Решения сената и деятельность юристов как источники римского права

30 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Решения сената (senatusconsulta) изначально были сове­тами, рекомендациями должностным лицам, как им следует вести себя в той или иной ситуации и какое решение было бы более правильным и угодным государству и самому сенату. Юлиан полагал, что «ни законы, ни акты сената не могут быть написаны так, чтобы включить в себя все возможные случаи; но достаточно, если они предусматривают те вещи, которые могут обычно происходить» (D. I. 3.10: «Neque leges neque senatus consulta ita scribi possunt, ut omnis causus, qui quando-que incederint comprehendatur; sed sufficit ea, quae plerumque accidunt contineri»). Idem. 11: «Non possunt omnes articuli sin-gulatim aut legibus aut senatusconsultis comprehendi» (He мо­гут все отдельные случаи быть объяты законами или реше­ниями сената»). Текст решения сената сдавался на хранение в храм Цереры, а впоследствии — в aerarium Saturni.

Наибольшую юридическую силу эти решения стали по­лучать в эпоху принципата и со II в. уже приравнивались к за­конам: «Non ambiguitur senatum jus facere potest» (Ulpianus). Историко-правовая традиция Рима сохранила содержание и упоминания о нескольких десятках решений сената (SC); большинство из них в эпоху империи регламентировали во­просы Главным образом вещного, обязательственного, наслед­ственного и семейного права. Однако в то время в связи с по­степенной потерей сенатом властных полномочий эти реше­ния часто выражали уже волю принцепса, изложенную в речи перед сенаторами (oratio principis in senatu habita). Эту речь мог произнести сам император или по его поручению его же представитель (quaestor Augusti). В правление Адриана со­гласие сената с содержанием речи принцепса стало чистой формальностью; поднимаемые в речи вопросы не обсуждались. Позже эту форму стали также называть не решением сената, а непосредственно речью (выступлением) принцепса.

Необычайно важным был такой источник римского част­ного права, как деятельность юристов. В Древнем Риме впер­вые в мире появляются ученые-правоведы (jurisprudentes, ju-risperiti), а правоведение во II—I вв. до н. э. становится наукой (в античном смысле этого слова). В своем наивысшем развитии римское право во многом представляет собой результат совместного творчества великих римских юристов. Многие правоведы более позднего времени именовали римское право «правом юристов» и «писаным разумом» (ratio scripta).

Юриспруденция понтификов отличалась практицизмом. В их время еще не было известно разделения умственной ра­боты на практику и теорию. Понтифики Писали книги, но эти книги заключали в себе не что иное, как записи тех решений и советов, которые они давали по поводу отдельных случаев, представлявшихся на их рассмотрение. Однако и в этом кро­потливом труде появлялись зачатки теории права. Понтифи­ки установили твердую терминологию, выяснили различия, заложили первое основание для классификации права. Им должно было принадлежать главное разделение исков на вещ­ные (actio in rem) и личные (actio in personam). Особые стара­ния понтификов были направлены на выяснение тонких раз­личий в праве. Позже это было названо методом диалекти­ческого расчленения. Отдельные права тонко отличались одно от другого; соответственно отличались и разделялись сделки и иски. Разделение было столько же практическое, сколько и теоретическое. Одной сделкой нельзя было установить двух прав; в одном и том же процессе нельзя было возбуждать спо­ра о двух правах. Юрист того времени еще не знал теории, отделенной от практики. Позднейшая юриспруденция была способна, замечая в одной форме соединение нескольких юри­дических актрв, в то же время оставлять такую форму непри­косновенной на практике; древний юрист, разделяя акты, ис­полнял это одновременно как в идее, так и на практике. Пон­тифики расчистили путь своим преемникам — позднейшим юристам, которые опирались непосредственно на результа­ты их трудов.

Понтификальная юриспруденция положила основание тому анализу, который прославил потом римских юристов. Но у самих понтификов в этом отношении естественный ход умст­венного развития был осложнен наступлением того особого состояния, в которое нередко вступает мысль, не обретшая еще полной самостоятельности и широты взгляда. Понтифи­кальная юриспруденция прошла это состояние; по-видимо­му, она закончила им свое исключительное господство в пра­ве. Здесь возникла та тонкая, детальная разработка форма­лизма, которая ни в каком случае не могла быть произведением народных взглядов, но изобличала деятельность особенно ис­кусного творца.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!