Римская поэзия I в. до н.э.

2 Янв 2017 | Автор: | Комментариев нет »

Последний век Республики отмечен не только расцветом латинской прозы, но и выдающимися ус­пехами в области поэтического творчества. Версифи­кации учили в школах, и умение сочинять стихи было признаком хорошего тона. В римской поэзии того времени боролись два те­чения: одно из них стремилось найти новые поэти­ческие формы, использовать многообразные поэти­ческие приемы, которые культивировались эллинис­тическими, особенно александрийскими, поэтами, другое отстаивало традиционную форму стихосложе­ния, какая шла от Энния. Приверженцем этой фор­мы считал себя Цицерон; к этому же течению при­мыкал и Тит Лукреций Кар, автор знаменитой фило­софской поэмы «О природе вещей».

О жизни Лукреция нам мало известно. Свою по­эму он посвящает претору Меммию, обращаясь к нему, как к равному. Возможно поэтому, что он принадлежал к высшему кругу, хотя некоторые склонны считать его человеком демократического происхождения. Христианский писатель IV—V вв. и. э. Иероним говорит, что от употребления любов­ного напитка Лукреций потерял рассудок, что писал он свою поэму лишь в те моменты, когда приходил в сознание, и жизнь кончил самоубийством. Однако в поэме нет никаких следов болезненности созна­ния, версия эта относится, видимо, к последующему периоду и сочинена противниками философии Лу­креция.

Поэма «О природе вещей» — философское про­изведение. Автор использовал ритмическую речь и многообразные формы поэтического изложения, что­бы сделать предмет своего сочинения доступным читатепю. Излагая учение свое «в звучных и сладких стихах», он поступает, по его словам, как врач, кото­рый «обмазывает медом края чаши, когда дает детям горький целебный напиток». Лукреций — убежденный сторонник и страстный проповедник учения Эпикура, которое, по его мне­нию, должно избавить людей от суеверия и дать им счастье.

Поэма начинается с гимна всеблагой Венере, оли­цетворению единой и вечно живой природы. В пер­вой книге формулируется закон вечности материи как основа учения о всем сущем: из ничего ничего не происходит, а все рождается и произрастает от мель­чайших первичных тел (principes), из которых состо­ят все тела. Развитию этой мысли посвящена и значи­тельная часть следующей книги.

В книге третьей трактуется вопрос о жизни и смерти. Лукреций отрицает бессмертие души. Дух и душа человека родятся и умирают вместе с телом. Поэтому смерть — неизбежный конец существова­ния. В книге четвертой устанавливается, что наши чувства являются основным источником познания вещей. В книге пятой развернута величественная кар­тина мироздания. Мир возник вследствие разнообраз­ных сцеплений отдельных тел. Мир не коснеет в сво­

ем положении, все преходяще, природа вечно изме­няется. Лукреций излагает историю образования зем­ли и появления на ней живых существ. Он дает на­бросок развития первобытного общества. Первые люди походили больше на животных, у них не было законов и правил общежития, среди них царило на­силие. Но постепенно люди подчиняли себе силы природы, они научились делать огонь, стали пользо­ваться шкурами зверей, появилась семья, в резуль­тате договора возникло и общество. В книге шестой объясняются различные явления природы: грозы, землетрясения, колебания температуры, эпидемиче­ские болезни.

Поэма раскрывает целостное, в основе своей материалистическое, но вместе с тем и механистиче­ское мировоззрение. Автор ее не только рациона­лист-мыслитель, но и поэт, он не только изучает при­роду, но и преклоняется перед ней.

Некоторые описания (грозы, облачности) говорят о силе поэтического восприятия автором природных явлений. Одна из основных задач Лукреция — осво­бодить людей от страха смерти и от суеверий. Ес­тественная картина мира не оставляет места для бо­жественного вмешательства. В согласии с Эпику­ром Лукреций говорит о том, что боги ведут безмя­тежную жизнь и не касаются людских дел. Бессилие человека перед природой, его беспомощность в объ­яснении ее явлений были причинами религиозных заблуждений, которые могут быть источником вся­ких зол.

Идеал Лукреция — мудрец, познавший законы жизни и природы, освободившийся от суеверия, уда­лившийся от треволнений и наслаждающийся своим душевным покоем.

Жизни, полной суетливых забот, удаленной от природы и отягощенной борьбой, он предпочитает жизнь первобытного общества. Однако Лукрецию чужд пессимизм. Преклонение перед природой, вера в ее неиссякаемые силы соединяются у него с апо­логией человеческого разума, проникающего в самые глубокие тайны мироздания и являющегося источ­ником истинной мудрости. В этом — сила Лукреци- ева оптимизма. Лукреций почти не говорит о совре­менных ему событиях, но он гневно протестует про­тив жажды богатства, против стремления к власти, приводящего к гражданским войнам. От всего этого, по Лукрецию, должен быть далек философ, занятый познанием природы.

Поэма «О природе вещей» — величайшее произ­ведение мировой литературы, оно продолжает пора­жать глубиной мысли и не раз являлось источником творческого вдохновения.

Учение, в существе своем находящееся в проти­воречии со многими явлениями римского обществен­ного уклада, наполненного обрядностью и суевери­ем, Лукреций облек в традиционную латинскую по­этическую форму. Он следовал не александрийским образцам, а старому поэту Эннию, к которому он относился с большим уважением.

Произведенная Лукрецием реформа Энниева сти­ха имела значение для последующих поэтов, особен­но для Вергилия.

Еще около 100 г. до н. э. появляются латинские стихотворения, написанные под влиянием алексан- дринизма. Направление это возникло при дворе Птолемеев, и для него характерны следующие чер­ты: 1) подчеркнутая эрудиция автора (особенно в вопросах мифологии); 2) изящество и изыскан­ность формы, 3) исключительное внимание к лич­ным переживаниям, особенно любовным. В кон­це первой половины I в. александринизм входит в моду и в Риме. Он находит немало сторонников, главным образом среди аристократической молоде­жи. Люди консервативного направления стояли за старый, Энниев стих, и Цицерон пренебрежитель­но называл новых поэтов неотериками («юноши», «нововводители»).

Первое место среди новых поэтов принадлежит, несомненно, Катуллу. Гай Валерий Катулл (около 87—54 гг. до н. э.) родился в транспаданском горо­де Вероне. Поселившись в Риме, он сблизился с представителями аристократической молодежи, сре­ди которой было немало талантливых людей.

Катуллу была хорошо известна греческая и элли­нистическая поэзия. Ряд его стихотворений написан в чисто александрийском духе («Свадьба Фетиды и Пелея», две брачные песни — эпиталамии и др.).

Катулл отдал дань той подчеркнутой учености, которая требовалась от поэта александрийской шко­лы, но вместе с тем он дал верные, полные реализ­ма характеристики человеческих чувств и страстей. Особое значение приобрели в мировой литературе Лирические стихотворения Катулла, главные из ко­торых он посвятил своей возлюбленной Лесбии.

Под этим вымышленным именем скрывалась, как это устанавливали еще в древности, аристократка Клодия, сестра известного трибуна 58 г., не раз упо­минаемая в произведениях Цицерона. Стихотворения Катулла знакомят нас с перипетиями всего романа: Катулл говорит о своей страсти, приводящей его к робости. За первым увлечением и радостью успеха последовало разочарование: у Катулла появляются подозрения, вызывающие ревность и вскоре под­тверждающиеся. Катулл переживает противополож­ные чувства, с особенной силой запечатленные им в двустишии, начинающемся словами: «Хоть ненави­жу, люблю»

В конце концов Катулл порывает с Клодией, и разрыв этот вызывает у него как бы оцепенение. Он молит богов избавить его от любовной болезни2; он разочарован в любви и впоследствии не пожелал вер­нуться к своей прежней возлюбленной.

Любовь к Клодии — не единственный мотив ли­рических произведений Катулла. Поэтический талант поэта нашел отражение в грустных стихах по пово­ду смерти любимого брата4, в многочисленных и раз­нообразных стихотворениях, посвященных друзьям. Замечательны стихи Катулла, посвященные природе. Стихотворение его, обращенное к родному полу­острову Сирмию, написано поэтом по возвращении его из Вифинии. Родные края дороже Катуллу всех других полуостровов и островов, тинийских и вифин- ских полей5.

Таким образом, лирика Катулла отражает слож­ную гамму личных переживаний поэта. На него вли­яли не только александрийцы — он находился под влиянием ранних греческих лириков (особенно Сафо и Архилоха). Катуллу удалось найти исключитель­ные по силе и прелести слова для выражения слож­ных человеческих переживаний, и его можно с пол­ным основанием считать первым крупным римским лирическим поэтом.

В лирических произведениях Катулла наиболее ярко отражено развитие индивидуализма в римском обществе.

Острая политическая борьба нашла отражение и в произведениях Катулла. Отец его считался другом и гостем Цезаря, сам же Катулл вращался в кругу анТицезарианской молодежи; ему принадлежит не­сколько резких эпиграмм по адресу Цезаря и особен­но по адресу любимца последнего, Мамурры. Прав­да, в одном из стихотворений Катулл восторгается успехами Цезаря в Британии.

В конце рассматриваемого периода начали свою деятельность выдающиеся поэты начала Империи - Вергилий и Гораций, но произведения их, изданные ими в годы последних гражданских войн, неотдели­мы от всего их творчества, которое тесно связано с политическими и социальными отношениями времен принципата Августа.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!