Революция 1917 г. и культура

14 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Как бы ни оценивать революцию 1917 г., невозможно отри­цать ее громадного влияния на судьбу России и все сферы жизни общества. В культуре это влияние проявилось не сразу. Ведь в 1917 г. контуры будущего советского строя были еще едва обо­значены, особый международный статус России как "осажденной крепости" только намечался, задачи формирования "нового чело­века коммунистического общества, свободного от пережитков прошлого", созревали пока только в головах большевистских теоретиков. А именно эти факторы определяли особые условия развития российской культуры на протяжении многих десятиле­тий. Долговременные последствия революции для отечественной культуры будут раскрываться читателю постепенно, по мере изу­чения курса. Здесь же речь пойдет о непосредственном воздей­ствии революционных потрясений на интеллигенцию и на куль­турную жизнь общества.

Историческое предназначение любой революции - разрушить устаревший порядок и расчистить дорогу новым формам обще­ственной жизни. Другое дело, что результаты революционного обновления часто оказываются весьма далекими от провозгла­шенных целей, поэтому отношение к революции в обществе и оценки историков изменяются в зависимости от угла зрения и исторической дистанции. В выборе исторической дистанции ав­торы учебного пособия не вольны, а что касается угла зрения, то попытаемся оценить воздействие разрушительной и обновляю­щей сил революции на культуру.

Свержение монархии в феврале 1917 г. вызвало громадный ду­ховный подъем, сплотивший общество. Большинство интеллигенции с воодушевлением встретили начало революции, как очи­стительной бури,, которая должна смести все прогнившее и омер­твевшее в жизни и в искусстве и открыть путь созидательной ра­боте. Вдохновленная идеей служения народу, интеллигенция го­това была трудиться для его просвещения и блага. В те дни, ког­да рушилась монархия и формировались новые органы полити­ческой власти, выдающиеся представители российской интелли­генции, среди которых были художники А.Бенуа, И.Билибин, М.Добужинский, К.Петров-Водкин, Н.Рерих, архитекторы Н.Лансере, И.Фомин, артисты А.Ершов, Ф.Шаляпин, собрались на квартире М.Горького. Обсуждался вопрос о создании мини­стерства искусства, которое взяло бы на себя функции царского министерства двора по охране культурных ценностей. Они счи­тали, что должны сделать все от них зависящее, ,чтобы спасти достояние народа и помочь народу войти во владение того, что ему принадлежало по праву. Была избрана комиссия по делам искусств во главе с Горьким, вскоре подобная комиссия была создана и в Москве под руководством И. Грабаря.

Демократические реформы Временного правительства (отмена сословий, религиозных и национальных ограничений, провозгла­шение гражданских свобод, отделение церкви от государства и др.) открывали дорогу к демократизации культурной жизни. Пробуждение масс к активной творческой жизни отразилось в широком движении художественной самодеятельности: на фаб­риках и заводах создавались театральные студии, изостудии, ли­тературные кружки, музыкальные студии. В сентябре 1917 г. был создан центр, координирующий творческие организации проле­тариата - Пролеткульт.

Однако Временному правительству не удалось вывести страну из кризиса. Революционные иллюзии большей части интеллиген­ции развеялись на протяжении 1917 г., нарастало разочарование во Временном правительстве, не оправдавшем возлагавшихся на него надежд. Так, академик С.Ф.Ольденбург, занявший пост ми­нистра народного просвещения и вошедший в состав правитель­ства в начале августа 1917 г., уже через месяц ушел в отставку. Прошение об отставке подал и академик В.И.Вернадский, зани­мавший пост товарища министра. Однако дальнейшее развитие революции, приведшее к власти большевиков, вызывало еще бо­лее негативное отношение большинства интеллигенции. Ок­тябрьский переворот в Петрограде и последовавший разгон Уч­редительного собрания были восприняты как узурпация власти.

Неприятие новой власти подогревалось распространившимися слухами о разрушениях соборов в Кремле, разграблении Зимне­го дворца. Многие профессиональные союзы интеллигенции отказались сотрудничать с советской властью, начался массовый саботаж служащих. Даже нарком просвещения А.В.Луначарский, потрясенный сообщениями о разграблении художественных со­кровищ России, подал прошение об отставке, но его отставка не была принята.

В исторической литературе принято выделять три группы в составе российской интеллигенции в зависимости от отношения к советской власти: те, кто поддержал Октябрьскую революцию, контрреволюционеры и колеблющиеся. Пользуясь этой схемой, необходимо иметь в виду, что она подвижна и условна. Полити­ческие настроения зависели как от политической ситуации, так и от обстоятельств частной жизни, которые в те бурные месяцы и годы менялись чрезвычайно быстро. Интеллигенция никогда не была однорода, ее представители входили во все политические партии, принадлежали к разным идейным течениям. Октябрьс­кий переворот и гражданская война углубили идейно-поли­тические разногласия интеллигенции.

Ряд представителей интеллигенции приветствовали установ­ление советской власти, некоторые принимали непосредственное участие в перевороте. Сюда можно отнести тех, кто еще до рево­люции связал свою судьбу с революционным движением и боль­шевистской партией. Само появление большевизма как идейного течения было связано с исканиями леворадикальной части рос­сийской интеллигенции. К концу 1917 г. в большевистской партии насчитывалось около 10% интеллигентов. Помимо про­фессиональных революционеров по разным причинам советскую власть поддержали К.Тимирязев, В.Маяковский, А.Блок, В.Брюсов, Е.Вахтангов, В.Мейерхольд, А.Таиров.

Большинство интеллигенции открыто осудили большевистс­кий переворот. Те, кто поддерживал большевиков, подвергались остракизму в свое среде. На собраниях Московского универси­тета, ученых Петрограда, Дома литераторов, Дома искусств и других многочисленных организаций интеллигенции принима­лись коллективные постановления против узурпации власти большевиками. Даже те представители интеллигенции, которые были известны своими демократическими взглядами, такие как В.Короленко, М.Горький, И.Бунин, пришли в ужас, увидев воо­чию "беспощадный русский бунт", попирающий законность и порядок. Победа большевиков в гражданской войне вынудила эту часть интеллигенции покинуть родину.

Наиболее многочисленной оказалась группа интеллигенции, занявшая позицию невмешательства в политику. Жизнь застав­ляла "нейтралов" сотрудничать с той или иной властью, чтобы заработать на хлеб, и это часто определяло их дальнейшую судьбу - превращение в лояльного совслужащего или путь в эмиграцию.

Отказ большей части интеллигенции от профессионального сотрудничества с советской властью, особенно в первые месяцы ее существования, привел к тяжелым последствиям для многих отраслей культуры. Забастовали государственные чиновники Министерства народного образования, и комиссия Луначарского, созданная первым советским правительством для руководства культурой, повисла в воздухе. Система государственного руко­водства культурой была разрушена, и новые органы формирова­лись практически на пустом месте. Была разрушена старая сис­тема финансирования отраслей культуры. Нарастание экономи­ческого кризиса в условиях войны игреволюции неизбежно сказы­валось на бюджетных средствах, выделяемых на культурные нужды. Экономическая экспроприация, начатая большевистским правительством, подорвала меценатство. Финансирование куль­туры сокращалось.

Практически приостановились научные исследования, с боль­шими перебоями работали университеты и школы, боролись за выживание музеи, библиотеки, театры. Разрушалось нечто более важное, чем отдельные учреждения культуры. "Прежней куль­турной среды уже нет - она погибла, - писал в 1919 г. К.Чу­ковский, - и нужно столетие, чтобы создать ее".

До сих пор не оценены те материальные потери, которые по­несла российская культура в результате революционных событий и военных действий. Помимо прямых разрушений зданий школ, библиотек, музеев, памятников старины, большие потери куль­турно-исторических ценностей связаны с грабежами, вывозом за границу. Стихия народного бунта, разбуженная революцей, не щадила ни человеческих жизней, ни тем более ценностей культу­ры. Пылали помещичьи усадьбы, а вместе с ними библиотеки, картины, скульптуры, годами собиравшиеся владельцами. Окрес­тными крестьянами были сожжены подмосковная усадьба А.Блока Шахматове, пушкинское Михайловское.

Новая власть пыталась противостоять варварским проявлениям народного гнева. Чтобы спасти от разграбления книжные со­брания, находившиеся в бывших помещичьих усадьбах, монас­тырях и буржуазных особняках, они были национализированы. К концу гражданской войны была создана единая библиотечная сеть РСФСР, национализированы дворцы, музеи, художествен­ные собрания, кинодело, объединено театральное дело. Государ­ственными общедоступными музеями после национализации ста­ли Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изящных искусств, Музей западной живописи (бывшая галерея С.И.Щукина), Теат­ральный музей А.А.Бахрушина.

За годы революции и гражданской войны страна понесла большие человеческие потери. Наряду с рабочими и крестьянами гибли и образованные люди, вольно или невольно втянутые в вооруженное противостояние. Помимо военных действий, много жизней унесли эпидемии, голод, бандитизм - неизбежные спутни­ки хаоса гражданской войны. Около 2 млн человек оказались в эмиграции.

Велики были психологические и нравственные последствия революции и войны для российского общества. Страна непре­рывно воевала в течение семи лет. Кровавая бойня первой миро­вой войны, сменившаяся братоубийственной гражданской войной с громадными человеческими жертвами, обесценила человечес­кую жизнь. Миллионы людей были вырваны из привычных усло­вий существования, потеряли близких. Массовым явлением стала детская беспризорность. Традиционные нравственные ценности, веками освящаемые религией, были поколеблены. Патриотизм противопоставлен пролетарскому интернационализму, уважение к родителям - классовому чутью, законопослушность и граждан­ский долг - революционной целесообразности.

Новая власть взяла на себя миссию духовного лидерства и энергично взялась за восстановление отраслей культуры, разру­шенных в результате революции и гражданской войны. Первые мероприятия, проведенные советской властью в области культу­ры, обеспечивали ей поддержку социальных низов и способство­вали привлечению части интеллигенции, вдохновленной идеей служения народу.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!