Религиозные секты

21 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение       3
1. Понятие и сущность секты     4
2. Типология религиозных сект     6
3. Причины распространения религиозных сект   16
Заключение       23
Список литературы      24

Введение

Религия стремится, даже по своей этимологии, связать человека с Богом. Эта связь может быть сугубо личной, часто так и случается. Однако то, что обычно называют религией, носит характер организованного института, где влияние человека – основателя религии – доминирует.
Связь этого человека с Богом носит особый характер: в иудаизме: Моисей непосредственно получил скрижали Закона на горе Синай; в христианстве: Иисус — одновременно Бог и Человек; в исламе: Магомет получил, как и Моисей, слово Божье, но через ангела.
Часто основатель религии представляется лишь как реформатор предшествующей религии (например, Лютер и Кальвин).
Что часто забывается, так это невероятное количество мужчин (женщин – намного меньше), которые считали или заявили, что их посетил Бог и доверил им специальную миссию – просвещение других людей.
Действительно, невозможно произвести проверку в этой области: ни истинности таких утверждений, ни истинности веры упомянутого пророка.
Нет ничего более раздражающего приверженцев религии, чем расцвет множества конкурентов – их незамедлительно объявляют «лжепророками». Вполне нормально, что верующий убежден в своей истине, но это, к несчастью, ведет к тому, что он яростно отвергает истину других, даже если и проповедует любовь к ближнему.
Всегда существует некоторый сговор традиционных религий и властей в том, чтобы оттеснить на задний план то, что называется сектами. Только успех может узаконить новое верование – в соответствии с евангельским принципом, согласно которому о дереве судят по его плодам. Следует напомнить, что вначале христианство было сектой в иудаизме, а ислам – сектой арабов Мекки.

1. Понятие и сущность секты

Слово секта, обозначающее организацию, в отличие от ереси, как правило, обозначающее учение, имеет 2 возможности этимологии. Либо оно происходит от латинского слова SECARE – «отсекать» (часть от целого), либо от латинского же SEQUI – «следовать» (за лидером, задающим самопроизвольное направление). Каждая из этих этимологий по-своему раскрывает смысл понятия сектантства, если первая из них более подходит к сектам историческим (менониты, молокане, баптисты), то вторая – к сектам новоявленным, тоталитарным.
"Понятия "секта" и "культ" сами по себе не несут какой-либо оскорбительной смысловой нагрузки. Эти понятия широко распространены в обиходной русской речи и объективно отражают характер деятельности некоторых религиозных групп. В авторитетных словарях и научных исследованиях приводятся в целом сходные определения этих слов, и они нигде не трактуются в уничижительном, презрительном или оскорбительном смысле, не несут отрицательного отношения к религиозным движениям, означая всего лишь понятия о некой обособленной группе по отношению к той или иной религии.
Термином "секта" называется в обиходе или в публикации в СМИ та или иная религиозная группа, и это отнюдь не обуславливает ее общественной обструкции или уголовного преследования. Если та или иная религиозная группа, являясь по определению сектой, своим агрессивным или человеконенавистническим учением, антисоциальными, экстремистскими или безнравственными действиями (все это и составляет ее деструктивность) вызывает к себе негативное отношение общественности, то в этом вина исключительно этой религиозной группы. Даже если понятие "секта" не используется в нормативно-правовых документах России, это вовсе не определяет невозможность его законного использования в юридической практике. Ведь законодательство России не должно и не может юридически узаконивать употребление всех слов русского языка или толкование их.
Принцип тоталитарной секты – затащить человека к себе прежде, чем он что-нибудь о ней узнал. По мнению канадской просветительской организации «Инфо-Калт»: «Тоталитарная секта – это пользующаяся манипулятивными приемами группа, которая эксплуатирует своих членов; может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов; использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена”.      (3  с.24)
Секты считают, что они сами или их лидер обладают особым статусом, который выносит их за рамки общества или семьи   и противопоставляет им.
Секты скрывают свою истинную природу и цели от потенциальных или новообращенных адептов. Они пользуются обманными методами для вербовки и привлечения новых членов.
У тоталитарных сект есть определенные характеристики, которые отличают их от других групп, не до такой степени манипулирующих сознанием своих членов.
Например: члены беззаветно преданно служат лидеру группы и не подвергают сомнению ни одно его слово или действие.
Решения относительного того, как члены должны мыслить, действовать или чувствовать, принимаются руководством группы: члены должны получить разрешение, чтобы пойти на свидание, переменить работу или вступить в брак; существуют правила, определяющие, что носить, как воспитывать детей, где жить, и так далее.
Группа уделяет чрезвычайное внимание тому, как добыть побольше денег. Определенные приемы, например, сбор средств для фальшивой благотворительности, оправдываются как методы для достижения высших целей. Лидер группы ни перед кем не несет ответственности ни за что и не подвластен никаким властям и авторитетам.
Члены часто порывают связи с семьей, близкими и друзьями, они отказываются от целей жизни и личных интересов, которые были у них.
Руководство группы поощряет адептов, чтобы они жили совместно с другими адептами и общались только с ними, а зачастую и требуют этого от них.
Вопросы, сомнения и недовольство искореняются или даже наказываются. Для подавления сомнений относительно группы и ее лидера используются отупляющие разум приемы (произнесение мантры, говорение языками, обличение отдельных «виноватых» членов в присутствии всего собрания и т.д.).

2. Типология религиозных сект

При всей разнородности состава религиозных сект они все же представляют собой единую категорию - типологическое явление иной религиозности, радикально отличающейся от традиционной для данного общества в рассматриваемый исторический период. Для них характерна интенсификация социальных функций религии, а часто и пропаганда новых социально-религиозных утопий обновленческой, оппозиционной либо альтернативной направленности, разработанных на основе радикально измененных (обычно нетрадиционных) вероучений.
1.Новые религиозные движения
Новые религиозные движения как самая большая и важная группа современных нетрадиционных религиозных сект разделяется, в свою очередь, на ряд типологий, каждая из которых отличается особым отношением к социальной действительности и официально признанным в обществе религиозным организациям. Это, во-первых, два типа религий, стремящихся к радикальному обновлению существующего мира и современного нам человека; затем — несколько типов религий оппозиционного характера, занимающих мироборческие и богоборческие позиции; наконец, два типа альтернативных религий, не приемлющих существующий мир и ищущих ему замену.
а) Обновленческие религиозные движения
Религиозные движения этого типа не просто предлагают новое осмысление социальных проблем, но претендуют на неотложное и радикальное их разрешение. Причем им присущи различные модальности религиозно-практического освоения действительности в зависимости от серьезности социальной ситуации (а её реальное неблагополучие, как правило, намного преувеличивается, вплоть до его трагической и катастрофической интерпретации в религиозно-мифологизированном сознании). Иначе говоря, основные идеи, представления и настроения, характерные для новых религиозных движений, обладают неодинаковым значением, остротой и активностью.
Несмотря на свои типологические различия, все нетрадиционные религии в той или иной степени противостоят исходному, статуарному состоянию традиционных религий, так называемому “религиозному истеблишменту”, к которому принадлежат официальные, господствующие религии и их церковные организации. Последним свойственно либо апологетическое отношение к существующему социально-историческому строю, либо формально нейтральное, с подчеркнутым “дистанцированием” от всяких форм общественного устройства и государственной власти. Иная, радикально-обновленческая, позиция свойственна рассматриваемой типологии новых религиозных движений. О ней можно судить по характерному высказыванию одного из идеологов движения Нового Века: “Заговор Водолея — это особого рода революция, с особыми революционерами. Этот заговор направлен на изменение сознания критической массы людей, достаточной для того, чтобы осуществить обновление общества” [6, 26].
Самой слабой новационной модальностью обладают нетрадиционные религии, принадлежащие к типу социально-антропологического перфекционизма. Религиям этого типа свойственна фетишизация определенных условий и факторов реальной действительности (начиная от физического здоровья и духовного развития индивида и кончая преодолением кризисных явлений современной экономики и пороков властных структур общества). Совершенствование этих сторон человеческой жизнедеятельности рассматривается в качестве определяющего фактора, заветной панацеи глобальных изменений к лучшему современной цивилизации, чудодейственного освобождения человечества от угрожающих ему проблем и противоречий.
К этому новационному типу принадлежат широко распространенные аскетические и психосоматические культы, техники интеллектуального развития, взятые на вооружение Обществом трансцендентальной медитации, Обучающими семинарами Эрхарда (est, впоследствии “Форум”), макробиотикой Осавы и т.п. Сюда же можно отнести объединения, культивирующие в нашей стране военно-прикладное искусство каратэ в совокупности с религиозным мировоззрением, этикой и психологией дзэн-буддизма. Члены подобных групп стремятся к обретению несокрушимой силы и мужества, непоколебимости духа и строгости жизни. Примыкают сюда и полурелигиозные методики достижения “совершенного образа жизни”, подобные средневековой японской “чайной церемонии”, популярной сегодня во многих странах мира, гуманистической психологии и различным парапсихологическим культам. В объединениях этой направленности люди стремятся повысить свой “человеческий потенциал”, достичь гармоничных отношений с окружающими и гарантировать себе жизненный успех.
Новации этого типа представляют собой качественное, содержательное и функциональное, обновление религиозности, чего, кстати, недостает обычному модернизму, который отчасти расширяет круг задач, решаемых традиционной религией, отчасти меняет их трактовку, но вовсе не призывает жить по-новому в соответствии с радикально обновленными социокультурными ориентациями.
Второй подтип социально-антропологического перфекционизма новых религиозных движений связан с представлением о проявлении оккультных сил в ритуальной практике. Чудодейственное значение приписывается не самим по себе фетишизированным средствам и методам психофизического воздействия на человека или формам его поведения, а таящимся в них сверхъестественным силам. Таковыми считаются: божественная энергия Кришны, заключенная в священной мантре и в ритуальной пище вайшнавов — прасаде; космические силы ян и инь, которые следует держать в равновесии, согласно диетическим и врачевательным рецептам макробиотики Осавы; живительная энергия праны и шакти, наполняющая буддийские и тантрические обряды, и т.д. Оккультные представления распространены и среди участников движения Нового Века, которые убеждены, что “самовыражение посредством танца, театрализованных действ, керамики и поэзии порождает творческую энергию или дает возможность человеку подсоединиться к космической энергии” [8, 191]. Это, как они полагают, обеспечивает им желаемую трансформацию личности.
Сакрализация действительности - это более “сильная” обновленческая модальность новых религиозных движений. Здесь мистифицируются не отдельные элементы земной жизни, как в религиях предыдущего типа, а считается, что вся существующая действительность должна быть проникнута сакральным началом, чтобы радикальным образом изменилось бы к лучшему положение людей, общества и мира в целом. Только тотальная сакрализация действительности может принести желаемое “освобождение” и “спасение”.
Представления о сакрализации действительности могут быть разными, соответственно выделяются два подтипа новых религиозных движений: это либо упование на сакральный образ жизни, призванный обосновать окончательное разрешение проблем и противоречий существующего мира, либо надежда на ещё более радикальное средство - божественного спасителя.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!