Реорганизация органов юстиции

30 Ноя 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Переход к нэпу вызвал необходимость реорганизации юстиции. За­дача была решена путем организации органов, непосредственно сто­ящих на страже закона, - советской прокуратуры. Ранее функции про­куратуры в той или иной мере выполняли различные органы, главным образом наркоматы юстиции республик. В мае 1922 г. ВЦИК утвер­дил Положение о прокурорском надзоре. В составе Наркомата юс­тиции учреждалась государственная прокуратура. Прокуратуру воз­главлял прокурор республики, которым по должности являлся народ­ный комиссар юстиции. Он назначал губернских прокуроров, подчи­нявшихся только ему. В уезды направлялись помощники губернского прокурора.

На прокуратуру возлагался надзор за законностью действий цент­ральных и местных органов власти и управления, она возбуждала уго­ловные дела против должностных и частных лиц, осуществляла надзор за производством дознания и предварительного следствия, поддержи­вала обвинения в суде, опротестовывала приговоры и определения су­дов в кассационном и надзорном порядке, осуществляла надзор за ме­стами заключения. Эти функции сохранятся за прокуратурой в про­должение всего советского времени.

Наряду с прокуратурой возникла и адвокатура. Положение об ад­вокатуре, принятое в мае 1922 г., предусматривало организацию при губернских отделах юстиции коллегий защитников, состав которых ут­верждался губернским исполкомом. В задачи адвокатуры входили ока­зание юридической помощи гражданам и защита их интересов в суде (защита обвиняемых по уголовным делам и представительство сторон в гражданском процессе).

С 1922 г. стали действовать нотариат (регистрация юридичес­ких актов) и арбитражные комиссии, принимавшие на себя рассмот­рение имущественных споров, касавшихся государственных органов и хозяйственных организаций.

В 1922 г. была создана и единая судебная система в РСФСР. Вме­сто общих судов и трибуналов создавалась стройная единая судебная система из трех звеньев: народный суд, губернский суд, Верховный суд республики. Эта конструкция соответствовала существовавшему ад­министративно-территориальному делению страны.

Основным звеном в судебной системе являлся учреждавшийся в уездах народный суд, который разбирал дела в составе одного судьи или судьи с двумя заседателями. Большая часть уголовных и граждан­ских дел рассматривалась народным судом с участием народных засе­дателей.

Губернский суд действовал в качестве суда первой инстанции по делам, отнесенным к его компетенции, рассматривал кассационные жалобы на решения и приговоры народных судов, осуществлял надзор за их деятельностью и исполнял обязанности судебного управления. Губернский суд имел уголовный и гражданский отделы, каждый из ко­торых включал судебное и кассационное отделения.

Верховный суд действовал как суд первой инстанции по делам об особо опасных преступлениях, рассматривал кассационные жалобы на решения и приговоры губернских судов и являлся надзорной инстан­цией для судов всех уровней. Кроме того, Верховный суд осуществлял судебный контроль над всеми судами республики, давал разъяснения нижестоящим судам по вопросам судебной практики.

В то же время продолжали действовать и специальные суды (воен­но-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земель­ные комиссии и т.п.).

Судьи и заседатели избирались губернскими исполкомами из рабо­чих, крестьян и военнослужащих, имевших стаж ответственной работы.

Предварительное следствие осуществляли народные следователи (в уездных народных судах), старшие следователи при губернских су­дах, следователи по важнейшим делам при Верховном суде республи­ки, действовавшие под наблюдением прокуратуры.

Основные принципы и положения, на основе которых была рефор­мирована судебная система РСФСР, были восприняты и законодатель­ством о судоустройстве других союзных республик.

С образованием СССР судебная система союзных республик была дополнена соответствующими органами Союза. Уже Договор об обра­зовании СССР предусматривал создание при ЦИК Союза Верховного суда. В Конституции Верховному суду отводилась специальная глава.

Верховный суд СССР тоже выступал как суд первой инстанции, но лишь по очень узкой категории дел. Кассационной инстанцией он не являлся. Решения и приговоры верховных судов союзных республик Верховный суд Союза мог лишь опротестовать по представлению сво­его прокурора перед ЦИК и только в случае противоречия этих реше­ний и приговоров общесоюзному законодательству или когда затраги­вались интересы других республик. Верховный суд Союза ССР давал верховным судам союзных республик разъяснения по вопросам обще­союзного законодательства.

На Верховный суд возлагались определенные функции конститу­ционного надзора. Он имел право входить в Президиум ЦИК Союза с представлением о приостановлении и отмене постановлений, действий и распоряжений центральных органов и отдельных народных комисса­риатов Союза ССР, кроме постановлений ЦИК СССР и его Президиу­ма, по мотивам несогласованности таковых с Конституцией. Верхов­ный суд был вправе также разрешать судебные споры между союзны­ми республиками.

Верховный суд СССР действовал в пленарном составе, а также по отдельным коллегиям. Он мог создать и особые присутствия для рас­смотрения дел исключительной важности.

При Верховном суде учреждалась должность прокурора. Он был обязан давать заключения по всем вопросам, подлежащим разреше­нию этого суда, поддерживать обвинение в его заседании и в случае несогласия с решениями пленарного заседания Верховного суда Со­юза ССР опротестовывать их в Президиуме ЦИК СССР Эти принци­пы нашли отражение и развитие в Основах судоустройства СССР и союзных республик, принятых в 1924 г.

В 1929 г. компетенция Верховного суда СССР была расширена. Он получил право законодательной инициативы, новые права в сфере общего надзора. Верховный суд мог теперь рассматривать в надзор­ном порядке любое дело, прошедшее через суды союзных республик, а также давать разъяснения общесоюзного законодательства по пред­ложениям Президиума ЦИК СССР и по запросам СНК СССР.

В течение данного периода неоднократно менялась система орга­нов военной юстиции. По окончании Гражданской войны была попыт­ка упразднить военные трибуналы. Однако судебная реформа 1922 г. вновь создала специальные органы военной юстиции.

Конституция СССР предусмотрела создание Военной коллегии в составе Верховного суда Союза. В апреле 1924 г. Военная коллегия Верховного суда РСФСР была передана в состав Верховного суда Со­юза. Она стала единым руководящим центром для всех трибуналов Союза ССР.

Вместе с созданием в 1922 г. советской прокуратуры в качестве специальной системы была организована и военная прокуратура. Опыт работы органов военной юстиции был обобщен и закреплен в изданном 20 августа 1926 г. ЦИК и СНК СССР Положении о воен­ных трибуналах и военной прокуратуре.

Наряду с созданием обновленной судебной системы в некоторых мусульманских районах еще действовали органы, опиравшиеся на ар­хаичное право. Так, в Таджикистане до 1928 г. функционировали ка-зийские суды, применявшие законы шариата, а также земельно-вод­ные комиссии, опиравшиеся на мусульманское и обычное право.

Отсталость некоторых национальных районов объясняла суще­ствование специфических судебных порядков. В 1927 г. для народов Крайнего Севера было установлено, что судебные функции возлага­ются на родовые (тундровые и островные) Советы и районные ис­полнительные комитеты. Рост национальных кадров позволил в 1929 г. отказаться от этого порядка. Народные суды были введены повсеместно.

В 1922 г. были созданы специальные органы для разрешения иму­щественных споров между государственными учреждениями и пред­приятиями - арбитражные комиссии. Они образовывались при об­ластных экономических совещаниях. Система арбитража возглавля­лась Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!