Римская семья: общая характеристика, виды родства

31 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В глубокой древности большие коллективы родственни­ков, живших на территории Лация, образовывали более круп­ные единицы, известные как род (gen(u)s). Члены этого рода носили единое родовое имя (nomen gentilicium — Tullius, Julius, Claudius), производное от реального или легендарного пред­ка. Римский рол был экзогамным; внутри него существовало право взаимного наследования», имелось общее место для по­гребения. Род мог принимать в свой состав пришельцев-чу­жаков, избирать и смещать старейшин; сородичи (gentiles) обязаны были оказывать друг другу защиту и помощь. «Gentiles mini sunt, qui meo nomine appellantur» (Lucius Cin-cius).

В древнейшее время родовой союз охватывал все сущест­вование единичной личности. Все личные интересы сливались или соприкасались с родовыми интересами. У родичей — об­щий родовой культ, общий жертвенник, на котором в опреде­ленное время приносились общие жертвы; после смерти ро­дичи покоились в общем родовом склепе. Военная служба и политическая деятельность соединяли родичей, ибо род состав­лял также военную единицу, и в народном собрании (comitia curiata ) граждане заседали по род^м. Стыд и честь, горе и ра­дость у родичей также были общими-

Род помогал отдельным своим членам в беде; он пристав­лял опекунов к малолетним, назначал защитников (vindex) к неоплатным должникам, мстил убийце за гибель своих чле­нов, охранял интересы лиц, имевших несчастие попасть в плен, содействовал их выкупу, а также выкупал из кабалы неоплатных должников.

Род наблюдал за поведением своих членов, наказывая не­достойных изгнанием из своей среды или отлучением от жерт­воприношений. Надо вникнуть во всю беспомощность поло­жения древнего человека, отвергнутого своими близкими, что­бы понять ужасное значение и силу подобных наказаний1. Социально-экономической основой рода была коллективная собственность на землю. Члены рода пользовались сообща только частью земли; основной ее фонд распределялся меж­ду входившими в род семьями. Сами они включали 3-4 поко­ления нисходящих родственников главы семейства.

Большая агнатская семья в рамках римского gens как группа семей, ведущих свое начало от одного и того же реаль­ного предка, называлась consortium. Ее имущество было об­щим, как и трудовая жизнь всех ее членов. Для нее харак­терны были низкий уровень производства и слаборазвитый обмен. По сути дела, она была замкнутой самообеспечивав­шейся единицей раннеримского общества, в котором начал применяться труд немногочисленных рабов. Глава consor-tium'a избирался всеми взрослыми мужчинами; он руково­дил делами всего коллектива, организовывал его деятель­ность, в том числе и военную. У него не было собственной юрисдикции по отношению к имуществу консорциума или его членам. В принципе, консорциум считался вечным и имел общий культ. Смерть главы такого коллектива превращала консорциум в ercto non cito.

С развитием экономики Рима, по мере установления и рас­ширения торговых связей с ближними соседями римская пат­риархальная семья стала постепенно распадаться на малые семьи (familia), которые самостоятельно вели свое хозяйство. Цицерон в трактате «Об обязанностях» (I. 17.54) прослежива­ет развитие родственных отношений внутри рода1. Цитируе­мый Цицероном юрист I в. Муций Сцевола, определяя род по его признакам, уже не счел нужным упомянуть о единстве происхождения сородичей. По его определению родичи суть те, которые носят одно общее имя, произошли от свободно­рожденных, не считают рабов в числе своих предков и не ума­лены в своей правоспособности. Затем и обычай носить общее родовое имя (nomen gentilicium) исчезает; с падением родов исчезал и контроль рода над своими членами.

В понятие «семья» римляне вкладывали нечто большее, чем наши современники. Римское понятие familia включало в себя не только ближних родственников по прямой и боковой линиям родства, но и рабов, слуг, а также имущество, родовое состоя­ние, имение, общность культа предков. Само слово familia было однокоренным таким словам, как «слуга», «прислуживающий», «подвластный», «покорный» (выражаются одним термином — famulus). Эти совпадения далеко не случайны; они отражали древ­нейшие кровно-родственные связи, существовавшие в глубокой древности, в начале I тысячелетия до н. э. Эти связи и отличали римскую семью как коллектив родственников, находившихся под властью отца семейства — домовладыки (pater familias). Семья представляла собой наиболее широкий родственный союз, осно­вывающийся на том, что составляет familia gentilicia, т.е. это чле­ны одного и того же рода (gens), объединенные предполагаемым происхождением от общего для всех прародителя. «Item appel-latur familia plurium personarum, quae ab ejusdem ultimi genitoris sanguine prof iciscuntur (sicuti dicimusifamiliam luliam), quasi a fonte quodam memoriae» (D. L. 16.195. §4)\ Римское мужское имя со­стояло из трех слов: Gajus (praenomen), Julius (nomen), Caesar (cognomen). Nomen gentilicium объединял представителей всего рода и был аналогом нашей фамилии. В римской семье знатоки древних обычаев и норм неписаного права выделяли две линии родства: агнат(иче)ское и когнат(иче)ское.

Гай четко указал на принципы их определения: «Агната­ми являются те, кто соединен кровным родством через лиц мужского пола (per virilis sexus), словно родственники от отца, как, к примеру, брат, рожденный тем же отцом, сын или внук брата от него, а также брат отца и сын с внуком от дяди. И те, кто соединены родством через лиц женского пола, не являются агнатами, но, напротив, породнены естественным правом. Итак, между дядей (братом матери) и сыном сестры нет агнатства, но когнатство. Тем же образом сын тетки (сестры отца), сын тетки (сестры матери) не является мне агнатом, но когнатом, и наобо­рот, значит, я с ним связан тем же правом, потому что те, кто рожден, следуют за семьей отца, а не матери». Таким образом, агнатами (agnasci означало «родиться после смерти отца или составления завещания») были лица-родственники, жившие под властью общего отца, или живущие, если он еще был в жи­вых. Когнаты же (cognati — «сродники») были кровными род­ственниками как по прямой, так и боковой линии (у двух лиц был общий предок): родные брат и сестра (frater et soror), дядя и тетя по отцу (patruus, amita) и по матери (avunculus, materte-га); двоюродные братья по отцу (patrueles), двоюродные сест­ры (consobrini), троюродные братья (sorbini).

Когнаты могли быть полнородными (germani) или сводны­ми: имевшими общего отца (consanguinei— «единокровные»; их взаимные права назывались jus consanguinetatis) или общую мать (uterini — «единоутробные»). Близость родства между двумя ли­цами определялась по числу рождений, которые отделяют обоих лиц друг от друга (quot generationes tot gradus — так называемое computatio civilis). Отношение родства могло быть создано искусственным путем, на основании юридической сделки; это происходило при усыновлении. Поскольку в римскую семью, по­мимо кровных родственников, входили также усыновленные лица, агнатов было больше, чем когнатов: «Inter agnatos et cog-natos hoc interest, quod in agnatis etiam cognati continentur, inter cognatos vero agnati non comprehenduntur» (Paulus). Внебрач­ные дети (с материнской точки зрения) не относились к агнатам, поскольку не имели определенного отца: «Vulgo quaesitos nullum habere adgnatum manifestum est, cum adgnatio a patre, cognatio sit a matre, hi autem nullum patrem habere intelliguntur» (Institu-tiones Justiniani). Родство между такой матерью и ее ребенком называлось естественным (cognatio naturalis). Естественно, су­ществовали родственники по нисходящей (descendentes) и вос­ходящей (ascendentes) линиям. В древнем праве агнатическое родство имело преобладающее значение, тогда как когнатиче­ское не играло почти никакой роли. Однако с течением времени благодаря претору и императорскому законодательству кров­ное родство стало приобретать все более важное значение. Окон­чательная победа когнатического начала над агнатическим за­вершилась при Юстиниане.

Особенностью римской семьи было проживание супругов в семье мужа, иначе говоря, патрилокальность. Главой семей­ного культа предков был сам домовладыка. Именно эта сово­купность людей, семейных святынь и вещей и была той на­следуемой массой, которая переходила родственникам, а так­же некоторым третьим лицам по завещанию домовладыки.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!