«Режим Виши» и движение «Сопротивления». Четвертая и Пятая республики во Франции

5 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

В период «временного режима» во Франции началась глубокая перестройка политической системы, сопровождавшаяся важными социально-экономическими реформами и перегруппировкой основных партийно-политических сил. С момента провозглашения Временного правительства Франции в стране установился так называемый Временный режим. Франция не имела Конституции, которая была уничтожена вишистским режимом, поэтому в стране развернулась, как тогда характеризовали, «битва за Конституцию» и «битва  за производство», то есть за восстановление экономики страны. Определилась новая расстановка сил в капиталистическом мире, характеризовавшаяся значительным ослаблением позиции Франции. Англия и США продолжали в отношении Франции политическую линию, направленную на ее подчинение.

Временное правительство осуществило часть программы Национального совета Сопротивления: национализировало ряд крупных банков и отраслей тяжелой промышленности, реформировало систему социального обеспечения, восстановило демократические свободы. Были официально одобрены провозглашенные в программе мероприятия по чистке государственного аппарата и наказанию лиц, сотрудничавших с оккупантами, по привлечению сил французского Сопротивления к управлению страной. Однако многие положения программы, касающиеся демократизации государственного строя, не были проведены в жизнь из-за усилившегося противоборства различных фракций бывшего Сопротивления. Так, комитеты освобождения, выполнявшие роль местной власти, были заменены правительственными чиновниками-префектами.

Центральным вопросом внутриполитической жизни страны, вокруг которого разгорелась борьба, стал вопрос о новом государственном строе, новой Конституции Франции. Все политические силы объединяло критическое отношение к институтам Третьей республики. В остальном их подход был различным. «Новые консерваторы», и прежде всего сторонники генерала де Голля, склонялись к учреждению республики президентского типа, с сильной исполнительной властью, способной противостоять «режиму партий» –  «дестабилизирующему» парламентаризму эпохи Третьей республики. Левые партии, а также ряд партий центристского толка (например, крупная католическая партия МРП), явно опасаясь установления режима «личной власти» генерала де Голля, выступали за сохранение верховенства парламента и его контроля над правительством при большей сбалансированности двух ветвей власти.

В августе 1945 г. Временное правительство Франции утвердило положение о референдуме и проведении выборов в Учредительное собрание. В ходе референдума большинство голосов получили левые партии – коммунисты и социалисты. 96% голосовавших высказались за принятие новой Конституции и 66,3 % – за последующее утверждение Конституции народным голосованием.

Получив на выборах в Учредительное собрание в октябре 1945 г. наибольшее количество депутатских мандатов, коммунисты, социалисты и МРП образовали трехпартийное Временное правительство и добились выработки проекта Конституции на основе своей программы. Однако он был отклонен на референдуме. За принятие Конституции проголосовали 9,3 млн человек, против – 10, 6.

Второй проект, разработанный в апреле 1946 г. новым составом Учредительного собрания, содержал ряд компромиссных положений, позволяющих учесть платформы всех членов коалиции. После утверждения на референдуме второй проект Конституции стал Основным законом Франции.

Конституция 1946 г. Новая Конституция Франции не только отразила соотношение политических сил в стране в первый период после освобождения, но и закрепила на конституционном уровне ряд новых политических принципов, характерных для европейских конституций так называемой второй волны (40 – 50-е гг.). В преамбуле Конституции торжественно подтверждались права и свободы, провозглашенные  Декларацией прав человека и гражданина 1789 г.

В Конституцию был включен новый блок экономических и социальных прав: равноправие мужчин и женщин, народов зависимых стран, социально-экономические права: право на труд, отдых и материальное обеспечение в случае нетрудоспособности, право рабочих на объединение в профсоюзы, на забастовки, коллективное определение условий труда и на участие в управлении предприятиями, право на всеобщее бесплатное светское образование и др. Расширялась сфера регулирования политической и особенно внешнеполитической деятельности государства (положения о мирной внешней политике, об отношениях с колониями и т. п.).

Вместе с тем новая Конституция значительно расширяла пределы вмешательства государства в экономическую и социальную сферу жизни общества, изменяла характер отношений между личностью и государством, возлагая на государство, помимо широких прав, и новые обязанности. Признанным конституционным принципом стало провозглашение «социального государства», в котором права собственника сочетаются с «общим благом» и ограничиваются общественными интересами.

Конституция провозглашала парламентскую республику во Франции. С точки зрения основного принципа организации государственного строя, в первой послевоенной Конституции Франции продолжала господствовать идея абсолютного парламентаризма. Нижняя палата парламента –  Национальное собрание – провозглашалась единственным законодательным органом страны, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия. Кроме того, Национальное собрание имело исключительное право законодательной инициативы в финансовых вопросах, ратификации и денонсации важнейших международных договоров, объявления войны. Собрание, избираемое по системе пропорционального представительства на основе всеобщего избирательного права, абсолютным большинством голосов должно было утверждать состав нового правительства, которое несло перед ним всю полноту ответственности.

Конституция традиционно сохранила двухпалатную структуру парламента. Однако вторая палата – Совет республики – была наделена лишь совещательными функциями, и ее рекомендации не были обязательными для Национального собрания. Совет республики избирался косвенными выборами в департаментах и коммунах, а часть его назначалась Национальным собранием. Состав палаты должен был периодически обновляться. Таким образом, полномочия верхней палаты парламента, по сравнению с сенатом Третьей республики, были сведены до минимума.

Главой государства являлся президент республики, который избирался на совместном заседании палат парламента сроком на 7 лет. По Конституции 1946 г., в отличие от предшествующей, президент был лишен ряда важных прерогатив (роспуск нижней палаты, назначение по своему выбору высших должностных лиц и др.). Любые акты президента, в том числе назначение на высшие должности, требовали контрасигнации председателя кабинета и одного из министров.

Исполнительная власть по Конституции вручалась Совету министров во главе с его председателем, главой правительства. Этот орган осуществлял непосредственное государственное управление страной и в этом своем качестве имел широкие полномочия. Однако деятельность кабинета была поставлена под эффективный контроль нижней палаты. Назначение председателя Совета министров и министров декретом президента могло производиться только после вынесения вотума доверия со стороны Национального собрания.

В случае принятия абсолютным большинством голосов депутатов резолюции порицания, а также в случае провала в палате важного правительственного законопроекта кабинет должен был уйти в отставку. Правительство могло распустить парламент только после двух правительственных кризисов подряд, последовавших за вотумами недоверия или порицания. В такой ситуации на период избрания нового состава собрания создавалось коалиционное правительство из всех партийных фракций во главе с председателем Национального собрания.

Конституция практически сохраняла в неприкосновенности старую судебную систему и местное управление, подчиненное строгому контролю со стороны правительства. Для руководства судами создавался Высший совет магистратуры, председателем которого являлся президент. Совет ведал вопросами назначения и продвижения судей, исполнял функции дисциплинарного суда в отношении членов судебного ведомства.

Реорганизация политического строя Франции в той форме, которая была предусмотрена Конституцией 1946 г., во многом не оправдала возложенных на нее задач и быстро утратила привлекательность в глазах французов. Страна практически вернулась к «режиму Собрания», столь единодушно критикуемому на примере Третьей республики. За двенадцать лет сменилось сорок пять правительств, было несколько длительных министерских кризисов. Этому способствовали как недостаточная проработка самого механизма функционирования норм Основного закона, так и периодические отступления от них на практике.

Сложные проблемы модернизации экономики и перестройки экономической структуры, обострение социальных противоречий, распад колониальной системы и колониальные войны требовали активного вмешательства государства и стимулировали поиски путей к установлению твердой власти. Политическая система, основанная на классическом парламентаризме, в условиях многопартийного соперничества и возросших требований к административно-управленческой деятельности оказалась неспособной адекватно реагировать на сложные социально-экономические проблемы и кризисные явления в обществе.

С самого начала существования Четвертой республики ее внутренняя и внешняя политика отличалась нестабильностью, несамостоятельностью, отказом от защиты важнейших национальных интересов.  В составе часто сменявших друг друга правительств в основном были представители трех партий: социалистов, радикалов и МРП (коммунисты были удалены из правительства в 1947 г.). Эти правительства объявляли о своей политике так называемой «третьей силы», то есть направленной одновременно против коммунистов и де Голля с его сторонниками. Республика не имела массовой поддержки, и не случайно в своей книге, посвященной истории Четвертой республики, известный политолог Ж. Барсалу назвал ее словом: «Постылая».

На протяжении 40-х – середины 50-х гг. стало нарастать недовольство государственным режимом Четвертой республики. Возникшая в 1947 г. голлистская партия «Объединение французского народа» (РПФ) выступила с требованием отмены Конституции 1946 г. и создания сильной исполнительной власти, способной возвыситься над «партийной чехардой». В этом же году произошел распад трехсторонней коалиции, а в 1948 - 1951 гг. была восстановлена мажоритарная избирательная система, вначале в Совет республики, а затем и в Национальное собрание.

Широкое распространение получила практика делегированного законодательства. По конституционной реформе 1954 г. премьер-министр был наделен дополнительными полномочиями по роспуску Национального собрания, упрощался порядок получения вотума доверия правительством (простым большинством голосов), отменялись положения Конституции о коалиционном правительстве. Были расширены также права Совета республики, который превратился в полноправного участника законодательного процесса. Одновременно, без прямого пересмотра соответствующих положений, путем конституционной практики произошло фактическое усиление роли и влияния президента.

В дальнейшем обострение политической обстановки и отход от основных принципов Конституции 1946 г. привели в конечном итоге к падению Четвертой республики и ее замене в 1958 г. Пятой республикой.

Франция значительно более других колониальных держав оказалась затронутой процессом кризиса, а затем и распада своей колониальной империи. Начиная с войны во Вьетнаме, которая проходила с 1946 по 1954 гг., колониальные войны Франции, по существу, не прекращались, становясь постоянным фактором кризисного состояния внутренней и внешней жизни страны. Но особенно важное значение имела война в Алжире, именно с ней и колониальной проблемой вообще было тесно связано и падение Четвертой республики, и возвращение к власти генерала де Голля.

Пятая республика во Франции. Конституция 1958 г.

В мае 1958 г. президент Коти поручает сформировать очередное правительство Пфлимлену, стороннику прекращения войны в Алжире путем переговоров. На следующий день четыре генерала французской армии в Алжире обратились с телеграммой в Генеральный штаб, в которой говорилось, что армия не примирится с потерей Алжира, ибо именно так рассматривалось назначение Пфлимлена. Армия в Алжире вышла из повиновения центральным властям. 15 мая в средствах массовой информации было опубликовано заявление де Голля: «Деградация государства повлекла за собой отход колониальных народов, восстание армии, национальную рознь и потерю независимости; режим политических партий виновен в этой катастрофе, но, как и раньше, когда страна полностью доверила мне вести ее к спасению, сегодня, когда перед ней стоят новые испытания, пусть она знает, что я готов взять на себя всю полноту власти в Республике».

Правительство Пфлимлена подало в отставку. Президент поручил де Голлю сформировать правительство. 2 июня  в Национальном собрании де Голль поставил на голосование два предложения: предоставление его правительству чрезвычайных полномочий на шестимесячный срок и предоставление конституционных полномочий. При голосовании он получил 350 голосов – за, 161 – против, в том числе все коммунисты и 70 депутатов воздержались.  Это была окончательная победа де Голля.

Ограничившись общими пожеланиями относительно новой Конституции, парламент отстранился от ее разработки. Решающее значение де Голль придавал разработке новой Конституции. 13 июня 1958 г. под его председательством состоялось первое заседание комитета по вопросам Конституции. Вскоре ее текст был подготовлен. Он полностью отражал стремление де Голля к сильной президентской власти. 4 сентября текст Конституции был опубликован, а 28 сентября проходил референдум по вопросу: «Одобряете ли вы Конституцию, предложенную вам правительством республики?». Из числа зарегистрированных во Франции 45 840 000 избирателей приняло участие в голосовании 36 894 000 человек. Положительный ответ дали 31 066 500 избирателей, и с октября 1958 г. новая Конституция вступила в силу. Это означало рождение Пятой республики.

Конституция 1958 г. относится к наименее демократичным из 18 конституций Франции. В основу Конституции 1958 г. легли представления де Голля относительно государственного устройства Франции.

Эффективным средством укрепления системы властвования должен был стать институт главы государства. Возвышаясь над всеми властями и не навязывая себя в качестве главы правительства и лидера парламентского большинства, президент должен был выражать высшую волю государства по проблемам первостепенного значения. Таким образом, одной из важнейших задач этого органа было гарантировать стабильность исполнительной власти в неблагоприятных политических и экономических условиях.

Эти идеи были четко проведены в тексте нового Основного закона. Свидетельством этому является сама структура Конституции, построенной по схеме президент – правительство – парламент. Центральным звеном всей политической системы стал президент. Ему была отведена роль «высшего арбитра», призванного обеспечивать нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства (ст. 5), поэтому президент не нес политической ответственности ни перед каким органом (за исключением случая государственной измены) и никем не контролировался. В то же время для выполнения своей роли он был наделен как широкими постоянными прерогативами, так и полномочиями, имеющими исключительный характер.

Прежде всего, президент назначал главу правительства, а по его предложению – остальных членов кабинета, а также принимал их отставку. Он председательствовал на заседаниях правительства, в Совете и Комитете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры. Ему предоставлялись полномочия главы вооруженных сил, право назначения на высшие гражданские и военные должности.

Президент был наделен значительными полномочиями не только в исполнительной, но и в законодательной сфере: он имел право подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей; право оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Конституционный совет (суд) для заключения о его соответствии Конституции; право передавать некоторые виды законопроектов на референдум, минуя парламент; право обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуждению; право принимать ордонансы, имеющие силу закона. Президент получил также право роспуска нижней палаты парламента (ст. 12), что не характерно для чисто президентских республик. Он представлял Францию в международных отношениях, наделялся значительными прерогативами в области внешней политики.

Помимо указанных полномочий, президент по ст. 16 получил право принимать чрезвычайные меры по своему усмотрению в условиях, когда «установление Республики, независимость Нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной или непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией, нарушено».

Одновременно предусматривался ряд гарантий против установления единоличной диктатуры президента (автоматический созыв парламента, запрос мнения Конституционного совета и т. п.). Однако деятельность президента в период чрезвычайного положения никем не контролировалась. В соответствии со ст. 19 свои наиболее важные полномочия: назначение правительства, роспуск палаты, введение в действие исключительных полномочий, передача законопроектов на референдум и ряд других – президент осуществлял единолично, без контрасигнирования со стороны премьера и соответствующих министров. Остальные акты президента требовали министерской скрепы, и таким образом премьер-министр нес за них политическую ответственность перед парламентом.

Конституция 1958 г. отказалась от прежней политической практики избрания президента парламентом. Отныне он должен был избираться коллегией выборщиков, в которой члены парламента составляли ничтожную часть. Позднее косвенные выборы президента были заменены прямыми.

Второе место в государственном механизме Пятой республики было отведено правительству. В самом общем виде его компетенция закреплялась в ст. 20 Конституции: правительство должно определять и осуществлять «политику нации», распоряжаться администрацией и вооруженными силами. Премьер-министр, полномочия которого определены более подробно, должен руководить деятельностью правительства, нести ответственность за оборону страны, обеспечивать исполнение законов, издавать нормативные акты в порядке регламентарной власти, назначать на военные и гражданские должности.

Таким образом, высшая исполнительная власть по Конституции была недостаточно четко распределена между президентом и премьер-министром, но предполагалось, что премьер, обладая определенной автономией, осуществляет повседневное руководство внутренней политикой. Конкретные формы взаимодействия президента и премьера зависели от согласованности их действий при стратегическом верховенстве президента и, главным образом, от расстановки партийно-политических сил.

На последнее место среди высших государственных органов Конституция 1958 г. поместила парламент. Он состоял из двух палат – Национального собрания и Сената, которые были практически равноправными. Национальное собрание избиралось прямым голосованием. Сенат, избираемый путем косвенного голосования коллегиями выборщиков, должен был обеспечивать представительство территориальных единиц республики и французов, проживавших за пределами Франции. Особые «сдерживающие» полномочия Сената, обладающего правом вето в отношении проектов конституционных изменений, могли стать тормозом при прохождении важных законопроектов.

Специальный раздел Конституции был посвящен взаимоотношениям между парламентом и правительством, в котором отчетливо закреплялась доминирующая роль правительства. Тщательно оформленное функциональное разделение «властей», подробная регламентация деятельности, структуры и процедуры заседаний парламента имели целью создание системы «рационализированного» парламентаризма вместо парламентарных моделей Третьей и Четвертой республик.

Акты парламента могли регулировать строго определенный и сравнительно небольшой круг вопросов (структура и принципы организации государственного аппарата, права и свободы, гражданство, налоги, основные принципы гражданского, уголовного, трудового права и др.). По этим вопросам правительство также могло издавать нормативные акты, имеющие силу закона (ордонансы), но только с разрешения парламента. Возможность подобного рода делегирования парламентом своих полномочий была предусмотрена в Конституции, а последующая практика закрепила такое положение. Все остальные вопросы должны были решаться в административном порядке, регламентарной властью кабинета, т.е. путем декретов.

Правительство обладало также значительными полномочиями по контролю над законодательным процессом. Прежде всего оно, по сути, определяло повестку дня работы парламента. Правительственные законопроекты должны были рассматриваться в первую очередь. Правительство могло также использовать целый ряд средств по отклонению внесенных парламентариями поправок в законопроект и проведению голосования без обсуждения (ст.ст. 40, 41, 44, 45 и др.). Для принятия финансового законопроекта, например, парламенту устанавливался определенный срок. Если в этот срок бюджетный закон не принимался, он мог быть введен в действие правительственным декретом.

Конституция 1958 г. устанавливала ответственность правительства перед парламентом. Однако принятие «резолюции порицания», которая обязывала бы правительство уйти в отставку, было обставлено многочисленными условиями (ст. 49). Правительству могло быть отказано в доверии только абсолютным большинством голосов, а если инициаторы резолюции не собирали такого большинства, они утрачивали право вносить новую в течение той же парламентской сессии.

Таким образом, хотя система органов по Конституции 1958 г. обладала атрибутами парламентарной республики (ответственность правительства перед парламентом, министерская скрепа актов президента и т. п.), наиболее существенные полномочия в определении и проведении государственной политики были переданы президенту. Обширные прерогативы президента Франции, предусмотренные Конституцией, не имели аналога даже в президентских республиках. Режим Пятой республики стал в теории именоваться смешанным «президентско-парламентским» или «косвенным президентским» режимом, став образцом своеобразной гибридной, а на деле новой самостоятельной формы правления, получившей в правовой науке наименование «полупрезидентская республика».

Судебная власть по Конституции 1958 г. провозглашалась «хранительницей личной свободы». Особое положение среди судов занял Конституционный совет, который сосредоточил в своих руках контроль за конституционностью нормативных актов и, несмотря на отсутствие прямого указания об этом, право толковать основной закон. Классическим примером системы специализированных судов является и существование во Франции органов административной юстиции во главе с Государственным советом.

В юрисдикцию административных судий входит решение вопросов о соответствии закону актов и действий исполнительных органов и должностных лиц, на практике – от решений муниципалитетов до актов президента. В остальном же традиционные формы судоустройства по-прежнему сохраняются и действуют с незначительной модернизацией в 1970-х гг. (Кодекс судоустройства 1978 г.).

Конституция 1958 г. очень скупо регламентировала систему местного управления. Вместе с тем французская (континентальная) модель местного управления стала образцом для подражания в большинстве стран мира. В ней определенным образом сочетаются прямое государственное управление на местах и местное самоуправление, причем агенты государственной администрации осуществляют надзор за деятельностью местных представительных органов. Одновременно нижестоящие звенья системы подчиняются вышестоящим. В этой сфере Конституция 1958 г. следовала распространенной теории, согласно которой существуют «естественные» административно-территориальные единицы (село, город и др.), которые могут и должны формировать свои органы самоуправления и «искусственные» образования, т. е. созданные  актами центральной власти (регион  и т. п.), в которых управление осуществляется только представителями центральной власти. По Конституции местными коллективами республики являются коммуны, департаменты, заморские территории, которые свободно управляются выборными советами (ст. 72). Низовой единицей стала коммуна (село или город), жители которой избирают свой орган самоуправления – муниципальный совет. В департаментах избираются генеральные советы. «Искусственным образованием», не имеющим представительных органов, стал регион. Функции местной администрации в департаментах и регионах были возложены на префектов и супрефектов, которые являются представителями центра на местах.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!