Решение мыслительных задач профессиональной деятельности сотрудника ОВД

8 Фев 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение 3

1. Понятие, сущность и свойства мышления 4

2. Психические познавательные процессы, учет их закономерностей юристами в профессиональной деятельности 7

3. Этапы решения мыслительных задач сотрудниками ОВД 15

Заключение 20

Список литературы 21

Введение

Юридическая работа постоянно связана с решением самых разнообразных задач. Мышление как психический процесс всегда направлено на вскрытие глубинных связей, коренящихся в объективной реальности.

«Мышление, - писал И. П. Павлов, - ничего другого не представляет, как ассоциации, сначала элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая первая ассоциация - это есть момент рождения мысли».

Мыслительная деятельность - процесс постановки и решения нестандартных задач. При решении стандартных, нетворческих задач - например, при выполнении действия сложения чисел - совершается умственная деятельность, но она отличается своим непроблемным характером.

1. Понятие, сущность и свойства мышления

Мышлением называется процесс отражения в сознании человека сущности, закономерных связей и отношений между вещами и явлениями природы и общества. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Оно дает возможность юристу познать такие стороны объективной действительности, которые скрыты от его глаз.

Мышление протекает на вербальной основе. Слова создают необходимую материальную оболочку мысли. Чем лучше продумана какая-либо мысль, тем яснее она выражается в словах и, наоборот, чем четче словесная формулировка, тем глубже мысль.

Мысль человека формулируется в образах, понятиях и суждениях. Суждения бывают общими, частными и единичными. Они образуются двумя основными способами [2, c. 88].

1) непосредственно, когда в них выражено то, что воспринимается;

2) опосредованно - путем умозаключений или рассуждений.

Процесс мышления - это прежде всего анализ, синтез и обобщение. Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т. д. Например, анализируя поведение обвиняемого по уголовному делу, следователь мысленно делит это поведение по каким-то критериям на отдельные части.

Объединение выделенных анализом компонентов целого есть синтез. В процессе синтеза происходит соединение, соотнесение тех элементов, на которые был расчленен познаваемый объект. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Неразрывное единство между ними отчетливо выступает уже в познавательном процессе.

Сравнение состоит в сопоставлении между собой предметов, явлений, их свойств и отношений. Так, чтобы решить вопрос о том, является или не является данное лицо подозреваемым по конкретному уголовному делу, нужно расчленить поведение индивида на отдельные признаки - действия и сличить их по возможности с эталонными признаками этого преступления. Выявленное совпадение или несовпадение признаков служит основой для принятия решения.

В ходе обобщения в сравниваемых предметах - в результате их анализа - выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов: 1) общие как сходные признаки и 2) общие как существенные признаки. Следовательно, всякое существенное свойство является между тем и общим для данной группы однородных предметов, но не наоборот: не всякое общее (сходное) свойство является существенным для данной группы объектов. Общие существенные признаки выделяются в ходе и в результате углубленного анализа и синтеза. Отметим, что закономерности анализа, синтеза и обобщения суть основные внутренние специфические закономерности мышления.

В современной психологии выделяют в основном три вида мышления: 1) наглядно-действенное; 2) наглядно-образное; 3) отвлеченное (теоретическое) мышление [6, c. 211].

Наглядно-действенное (предметное) мышление проявляется в практической жизни человека. Оно сопутствует ему на всех ступенях развития: человек прибегает к помощи мимики и жестов, анализируя и синтезируя объекты своей деятельности, свое поведение. Обращение к собеседнику, следование примеру, показ действий или рассказ о них всегда связаны с наглядно-действенным мышлением. Развитие такого Вида мышления очень важно для исполнения двигательной или операторской деятельности юриста-практика.

Наглядно-образное мышление выступает в ситуациях, когда человек начинает мыслить наглядными образами, возникшими раньше. Например, при проведении следственных действий, обдумывая маршрут движения к цели по городу, следователь в наглядных образах представляет себе все возможные пути движения. Он анализирует каждый из них и, сравнивая протяженность, напряженность движения транспорта и пешеходов в определенные часы, мысленно решает проблемную задачу. Чем полнее и подробнее сведения о данном городе, микрорайоне, улице, доме, квартире, где совершено преступление, тем ярче перед следователем будут проявляться образы ситуаций, тем правильнее он сможет принять решение [6, c. 214].

Образное мышление способствует прогнозированию поведения подозреваемых по уголовному делу лиц, помогает обучению с помощью наглядных пособий, облегчает составление аналитических документов, обзоров, научных докладов. Развитое образное мышление способствует реализации задач коммуникативной, управленческой и познавательной деятельности юриста-практика.

Отвлеченное (теоретическое) мышление выступает наиболее ярко там, где для совершения мыслительных операций требуется использовать абстрактные понятия, теоретические знания. Такое мышление осуществляется главным образом на основе логических рассуждений. Это мышление помогает юристу уяснить сложные категории общественных наук и оперировать ими в процессе общения.

В процессе жизнедеятельности ни один человек, естественно, не пользуется каким-то видом мышления изолированно, работник юридического труда не является исключением.

Практическое мышление осуществляется путем использования общих мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстрагирования и конкретизации) и классификации, систематизации, структурирования. Практическое мышление носит творческий характер.

Специфической особенностью творческих процессов решения задач является присутствие в них интуиции. Интуицию обычно рассматривают как специфический метод познания, при котором возникает иллюзия прямого усмотрения искомого вывода. С помощью интуиции истина открывается разуму человека путем прямого усмотрения без использования логических определений и доказательств как промежуточных звеньев познания.) Эффективность принятия интуитивных решений зависит от многих факторов. Здесь особенно важен опыт судьи и следователя, их знания, умения, навыки. Большую роль играет также их психическое состояние. Состояние бодрости, подъема сказывается положительно на генерировании интуитивных решений, и, наоборот, страх, подавленность, растерянность низводят интуицию до уровня беспредметного гадания. Интуиция, кроме того, связана с индивидуально-психологическими особенностями человека: одни люди склонны действовать во многих случаях из логики фактов, другие очень часто полагаются на интуицию. Однако во всех случаях основой интуиции является опыт, и ее сила или слабость коренятся в прошлом опыте.

Экспериментальные исследования процесса мышления показали наличие устойчивой корреляции между мышлением, памятью, вниманием и восприятием. Наиболее показательны корреляции между мышлением и различными сторонами памяти. Для развития мышления важны также навыки чтения, общения, обобщения, сравнения, анализа, синтеза и т. д. Таким образом, для того, чтобы формировать и развивать мышление, нужно как можно активнее тренировать все структурные компоненты интеллекта.

2. Психические познавательные процессы, учет их закономерностей юристами в профессиональной деятельности

Известно, что личность реализуется в деятельности, которая возможна благодаря познанию окружающей среды. В этом случае кибернетики самого человека характеризует как сложную, саморегулирующую систему, поддерживающую динамическое равновесие с окружающей средой. В обеспечении взаимодействия человека с внешним миром ведущую роль играют свойства личности, ее мотивы, установки. Однако всякое психическое явление - это и отражение действительности, и звено в регуляции деятельности. Регуляция деятельности начинается уже на уровне ощущений и восприятий - с психических познавательных процессов. С них и логично начинать рассмотрение психических явлений [5, c. 116].

Познавательная деятельность включает в себя следующие процессы:

Сенсорные (от лат. sensus - ощущение) познавательные процессы отражают отдельные свойства предметов и явлений. Психический результат этого действия называется ощущением.

Перцептивные (от лат. percipere - воспринимать) познавательные процессы отражают предметы и явления в их целостном виде. Психические образы этих предметов и явлений называются восприятием.

Мнемические (от греч. mneme - память) процессы создают образы памяти. Преобразование представлений памяти в новые образы - это процессы воображения.

Интеллектуальные (от лат. intellectus - разум), или мыслительные, процессы отражают существенные связи между явлениями.

Ощущения, восприятия, представления, память относятся к чувственным формам познания.

Чувственное отражение у человека всегда связано с логическим познанием, мышлением. Единичное в чувственном познании человека отражается как проявление общего. В чувственном познании существенную роль играет язык, слово, которое всегда выполняет функцию обобщения. В свою очередь логическое познание (мышление) основывается на данных чувственного опыта, на ощущениях, восприятии и представлениях памяти. В едином процессе познания осуществляется непрерывное взаимодействие всех познавательных процессов.

На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятия, представления, память, мышление, воображение. Иначе как через ощущения мы ни о каких формах движения ничего узнать не можем. Ощущением называется простейший, далее уже не разложимый психический процесс.

В ощущениях отражаются объективные качества предмета (запах, цвет, вкус, температура и др.) и интенсивность воздействующих на нас раздражителей (например, более высокая или более низкая температура) [5, c. 118].

Как правило, накопление и обработка информации начинаются с ощущения и восприятия, физиологическую основу которых составляет деятельность органов чувств, называемых в физиологии анализаторами. Но воспринимают не анализаторы, а конкретная личность со своими потребностями, интересами, стремлениями, способностями, собственным отношением к тому, что воспринимается. Поэтому восприятие зависит как от объекта восприятия, так и от индивидуальных особенностей воспринимающего человека,

В жизни восприятие окружающих предметов представляет собой динамический процесс. Человек производит множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ объекта восприятия. Эти действия состоят в движении глаза в зрительном восприятии, движении руки при осязании, движении гортани, воспроизводящей слышимый звук, и т. п.

Связаны акты человеческого восприятия также с анализом и синтезированием впечатлений, получаемых от объекта, воспринимаемого при различной освещенности, удалении, под разными углами зрения, в различных положениях и условиях (туман, дождь, снег и т. д.). Наблюдатель получает при этом более правильное представление о его форме, цвете, размере, соотношении частей. На основе различных представлений от разных ракурсов восприятия все более ясным и точным делается синтетическое впечатление лучшего свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого о наблюдаемом предмете.

Несмотря на то что физическое существование внешних объектов никак не связано с мозгом, свойства и отношения внешних объектов трансформируются в процессе восприятия благодаря тому, что в них участвуют основные психические процессы, содержанием которых являются эти свойства и отношения. Так, мысль раскрывается в признаках тех объектов, отношения между которыми она отражает, а эмоция - в терминах, обозначающих отношения к тем событиям, предметам или лицам, которые ее вызывают. Цвет, звуки, запахи, формы предметов и явлений выступают в восприятии то с большей, то с меньшей силой - в зависимости от установок, внимания личности.

Внимание может быть специально направлено на восприятие отдельной стороны вещей и явлений и этим содействовать их тонкому различению, установка же облегчает восприятие объектов. Сложность формирования материалов показаний заключается и в том, что в акт восприятия включаются имеющиеся у субъектов ранее сложившиеся представления о предметах такого рода и накопленные знания о них [5, c. 120].

Так, предметом допроса обычно являются обстоятельства, которые имели какое-либо отношение к событию преступления. Но из этого не следует, что материал будущих показаний воспринимается изолированно от тех предметов и событий, которые не относятся к предмету допроса. Если бы человек каждый раз пользовался только теми сигналами из внешнего мира, которые в данный момент получают его органы чувств, то вряд ли была бы возможна сознательная деятельность. Умение ориентироваться в том, что происходит вокруг, понимать назначение воспринимаемых объектов дает человеку его жизненный опыт, в основе которого лежит память. Восприятие человеком любого предмета представляет собой не просто приобретение чувственных данных зрительного, слухового или иного характера, а всегда связано с осмысливанием, истолкованием увиденного, будет ли восприятие длительным или мгновенным. Проявление единства этих процессов П.М. Якобсон описывает так: «В ходе первичного и повторяющегося всматривания в предмет происходит истолковывание увиденного. Оно основывается на вычленении определенных частей предмета, на таком сопоставлении этих частей и элементов, которое позволяет увидеть, «что» является главным и определяющим в предмете. В ходе такого сопоставления частей между собой отдельно или в группе, сопоставления их с целым происходит выяснение соотношений между ними, усмотрение назначения предмета, раскрытие его существенных свойств. При таком рассмотрении некоторые отдельные стороны или качества предмета делаются для нас «ориентирами», которые позволяют лучше всего понять и поэтому по-настоящему увидеть, что такое находится перед нами». Как правило, такими ориентирами могут выступать, характер движения, особенности звука, контур предмета и т. д. Обычно люди не осознают все звенья процесса восприятия, например, характер сопоставления частей воспринимаемого объекта, оценку продолжительности процесса восприятия, взвешивание тех или иных соображений, которые приходят в голову в ходе сопоставления, и т. д. Вследствие того что они тысячи раз видели подобные явления и предметы, их различные формы, цвета, контуры, размеры, длительности, процесс восприятия и истолкования может быть сокращенным и даже мгновенным. Осмысливание и истолкование происходит более развернуто и осознанно, как бы «выходит» наружу лишь в тех случаях, когда появляются затруднения и сомнения при восприятии. В этом случае воспринимающий мысленно, иногда даже вслух рассуждает о том, что видит. На практике такое отражение действительности делает формирование показаний более продуктивным [5, c. 121].

В настоящее время психология уделяет большое внимание изучению скорости и точности восприятия человеком показаний различных приборов и сигналов современных средств связи. При анализе наблюдательных качеств следователя, при исследовании процесса формирования показаний свидетелей, потерпевших о быстротечных событиях юридическая психология может использовать положения инженерной психологии. В условиях нынешнего научно-техничного прогресса нередко приходится допрашивать свидетелей, потерпевших, подозреваемого и обвиняемого об информации, полученной через новейшие средства связи. В последние годы в производстве следственных органов возникают новые категории уголовных дел, связанных с авиационными и железнодорожными катастрофами, работой скоростных машин и аппаратуры. В связи с этим следственным работникам необходимо знать, какие ошибки возможны в восприятии, переработке сигналов от приборов и технических установок свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми, обвиняемыми.

Важное значение для успешного исследования показаний потерпевших и свидетелей имеет знание основных вопросов психологии этих показаний. Дача показаний органам дознания и расследования связана с различными сторонами психической деятельности человека. Чтобы человек мог дать показания, он, конечно, должен ранее наблюдать события, интересующие органы расследования. Воспринятое им должно оформиться, сложиться в его сознании, должно быть удержано им в памяти в течение более или менее длительного промежутка времени и, наконец, должно быть изложено следователю. В каждом из этих моментов процесса формирования показаний свидетелей и потерпевших в силу самых различных причин объективного и субъективного свойства возможны ошибки, которые, безусловно, могут отразиться на достоверности показаний в целом. Поэтому для лучшего изучения факторов, могущих оказать влияние на достоверность показаний, остановимся на них более детально [5, c. 122].

Один из важнейших вопросов психологии - это проблема внимания, под которым понимается направленность и сосредоточенность сознания на чем-либо определенном. Известно, что на каждого из нас в каждый данный момент действуют тысячи самых разнообразных раздражителей, вызывая зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения. Однако не все внешние раздражения, которые действуют на наши органы чувств, доходят до нашего сознания, запечатлеваются с одинаковой яркостью. В каждый данный момент мы отчетливо воспринимаем лишь сравнительно небольшое количество предметов. В связи с этим отметим, что внимание к одному или нескольким предметам всегда есть вместе с тем, однако, невнимание ко всем остальным. В этом смысле психологи говорят, что в явлениях внимания обнаруживается избирательный характер сознания. Именно потому, что человек обращает внимание на одни объекты, он тем самым отвлекается от других. В практической деятельности те внешние раздражения, которые не сосредотачивают нашего внимания, или вовсе не доходят до нашего сознания, или доходят до него очень слабо, оставляют в нем совсем незначительный и легко забывающийся след.

Отметим, что направленность внимания определяется и интересом, значением определенных, конкретных фактов для данного человека. Такую личность прежде всего интересует все то, что близко связано с деятельностью, к которой он в данный момент имеет отношение, работой, которую он выполняет. Следует отметить и зависимость качества восприятия от состояния органов чувств человека. У разных людей различны острота и сила зрения или слуха, впечатлительность обоняния, вкуса и осязания, неодинакова способность различать цвета, локализовать звук, определять время и пространство [5, c. 123].

Естественно, что известного рода физические недостатки, в частности неполноценность зрения, слуха и т. п., могут препятствовать восприятию тех или иных фактов либо существенно влиять на достоверность восприятия. Однако следует заметить, что лица, обладающие тем или иным недостатком органов чувств, весьма часто и не подозревают о своем недостатке.

Восприятие всякого конкретного предмета - явление сложное. Достаточно сложным является восприятие человека: будущий участник следствия охватывает и осмысливает не только его целостный облик и отдельные «физические» качества. Здесь в этот процесс включается также истолкование присущих ему качеств: по особенностям речи, произношения, по облику и поведению делается суждение о национальности, возрасте, роде занятий, характере, свойственном ему эмоциональном отношении к людям. Точность восприятия социальных качеств у каждого человека может быть различной и опять-таки зависит от жизненного опыта.

Содержащиеся в устной речи людей сведения воспринимаются также благодаря взаимодействию двигательных, слуховых и зрительных ощущений, но в отличие от ощущений простых физических звуков они в большей степени определяются деятельностью мышления и носят смысловой характер. На практике одним из непременных условий правильного формирования показаний свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого является понимание слова. Полное понимание достигается тогда, когда обе стороны: и тот, кто говорит, и тот, кто слушает, имеют в виду одно и то же. Непонимание одним человеком другого может происходить по многим причинам. Это зависит не только от языкового барьера, но и от индивидуальных особенностей лица, как произносящего, так и воспринимающего речь. Первый может произносить слова невнятно, не выговаривать некоторые звуки. Второй же может иметь пониженную слуховую восприимчивость или плохо владеть языком, на котором идет речь. Большое внимание на восприятие могут оказывать «предвзятые мысли», например заранее сложившееся представление о том, какой смысл имеют слова и поступки говорящего. Безусловно, сказанное относится не только к восприятию свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого, но и к деятельности следователя, когда он слушает рассказ последних во время допроса [1, c. 98].

Следует отметить, что в допроцессуальной стадии формирования показаний фактическое восприятие предметов, людей, явлений обуславливается не только наличными периферическими раздражениями органов чувств, но и всем прошлым опытом воспринимаюшего. Конечно, это существенно, так как помогает разобраться в том, какие важные моменты «накладываются» на самый обычный процесс восприятия, которые могут не осознаваться самим свидетелем, потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым. Мы считаем, что полноценное восприятие предполагает, что будущий участник его правильно охватывает объект в его частях и в целом, верно отражает его смысл и назначение. Это обстоятельство связано с единством ощущений и мышления. Чтобы правильно оценить показания допрашиваемого, допрашивающему нужно вычленить в них чувственные данные, которые явились «материалом» восприятия, и проанализировать интерпретацию его самим свидетелем, потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым.

3. Этапы решения мыслительных задач сотрудниками ОВД

Решение задачи - достижение познавательной цели, исходя из определенных условий. Задачи, которые решает человек, могут быть для него простыми и сложными. Это зависит от трех условий: 1) от запаса знаний; 2) от овладения способами решения данного класса задач; 3) от полноты исходных данных задачи.

Задача перестает быть задачей, если она слишком проста для данного человека. Но чрезмерно трудная, превышающая возможности данного человека задача также не воспринимается им в качестве таковой.

Искомое в задаче никогда заранее не дано (иначе не было бы и задачи), но оно задано через ее условия, находится в определенном отношении к этим условиям. Любая проблемная ситуация содержит такие данные, которые ограничивают круг поиска и в известной мере направляют его. Неизвестное искомое всегда так или иначе косвенно опосредствовано, связано с известным. Мыслительная деятельность и направлена на раскрытие этой связи [5, c. 66].

Все задачи делятся на два больших класса: алгоритмические (решаемые по заранее известным правилам) и творческие (способы их решения заранее не известны).

Следственные задачи являются, как правило, творческими задачами. Этапы решения творческой задачи. Познавательная задача возникает в проблемной ситуации и связана с осознанием необходимости ее решения.

Первым этапом решения творческой задачи является ее четкая речевая формулировка, определение данных условий и основного требования (вопроса)задачи.

Условия задачи - это ее исходные данные. Требование задачи - это положение, которое надо доказать или к которому надо прийти. Успешное решение задачи во многом зависит от правильного осознания ее основного вопроса. При этом нередко допускаются две типичные ошибки:

1) задача осознается чрезмерно обобщенно, без учета ее своеобразных особенностей, (так, начиная расследование преступления определенной категории, следователь иногда может не обратить внимания на специфические особенности условий совершения данного преступления);

2) неосознанно предполагается такое условие, которого в данной задаче не содержится (так, если предложить испытуемым построить четыре треугольника из шести спичек, то эту задачу обычно не могут решить, так как пытаются построить треугольники в одной плоскости, хотя это и не является условием задачи). В следственной практике нередки случаи, когда расследование дела заходит в тупик из-за того, что случайные обстоятельства расцениваются следователем как условие задачи расследования.

Второй этап решения задачи - анализ условий задачи и выдвижение предположений о возможных путях ее решения.

Мышление человека направляется, организуется объективными отношениями между условиями и требованиями задачи. Эти отношения могут быть прямыми, непосредственными (в простых задачах) и опосредствованными, скрытыми (в сложных задачах).

При решении сложных задач требуется преобразование их условий, действия с ними. Действия с условиями творческой задачи осуществляются не по заранее определенному пути, не по известным правилам (алгоритмам), а в гипотетическом, предполагаемом направлении, в плане выдвижения гипотез, применительно к следственным задачам - версий. Выдвижение гипотезы, версии, основано на анализе условий задачи, исходных данных. Сопоставляя эти данные, следователь решает вопрос: какие выводы можно сделать из этого сопоставления, с какими общими положениями из тактики и методики расследования данной категории преступлений они соотносятся? (Если условия задачи не анализируются, а ее решение достигается простым перебором всех возможных способов ее решения, то этот метод называется «методом проб и ошибок» и указывает на низкий уровень интеллекта.)

Гипотеза - основанное на ряде фактов предположение об определенной причине явлений, связи между ними. Гипотеза выражается в гипотетическом умозаключении. Необходимость в гипотезе возникает в тех случаях, когда не ясна связь между явлениями и их причинами, но известны некоторые обстоятельства, по которым можно восстановить причинно-следственную связь между явлениями. Гипотеза - это выработка общей стратегии решения задачи.

Гипотеза имеет вероятностный характер и требует проверки, доказательства; после этого она становится достоверным знанием или отбрасывается, если проверка дает отрицательный результат.

В следственной версии так же, как и в гипотезе, достоверное знание связывается с предположением. В раскрытии преступления версии играют служебную роль, направляя расследование в определенное русло. Для выполнения этой роли версия должна быть фактически обоснованной, реальной.

Как известно, в криминалистике следственные версии подразделяются на: 1) общие; 2) частные; 3) рабочие.

Общая версия - это общее предположение следователя о событии преступления, его юридической квалификации и виновости определенного лица [5, c. 144].

Частная версия - это предположение об отдельных обстоятельствах расследуемого события.

Рабочая версия - это предположение о некотором вспомогательном обстоятельстве, не имеющем уголовно-процессуального значения (предположение о марке оружия, о местонахождении определенного лица, документа и т.п.).

По уровню проблемности следственные версии могут быть разделены на поисковые и проверочные, а по их месту в следственном процессе - на первоначальные и завершающие.

Выдвижение версии - это процесс мыслительной деятельности, основанный на применении знаний об объективных взаимоотношениях и связях между предметами и явлениями. Так, отсутствие свежих следов в проломе подпола магазина приводит следователя к соответствующему предположению, а знание быстродействующего отравляющего свойства синильной кислоты позволяет сделать заключение об инсценировке самоубийства, если труп находится в ванне, а синильная кислота в отдаленной комнате.

Следственная версия является вероятностной моделью причин и обстоятельств преступления. Модель - это мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая объект исследования, замещает его таким образом, чтобы получить информацию об этом объекте.

Познавательная роль следственной версии состоит: 1) в схематизации моделируемого события; 2) в систематизации фактов в определенном направлении; 3) в определении направления поиска недостающей информации.

Третий этап решения задачи - проверка гипотезы. Проверка гипотезы осуществляется путем практических действий и умозаключений.

При решении следственных задач наряду со следственными действиями применяется в качестве вспомогательного приема мысленный эксперимент (осуществление в уме тех или иных действий для определения результатов, к которым они могут привести).

В ряде случаев мысленный эксперимент полезно сопровождать использованием наглядности, в которой необходимо отражать существенные стороны задачи.

Основная цель проверки версии - выявить наличие или отсутствие вытекающих из данной версии следствий.

Процесс решения задачи - это процесс получения недостающих данных для достижения познавательной цели. При решении следственных задач недостающие данные собираются и проверяются путем осуществления различных следственных действий: следственного осмотра, допроса, следственного эксперимента, обыска и др.

Достоверность выводов следователя зависит от достоверности полученных в ходе следственных действий фактов, от истинности знаний, в свете которых они рассматриваются (от достоверности посылок умозаключения) и от правильности логических действий с этими посылками, от соблюдения логических правил и законов (закона тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания).

На четвертом, заключительном этапе решения задачи происходит сопоставление полученных результатов с исходными условиями, их согласование означает возникновение достоверной информационно-логической модели обстоятельств, а несовпадение ведет к выдвижению новых гипотез, новых познавательных задач. Однако сам факт отклонения неподтвердившейся гипотезы не означает бесполезности проделанной работы. Отклонение гипотезы сужает круг возможного поиска и является шагом к познанию истины [5, c. 145].

Следственная интуиция. В некоторых случаях опытные следователи решают сложные задачи очень быстро. Они опускают отдельные этапы решения задачи, процесс мышления у них носит свернутый, сокращенный характер. В этих случаях имеет место следственная интуиция - быстрое неосознанное решение задачи при недостаточности исходных данных. Однако следственная интуиция не является необъяснимым озарением, природным даром. Она является результатом возникновения у следователя доминатного очага возбуждения, в котором объединяются знания, опыт и отдельные факты.

Заключение

Мышлением называется процесс отражения в сознании человека сущности, закономерных связей и отношений между вещами и явлениями природы и общества. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Оно дает возможность юристу познать такие стороны объективной действительности, которые скрыты от его глаз.

Особое значение для развития творческого мышления имеет работа над проблемными задачами. Проблемная задача -это запуск мыслительных операций. Она характеризуется тем, что создает определенное противоречие между знаниями, которыми обладает человек, и явлениями, которые он не может объяснить в рамках имеющихся у него знаний. Появление этого затруднения порождает активизацию мышления, воли, эмоций. Человек ищет решение задачи, и в процессе поиска формируются профессиональные качества мышления.

Решение задачи - достижение познавательной цели, исходя из определенных условий. Задачи, которые решает человек, могут быть для него простыми и сложными. Это зависит от трех условий: 1) от запаса знаний; 2) от овладения способами решения данного класса задач; 3) от полноты исходных данных задачи.

Все задачи делятся на два больших класса: алгоритмические (решаемые по заранее известным правилам) и творческие (способы их решения заранее не известны).

Следственные задачи являются, как правило, творческими задачами. Этапы решения творческой задачи. Познавательная задача возникает в проблемной ситуации и связана с осознанием необходимости ее решения.

Список литературы

1. Аверченко Т.Е. Юридическая психология. - М.: Норма, 2009. – 448с.

2. Бажович О. Я. Основы юридической психологии: Курс лекций. - М.: Экзамен, 2008. – 504с.

3. Васильев В.П. Юридическая психология. – СПб.: Питер, 2007. – 780с.

4. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. – М.: Юрист, 1997. – 662с.

5. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М.: Академия, 2009. 410с.

6. Яблонев А.М. Юридическая психология. – СПб.: Питер, 2007. – 488с.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по юридической психологии

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(19.3 KiB, 20 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!