При этом важно понимать что эта сфера внутренне организована, имеет свою структуру.

Структурными элементами риторического пространства являются оратор, его речь, аудитория, к которой обращается оратор, обратная связь, условия общения.

Оратор может называться субъектом общения, автором, речедеятелем, аргументатором, ритором, создателем речи, организатором риторического пространства, речевым актором, диктором, глашатаем, говорящим и т. д. В определенных ситуация эти названия могут быть синонимами и замещать друг друга. В случае различных интерпретаций роли и содержательных параметров говорящего, эти синонимы превращаются в определения. Название начинает выражать специфическое содержание, характеризующее говорящего. Так, оратором можно называть любого участника общения, который озвучивает какую-нибудь свою позицию. В то же время оратором обычно называют организатора общения, который реализует свою ораторскую позицию в соответствий с пропорциями законченного полноценного общения.

Важно уяснить, что человек, получив право на публичное выступление, обязан реализовать его по законам этого организованного пространства. Субъект как организатор коммуникации выступает в роли оратора: он обязан довести до понимания слушателей свою позицию и реализовать цель своего выступления. Причем, форма и цель должны соответствовать определенным нормам, характерным для организации (предприятия) и участников общения.

Слушатели в риторическом пространстве выполняют определенные функции и участвуют активным образом в процессе публичного общения. От слушателей порой требуется высочайшая степень активности и ответственности, от этого может зависеть судьба человека и даже общества. В современной риторике слушателей называют аудиторией, объектом, потребителем речи, адресатом, реципиентами, получателями речи, респондентами, оппонентами и т. д.

Реципиентом называют слушателей, которым адресована аргументация, респондентами - слушателей, с которым устанавливается обратная связь, оппонентами - слушателей, которые оценивают и подвергают критике позицию оратора.

Основная задача слушателей заключается в том, чтобы воспринять, осмыслить позицию оратора, а затем принять ее или отвергнуть.

Например, выступление информационного характера - самая простая форма публичного общения - основана на том, что оратор строит речь в форме, доступной для слушателей. Слушатели текст выступления воспринимают и стараются усвоить. Причем позиции слушателей создаются как оратором, так и самими слушателями. Информационное общение не предполагает, как правило, публичной напряженности и ответственности сторон за реализацию цели общения. Другие виды и жанры риторики требуют от ораторов и слушателей подготовленности, концентрации внимания и ответственности, поскольку подобные случаи общения влияют на судьбу организации (предприятия) и персонала.

Речь - это та информация, которую оратор доносит до своей аудитории, выполняя поставленные перед выступлением цели.

Обратная связь. Произнося речь, оратор должен привлечь к ней внимание, включить слушателей в общение, поддерживать его на уровне активного восприятия до самого конца. В процессе речедеятельности коммуникатор осуществляет обмен позициями и добивается присоединения слушателей к своей позиции. С этой целью необходимо преобразовать риторическое пространство так, чтобы произошел добровольный обмен позициями.

Условия общения - условия, в которых происходит публичное выступление. Это может быть актовый зал, академическая аудитория, оборудованная по последнему слову науки и техники, заводской цех, городская площадь. Условия диктуют разные требования к оратору и его слушателям. От условий во многом зависти содержание и характер выступления.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!