Ресурсы оратора как инструмент организации риторического пространства

22 Окт 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Успешность публичной речи обеспечивают способности оратора и способы организации риторического пространства. Способности и способы организации относят к ресурсам речедеятеля. Какие же ресурсы формируют образ конкретного оратора? Над чем ему нужно работать, чтобы добиваться присоединения слушателей к своей позиции? Можно сказать, что к ресурсам риторического пространства можно отнести практически все культурные человеческие свойства, поскольку общение представляет собой самый сложный процесс человеческой деятельности. Многообразие элементов публичной речи невероятно расширяет пространство ресурсов общения. Оно же создает и массу затруднений, поскольку нелегко среди обилия ресурсов выбрать те, которые необходимы. Особенно сложно классифицировать ресурсы общения, поскольку трудно найти то основание деления этого понятия, которое позволит корректно осуществить эту операцию.

Для облегчения задачи мы условно разделим ресурсы на две основные группы: естественных и технологических ресурсов. К естественным отнесем те ресурсы, которые позволяют эффективно общаться, являясь свойствами культурного человека, не получившего специальной подготовки. Технологическими ресурсами, в таком случае, будут являться элементы эффективного общения, которые приобретены оратором в результате специальной подготовки и саморазвития. Естественные и технологические ресурсы достаточно близки друг другу. Зачастую их трудно различить. Если рассматривать коммуникацию как целостный процесс, то это означает, что они взаимодействуют. Их основное различие заключается в том, что технологические ресурсы являются общими, опосредствованными, а естественные - непосредствен-ными, ситуативными и конкретными.

К естественным ресурсам относятся психологические особенности оратора. Личность может быть ориентирована либо интровертным либо экстравертным образом. Интроверты воспринимают мир как личную реакцию на окружающее. Экстраверты ориентированы на объекты и их содержание, находящиеся вне человека. Психологическая особенность людей такова, что носители разных установок не понимают друг друга. Люди с противоположными установками уверены в ошибочности мыслей собеседника.

Поэтому следует учитывать, что выраженным интровертам или экстравертам необходимо следовать своим путем подготовки содержания выступления, адаптируя свою позицию к восприятию людей противоположной установки. Причем, нужно помнить, что в современном обществе господствует экстравертная установка, значит, данное правило в первую очередь нужно использовать интровертам, которые часто страдают от непонимания со стороны других людей, мыслящих в соответствии с господствующими культурными стереотипами.

К естественным ресурсам относят также индивидуальные речевые типы.

Рационально – логический. Ораторы этого типа склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы «сидит у них внутри», и ораторы во время выступления не пользуются им. Их часто заботит другое: как сделать свою речь более яркой, эмоциональной, какие подобрать примеры, чтобы заинтересовать  аудиторию. «Логиками» чаще всего бывают сангвиники.

Эмоционально – интуитивный. Представители этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и "свести концы с концами". План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального речевого типа с холерическим темпераментом.

Философский. Ораторы–философы более или менее эмоциональны, склонны к анализу, иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскрывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Их общая черта – стремление к исследованию, глубокому осмыслению  явлений  прямо  на  глазах  у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. Чаще  всего данную группу составляют люди флегматического темперамента.

Лирический, или художественно-образный. Глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность – черты, характерные для типа. Чаще всего в основе его – утонченный, меланхолический характер (См. Иванова С. Ф. Специфика публичной речи).

К технологическим ресурсам относят комплекс риторических приемов – формы и способы овладения вниманием аудитории для ее координации, управления с целью сближения позиций слушателей и оратора, формирования общей позиции.

К риторическим приемам относят обращение к аудитории, риторический вопрос, иллюстративный материал, языковые средства композиционное членения текста выступления. Все перечисленное представляет собой средства активизации внимания слушателей.

Подавляющее большинство учащихся на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы добиться присоединения аудитории к вашей позиции?» - отвечает однозначно: «Заинтересовать».

Такой ответ позволяет заключить, что традиция нашего образования и воспитания формирует, а точнее пытается формировать у молодежи подданническую парадигму общения. В ее пространстве основным ресурсом ритора является информация, которая, по сути дела, выступает достаточно примитивным основанием общения. Подобный риторический прием позволяет выступить успешно только в единичных случаях. Все остальные ресурсы при таком общении либо скрыты, либо формальны. Поэтому в российской практике общения, особенно официального, используются внешние для публичной сферы общения ресурсы такие, как дисциплина, использование авторитаризма, догматизма, технологий манипуляции и т. д.

Риторические приемы используются не только для того, чтобы заинтересовать аудиторию. Как инструмент технологических ресурсов риторические приемы заставляют слушателя думать о том же, о чем говорит оратор. Такие способы обращения, как Послушайте! Обратите внимание.., Задумывались ли вы.., а также различные варианты приветственных фраз (Уважаемые слушатели, Дорогие коллеги, Друзья), этикетные формулы просьбы (Посмотрите на таблицу, Взгляните на экран, Подумайте) активизируют мышление, память, внимание. Если риторические приемы используются эффективно, то возникает эффект сомышления. Происходит сближение позиций аудитории с позицией субъекта речи. Возникает контакт с аудиторией. После этого важным моментом является сохранение, поддержание этого контакта. Оратор должен стремиться вести за собой мысли слушателей.

Если слушатели не только думают в унисон с выступающим, но и чувствуют то же, что оратор, возникает эффект сопереживания. Это и есть момент присоединения позиции слушателей к позиции оратора. Вызвать определенное эмоциональное состояние – непростая задача. Ее способны выполнять опытные ораторы. Достижение эффекта сопереживания требует особого комплекса технологических ресурсов. К ним можно отнести аргументацию, иллюстративный материал, образные средства языка, ритмическую организацию текста голосовые возможности оратора.

Самым эффективным общением в отношении ресурсов можно считать харизматическое. Харизматическое общение, которое по силам только выдающимся лидерам, основано на сверхэнергетической заряженности оратора. Харизматический оратор в состоянии использовать максимум ресурсов общения и создавать риторический эффект высочайшего уровня. Люди, испытавшие харизматическое общение хотя бы один раз, помнят об этом на протяжении всей своей жизни.

До сих пор не разрешена природа харизматического воздействия одних людей на других. Одни исследователи связывают харизматические способности с развитостью суггестии (способности невербального внушения), другие - с культурным превосходством субъектов харизмы, третьи - с повышенным уровнем энергетизма, четвертые - со сверхразвитыми свойствами бессознательного и т. д.

Для целей риторики эту проблему можно сформулировать так: ораторская харизма является врожденным свойством людей или может формироваться в результате воспитания и образования.

Некоторые современные специалисты считают, что харизматические способности можно развивать. Создаются соответствующие технологии, которым обучают ораторов, заинтересованных в сверхмощном воздействии своего образа на слушателей.

Нет необходимости доказывать, что политические лидеры, крупные организаторы корпораций, администраторы, представители сфер права и образования и многие другие ораторы нуждаются в способности общаться на уровне харизмы.

Основой харизмы выступает личность оратора, которая обладает повышенным (пассионарным) энергетизмом и высокоразвитыми ресурсами публичного взаимодействия со слушателями. Ресурсообеспечение харизматической речи превращает процесс взаимодействия со слушателями в источник энергии - эффект «пожара». Соединение энергии оратора и возможностей слушателей позволяет превратить аудиторию в единый организм, готовый полностью отождествиться с носителем харизмы. К примерам подобного общения можно отнести «эффект толпы», различные шоу, выступления звезд и т. д. Оратор харизматического уровня добивается присоединения универсальной аудитории и способен создавать такую мотивацию слушателей, которая превращается в культурный феномен.

Однако достичь харизматического уровня публичного общения удается далеко не всем. В профессиональной деятельности чаще субъектом речи стоят более скромные риторические задачи: информировать, объяснить, дать задание. В целом современному руководителю, специалисту необходимо иметь такие риторические навыки, которые обеспечивают эффективную профессиональную деятельность.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!