Резьба по дереву

6 Июн 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

I. Введение…………………………………………………………………………3
II. Домовая резьба…………………………………………………………………7
1. История развития
2. Наличники
III. Рекомендации по построению сопряжений………………………………....9
IV. Последовательность построения орнамента……….……………………....12
V. Заключение………………………………….……....……….…………....…..13
VI. Список литературы…………..…….………………………...….………..…14

Ведение

Многие годы мы убеждали себя в том, что стоит лишь дать человеку знания, как он устремит свои дела и помыслы ко благу ближнего, общества, государства, но этого недостаточно.
Повысить авторитет культуры, вернуть обществу нравственные идеалы, утраченную духовность – самые насущные задачи нынешнего дня.
Искусство, как часть культуры – это не просто картины, памятники, фрески. Это почти все, что окружает нас: двор, дом, квартира, клеенка на столе… Частью культуры является наш язык, форма общения людей, умение слушать, высказываться, защищать свои права. Все это формирует человека, его нравственность с самого раннего детства.
Мы можем воспитать эрудита, талантливого математика, но никто не станет спорить, что самое трудное воспитать личность. Его внутренний облик складывается из детского миросозерцания – и здесь чрезвычайно важна эстетическая гармония среды. Мы должны воспитывать человека, не упустить его, дать развиться его способностям в школе. Школа должна научить его не только логическому, но и творческому мышлению, развить чувства. И сдесь уже не обойтись без обучения искусством.
Роль науки и искусства в воспитании различна. Наука рассматривает сам предмет, искусство – отношение человека к нему. Наука дает знания, искусство наполняет их смыслом, поскольку способно воздействовать на душу людей. Наука обеспечивает человека информацией, развивает логическое мышление. Искусство формирует мышление творческое, учит мыслить обращно. В сочетании они позволяют воспитать человека нравственного, не могущего стать плохим, бездумным работником. Человек, с детства привыкший воплощать свои замыслы в работе, сохранит эту привычку на всю жизнь, сможет наиболее полно проявить себя.
Современному молодому человеку, окончившему школу необходимо свободно «читать и записывать предмет», получать радость творчества, возможность фантазировать, он привыкает мыслить широко и оригинально. Пусть он ошибается, ищет, пробует – мы не должны сковывать его инициативу шорами несовершенных школьных программ и устаревших рецептов.
Я предлагаю проведение дополнительных уроков по черчению для развития творчества учащихся и закрепления навыков построения сопряжений на примере увядающего вида декоративно-прикладного искусства – резьбы по дереву.

I.2. Задачи курсовой работы

1. Разработать наглядные пособия в виде таблиц с образцами построения узора, его применением и наглядном изображением.
2. Разработать карточки-задания.
3. Описать историю развития домовой резьбы.
4. Составить рекомендации по построению сопряжений, по проведению уроков по теме «Сопряжения».

Данная курсовая работа поможет преподавателю черчения, используя узоры резьбы по дереву развить пространственное мышление, художественный вкус, уважение к творческому наследию, интерес к данной теме.

I.3. Практическое значение.

Курсовая работа знакомит с резьбой по дереву, рассматривает вопросы истории, декоративно-прикладное значение, связь с современностью, позволяет применять знания  в практической деятельности.
Наиболее важное значение состоит в заинтересованности, в возрождении народных традиций, сохранении резьбы по дереву как вида декоративно-прикладного искусства.

II. Домовая резьба
Домовая резьба отличается от резьбы, предназначенной для интерьера, более крупными формами и большими размерами.
Автор книги «Резьба по дереву» Афанасьев А.Ф., познакомившись с резьбой многих городов и сел средней полосы, севера  России Сибири, выделил более высокий уровень резных ансамблей Бежецка, Бологое, Осташково, Калинина и Москвы. Их отличает целостность, Хорошо продуманная композиция, высокое качество резьбы. Именно гармоничные резные ансамбли редко встречаются сейчас и не часто встречались в прошлом. Примечательно и то обстоятельство, что резьба многих домов умело реставрируется по отдельным образцам уже пришедшей в ветхость старой резьбы.
К сожалению, чаще мы видим более или менее интересный узор наличников окон, реже – в сочетании с  резьбой  на карнизах и других частях дома. Возможно, незаконченность в резьбовом оформлении фасадов многих домов объясняется утратами и разрушениями, связанными с бурным прошлым нашей страны. Но верно, пожалуй, и то, что резьба на доме часто делалась его хозяином с целью просто украсить окна.
Прикладное искусство начиналось  с простого желания мастера сделать красивой изготовленную  им какую-либо вещь домашнего обихода: украсить резьбой прялку, придать интересную форму вазе и т.д. постепенно декоративность и красота оттеснили на второй план функциональность многих вещей. ( Резные  тарелки «перекочевали» со стола на стену, вазы увеличились в размере и стали украшать вход в помещение и т.д.
Происхождение формы и рисунка, наиболее распространенных орнаментов домовой резьбы уходит корнями в древнюю историю нашей страны, во времена языческой Руси. Уже тогда, снаружи и внутри домов была резьба по дереву, только трудно сказать в какой степени она носила декоративный характер, т.к. чуть ли не каждый элемент резьбы был знаком, символом, заключающим и предохраняющим от злых духов, или способствующим благополучию, плодородию, удаче.
Современные условия жизни, развитие техники видоизменили и архитектуру домов, и утилитарное назначение конструктивных деталей. Однако, традиции декоративного оформления дома не только сохраняются, но и развиваются видоизменяясь.
Наиболее широко применяется прорезная резьба, имеющая ряд преимуществ: крупные формы орнамента, четкость контуров, быстроту выполнения.
Например, наличник – декоративное обрамление оконного проема, который состоит из очелья (фронтон), двух тяг ( колонки) и подоконной части. Они служат не только для защиты окон и дома от дождя и стужи , они являются и самым распространенным объектом украшения деревянных домов. Редко можно встретить наличники в виде простых струганых и крашеных досок, хотя и небольшой элемент декора в них присутствует большинство же домов оформлено наличниками с резьбой. Окна с наличниками – как бы визитная карточка дома, его «глаза». Некоторые утверждают, что в окнах по привычке угадывают черты хозяина дома. Окна чаще всего являются центром композиции в резьбе дома. Например, орнаментальная полоса из ритмичных элементов имеет широкое распространение и может быть применена для выполнения причелин и карниза  дома, как, впрочем, и рельефной резьбы в интерьере.

III. Рекомендации по построению сопряжений

Основными задачами изучения геометрических построений является закрепление и расширение сведений об основных способах геометрических построений, известных учащимся из школьного курса геометрии. Увязка теоретических правил с практическим применением их при выполнении чертежа, изучение способов построения сопряжений, находят широкое применение на уроках черчения как основных, так и дополнительных, где развиваются и навыки работы чертежными инструментами.
В процессе вводной беседы следует особое внимание уделить мотивации обучения, показать на реальных примерах необходимость применения геометрических построений при выполнении чертежей резьбы, их роль. Все графические задачи на построение следует решать на примере определенного узора. Практическое применение геометрических построений нужно широко иллюстрировать учебными наглядными пособиями, поэтому я предлагаю две учебные таблицы «Геометрические основы орнамента», где приводятся наглядное изображение узора, его применение и построение.
Демонстрируя определенный узор, учитель показывает, как осуществляется плавный переход линий, как графически отразить это с помощью сопряжений. Нужно провести анализ состава изображения и выявить последовательность операций, необходимых для построения чертежа. Поскольку работа по выполнению геометрических построений требует высокой точности и аккуратности, серьезное внимание нужно обратить на развитие у учащихся умения рационально и правильно пользоваться чертежными инструментами. Следует показать на доске рациональные приемы работы с чертежными инструментами, что даст выигрыш во времени при выполнении чертежей. При изложении вопроса о разнообразии геометрических построений, полезен дедуктивный подход. Целесообразнее привести общий метод, общий подход к решению задач данного типа. Например, общий способ построения сопряжений прямого, острого и тупого углов. Известно, что нахождение центра и точек сопряжения является обязательным условием построения всякого сопряжения. Поэтому оно является тем общим элементом, который присущ построению всех видов сопряжений. Таким образом, требование найти сначала центр сопряжения, а затем точки сопряжения, является результатом обобщения приемов построения сопряжений.
Подвести учащихся к самостоятельному обобщению можно, используя плакат, где даны основные виды сопряжений и изображение узора, чертеж, который нужно дополнить необходимыми построениями.
Занятия по черчению ставят целью углубить и расширить знания учащихся, содействовать развитию индивидуальных способностей и навыков самостоятельного поиска решения графических задач. Мною разработано 20 карточек – заданий по теме «Сопряжения» с изображением простейших узоров применяемых и в резьбе по дереву. Можно выполнять задания по определению видов сопряжений, используемых в узоре (например, сопряжение прямых линий (карточка №11, 13, 15, 17); сопряжение двух окружностей (карточка №1, 2, 7, 11, 12, 15, 18, 19), построение точки их касания; внешнее сопряжение окружностей (карточка №8); внутренне сопряжение окружностей (карточка № 11, 12, 14, 15, 16, 17); внешнее и внутреннее сопряжение дуг окружностей (карточка № 1. 7, 11, 12, 13, 15, 16, 17); циркульные кривые (карточка № 3, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18)). Возможно проведение тренировочных занятий по определению числа точек переходов в узоре, по выполнению построений с заданными размерами, с несколькими неизвестными размерами, построений с нахождением центра сопрягающей дуги, (например, карточка № 1, 4, 11, 13, 15. 17) и т.д.
Практикой доказано, что индивидуальные задания позволяют активизировать процесс обучения, способствуют процесс обучения. Способствуют прочному усвоению учебного материала, развивают познавательные интересы учащихся, формируют их способности к приобретению новых знаний.
Испытывая затруднения в решении той или иной задачи, ученики прибегают к работе с учебником, справочной литературой, вырабатывая тем самым навыки самообразования.
Индивидуальные задания позволяют регулировать процесс учебы школьников в зависимости от уровня их знаний, сил и способностей. Индивидуальная выдача заданий учащимся позволяет так организовать их работу, что ни одна минута на уроке не пропадет даром. Главная цель индивидуальных заданий состоит в  том, чтобы не допустить пробелов в знаниях и обеспечить максимально продуктивную работу каждого ученика.
Таблицы я выполнила в сдержанной цветовой гамме. Чтобы сконцентрировать внимание учащихся на главном. Гармоничные сочетания бежевых тонов и цвета натурального дерева усиливают природное начало в работе.

IV. Последовательность построения орнамента

Рассмотрим таблицу № 1 с изображением наличника и построением орнаментальной полосы. Элементы которой могут быть применены для выполнения причелин, карниза дома и даже декоративной резьбы в интерьере.
В начале построения начертим прямоугольник 116 / 77 мм., оставив сверху полоску доски (для крепления орнамента) 10 мм. Проведем две окружности  R  19 мм. как показано в таблице. Из этого же центра очертим и внутренние дуги R  10 мм.. то есть радиусом на 9 мм. меньшим, чем первые. Это позволит провести внутренние кружки R  6 мм., центры которых находятся выше отмеченных на 3 мм.
Прежде. Чем начертить дуги R  20 мм., нужно начертить дуги R  11 мм. (положение центра на чертеже) и определить положение т. А (она задана размерами 98 и 39 мм.). Затем лучше всего построить средний элемент нижней части, начертить стойку шириной 12 мм., провести дуги R  8 и 4 мм. (положение их центра задано размерами 17, 22 и 26 мм.). Теперь можно проводить дуги R  17 и 7 мм., центры которых находятся на одной линии с нижней точкой только что построенного среднего элемента, и сопряженные с ними дуги R  10 мм. (расстояние между концами завитков 34 мм.).
Через т. А пройдут дуги R  40 мм. (в нижней части орнамента), касательные к уже построенным (касание показано точками). Построение завершить несложно, пользуясь размерами чертежа и определяя недостающие на глаз. Нарушение же прямолинейности расположения деталей орнамента, связанной со сводчатой формой очелья, осуществляется за счет сужения или расширения расстояния между нижними точками.

V. Заключение

Поскольку мы рассматриваем и тему возрождения традиций важно вспомнить и о творчестве. Ведь к выполнению домовой резьбы существует два подхода, - это попытаться повторить понравившийся узор по оригиналу в натуре или по иллюстрации в книге, доверившись художественному вкусу исполнителя уже имеющейся готовой резьбы. Второй путь, более сложный, но и более интересный – понять характер, стиль резьбы и постараться самому найти позиционное решение как самого ансамбля дома в целом, так и составляющих его орнаментальных украшений. Именно в этом случае нас ждут творческие находки. Такой подход требует анализа всего того. Что имеется в нашем наследии а так же знания правил построения композиции, главными принципами построения, задачами. Даже поэтому стоит заглянуть в прошлое и сделать для себя полезные выводы.

VI. Список литературы

1. Афанасьев А. Ф. Резьба по дереву. – М.: Легпромбытиздат, 1997.
2. Василенко Е. А. Методика обучения черчению. – М.: Просвещение, 1990.
3. Виноградов В. Н. Методика факультативных занятий по черчению в школе. – М.: Просвещение, 1979.
4. Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. – М., 1983.
5. Яковлев И. И., Орлова Ю. Д. Резьба по дереву. – М., 1974.
6. Юный художник. - № 1. – 1989.
7. Юный художник. - № 9. – 1989.

(11.5 KiB, 53 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!