Режим противодействия терроризму

15 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Глава 24 Уголовного кодекса РФ посвящена преступлениям против общественной безопасности. В их числе законодатель указывает преступления террористического характера: терроризм (ст. 205 УК РФ), вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению (ст. 205.1 УК РФ), захват заложника (ст. 206 УК РФ), организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ), нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ).

Терроризм определяется законодателем как совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, при условии, что эти действия были совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

В последнее время террористические акты становятся все более частым явлением, редкие информационные сообщения СМИ обходятся без репортажей о новых актах терроризма. Терроризм становится острой проблемой нашего общества, в связи с чем одной из главных задач государства является задача по борьбе с терроризмом (противодействие терроризму) всеми доступными средствами и всеми возможными способами. Особая роль в этой борьбе должна отводиться правовым способам противодействия терроризму, комплексам правовых средств, направленных на недопущение и пресечение преступлений террористического характера, т.е. правовым режимам противодействия терроризму.

Нормативно-правовой основой режима противодействия терроризму в России являются такие нормативные правовые акты, как Уголовный кодекс РФ, ФЗ «О противодействии терроризму» от б марта 2006 г., ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ (в ред. от 16 ноября 2005 г.), Указ Президента РФ «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» от 13 сентября 2004 г. № 1167, Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» от 15 февраля 2006 г. № 116 и некоторые другие правовые акты.

При раскрытии сущности правового режима противодействия терроризму необходимо выделить в его структуре и рассмотреть в отдельности такие его элементы, как носитель режима, режимные правовые средства, режимные правила, правовой статус субъектов режимного регулирования, система организационно-юридических гарантий.

Носителем режима противодействия терроризму выступает определенный социально-правовой процесс — противодействие терроризму.

Режимными правовыми средствами в данном случае будут выступать определенные нормативные предписания и действия, направленные на их реализацию. В частности, согласно ФЗ «О противодействии терроризму» предусмотрено пресечение террористических актов в воздушной среде, во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и при обеспечении безопасности национального судоходства путем проведения контртеррористических операций с установлением специального правового режима.

Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон о противодействии терроризму) устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом.

Статьей 3 названного Закона контртеррористическая операция определена как комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Особенности правового режима контртеррористической операции конкретизированы ст. ст. 11 - 17 Закона о противодействии терроризму.

В соответствии со ст. 12 данного Закона контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта, если его пресечение иными силами или способами невозможно. Решение о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение.

Решения о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и о его отмене подлежат незамедлительному обнародованию.

Согласно ч. 3 ст. 11 Закона о противодействии терроризму на территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, на период ее проведения допускается применение следующих мер и временных ограничений:

1) проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;

2) удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;

3) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;

4) ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;

5) использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;

6) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;

7) приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;

8) временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;

9) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;

10) ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;

11) беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;

12) проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

13) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Руководитель контртеррористической операции несет персональную ответственность за ее проведение, в частности (ч. 2 ст. 13 Закона о противодействии терроризму):

1) определяет структуру и порядок работы оперативного штаба, а также задачи и функции должностных лиц, включенных в состав оперативного штаба;

2) определяет состав сил и средств, необходимых для проведения контртеррористической операции, а также принимает решение о привлечении к участию в работе оперативного штаба иных лиц;

3) отдает распоряжения оперативному штабу о подготовке расчетов и предложений по проведению контртеррористической операции;

4) в порядке, определяемом нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, согласованными с федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, привлекает силы и средства этих органов, а также иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, необходимые для проведения контртеррористической операции и минимизации последствий террористического акта;

5) определяет представителя оперативного штаба, ответственного за поддержание связи с представителями средств массовой информации и общественности;

6) определяет территорию (объекты), в пределах которой (на которых) вводится правовой режим контртеррористической операции, и устанавливает комплекс мер и временных ограничений, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона о противодействии терроризму, о чем незамедлительно уведомляет должностное лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции;

7) принимает решение и отдает боевое распоряжение (боевой приказ) о проведении контртеррористической операции;

8) реализует иные полномочия по руководству контртеррористической операцией.

В соответствии со ст. 17 Закона о противодействии терроризму контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция. Лицо, принявшее решение о ее проведении, по предложению руководителя контртеррористической операции объявляет ее оконченной.

В числе федеральных законов, определяющих содержание того или иного административно-правового режима, закрепляющих перечень возможных ограничений и обязанностей, налагаемых на субъектов административно-правовых отношений, Закон о противодействии терроризму занимает особое место. Эта исключительность обоснована тем, что впервые на уровне закона закреплена возможность ограничения основного права - права на жизнь. В этой связи мы должны обратиться к принципиальным положениям ст. ст. 7 и 8 Закона о противодействии терроризму. Так, в соответствии:

со ст. 7 Вооруженные Силы РФ применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта;

со ст. 8 Вооруженные Силы РФ применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, в целях устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, или в целях пресечения такого террористического акта.

В заключение отметим, что ст. 20.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правового режима контртеррористической операции. Так, в частности, несанкционированное проникновение либо попытка проникновения на территорию (объект), в пределах которой (на котором) введен правовой режим контртеррористической операции, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до одной тысячи рублей. воспрепятствование проведению контртеррористической операции - от одной до двух тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток; на должностных лиц - от трех до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до 30 суток; на юридических лиц - от 10 до 30 тысяч рублей.

Специальным субъектом режима противодействия терроризму будут являться органы власти и их должностные лица. К числу субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, Закон «О противодействии терроризму» относит органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие деятельность по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом), деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В ст. 5 Закона, раскрывающей организационные основы противодействия терроризму, указаны в числе субъектов противодействия терроризму Президент РФ как лицо, определяющее основные направления государственной политики в области противодействия терроризму и компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, Правительство РФ, которое определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет в области противодействия терроризму, организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма, организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.

Помимо Президента и Правительства РФ к числу субъектов противодействия терроризму согласно Закону относятся федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Закон также указывает, что в целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию терроризму по решению Президента РФ могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и иных лиц.

В отдельной норме Закона закреплена возможность применения Вооруженных сил РФ в борьбе с терроризмом.

Особо следует отметить специально образованный Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 Национальный антитеррористический комитет, который является органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющим подготовку соответствующих предложений Президенту РФ.

Система организационно-юридических гарантий режима противодействия терроризму как элемент структуры режима включает в себя перечень органов и должностных лиц, уполномоченных в сфере борьбы с терроризмом, совокупность юридических санкций за нарушение режима борьбы с терроризмом, организационные мероприятия, связанные с установлением режима.

Так, в качестве примера можно указать на утвержденный Постановлением Правительства РФ 22 июня 1999 г. № 660 Перечень федеральных органов исполнительной власти, участвующих в пределах своей компетенции в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности. В частности, к их числу в настоящее время отнесены 17 министерств, 4 федеральные службы 4 агентства и некоторые другие органы власти.

К числу санкций необходимо отнести административный арест до 30 суток, применяемый за нарушение требований режима в зоне проведения контртеррористической операции в соответствии со ст. 3.9 КоАП РФ, административные штрафы на граждан, должностных и юридических лиц за невыполнение в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения или требования лица, проводящего указанную операцию, либо воспрепятствование осуществлению проводимой этим лицом операции, а равно несанкционированное проникновение либо попытка проникновения в зону проведения контртеррористической операции в соответствии со ст. 20.27 КоАП РФ, административные штрафы и административное приостановление деятельности в отношение организаций, нарушающих законодательство о противодействии финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля в соответствии со ст. 15.27 КоАП

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!