Религиозно-мистические настроения в римском обществе I — II вв.

16 мая 2017 | Автор: | Комментариев нет »

Философско-этические учения, о которых го­ворилось в предшествующей главе, захваты­вали только небольшие группы римской ин­теллигенции. Народным же массам философские системы вследствие их сложности и трудности пони­мания не были доступны. Из всех философских сис­тем наибольшим распространением среди широких слоев римского общества пользовалась философия циников. Проповеди циников находили сочувствие среди рабов, вольноотпущенников и низших слоев свободного населения благодаря смелой критике су­ществующего строя, отрицанию богатства и знатно­сти и значительной доли религиозной настроеннос­ти. Мистико-религиозные настроения, являвшиеся своеобразным пассивным протестом и одновременно приспособлением к существующему укладу жизни, захватившие высшие слои, в еще большей степени за­хватили низшие классы римского общества. Религия в императорском Риме была единственной идеологи­ческой формой, дававшей выход чувству не­удовлетворенности существующим строем. Живя скучной, однообразной жизнью изо дня в день, задав­ленные материальной нуждой, бесправные и ревни­во опекаемые императорской бюрократией, люди те­ряли веру в собственные силы, общественные условия приводили их таким образом к отрицанию культуры и даже самого смысла жизни, заставляли предпочитать мир идей и фантазий реальному миру.

На понижение веры в мощь человеческого разу­ма указывали распространение веры в чудеса, проро­чества, гадания, широкая популярность астрологии, по небесным светилам предсказывающей будущность человека, появление «одержимых святым духом» про­поведников и пророков и тому подобные проявления религиозно-мистических настроений.

Распространение суеверий было столь велико, что оно начинало даже вызывать серьезные опасения государственной власти. Август, стремившийся, как мы видели, к восстановлению старой римской рели­гии, в целях борьбы с суевериями издал специальный указ, предписывавший сожжение пророческих книг, за исключением избранных отрывков Сивиллиных книг, освященных стариной и не содержащих, с точ­ки зрения власти, ничего предосудительного. Ослаб­ление суеверий ставила своей целью и общая рели­гиозная политика Августа, пытавшегося организовать религиозные чувства своих подданных. Уступая духу времени, требовавшему всего мистического, таинст­венного и освященного седой стариной, Август и сле­довавшие за ним императоры воскрешали давно за­бытые культы и религиозные братства (sodalicia), на­ряду с которыми устанавливались новые, связанные с почитанием гения императора, обожествленного после смерти Августа (divus Augustus), его божест­венного отца Юлия Цезаря (divus Iulius) и других им­ператоров, обожествленных после смерти сенатом. Так воскресли старинные жреческие коллегии и брат­ства - Арвальских братьев, Луперков, Салиев, Ти- циев (sodales Titii) и много других.

Реставрацией старинных культов и введением не­которых элементов восточных религий надеялись оживить омертвевшую официальную религию Рима, не дававшую простора для выхода эмоций. Однако чем дальше, тем все очевиднее становилось, что ста­рая религия не могла выполнить возлагавшихся на нее социальных функций, и потому была необходима но­вая религия, более соответствовавшая условиям но­вого общества. Превращение Римской империи в Сре­диземноморскую империю, государственная центра­лизация и романизация разлагающим образом дейст­вовали на римскую религию, возникшую в совершен­но иных социальных условиях и на ином культурном уровне, в условиях родового строя, почитания сил природы, аграрных божеств и божеств - покрови­телей города. Связанные с этой религией чувства дав­но уже иссякли, а религиозные обряды выродились в сухие формулы, не связанные ни с какой реальнос­тью и механически выполняемые жрецами и чинов­никами. Больше шансов на роль всеимперской рели­гии имела религия, связанная с культом императоров, но и она в силу своего официального происхождения не могла захватить чувства людей и превратиться в мировую религию.

Вместе со старой римской религией и культом императора в Римской империи существовали еще другие религии, претен­довавшие на роль мировых религий. Из существовавших тогда в Империи религий наибольшим влиянием пользовались три: 1) культ египетской богини Изиды', 2) культ персидского бога Митры2, 3) культ иудейского бога Яхве. Долгое время принадлежавшие к числу запрещенных культов, названные религии привлекали своей таинственностью, пророчествами, верой в бессмертие и в потусто­ронний мир и более интимными формами общения.

Не последнюю роль в восточных (оргиастических) религиях играл и эротический момент. По учению восточных религий, жизнь человека представлялась вечной борьбой телесного и духовного начала. Высшим началом че­ловеческой природы признавалась душа, сверхматериальная основа человеческого существа. В качестве средств, освобождающих душу

из-под власти тела, проповедовались молитвы, посты, культовые об­ряды и церемонии, вызывающие религиозный экстаз. Полагали, что в мистическом экстазе человек, как бы освобождаясь от телесной обо­лочки, соединяется с богом и получает часть божественной силы. Связующим звеном, посредником между богом и людьми, в религии Изиды является Озирис - Серапис, в персидской - Митра. В честь Озириса, источника вечной жизни, божественного супруга всемогу­щей Изиды, в самом Риме справлялись два больших праздника, со­провождавшихся религиозными церемониями, факельной процессией, шествием в белых одеждах, музыкой и танцами и несением изобра­жений божеств. Многие из перечисленных идей и обрядов впослед­ствии вошли в христианство. Большую часть приверженцев восточ­ных культов составляли вольноотпущенники и рабы восточного происхождения; от них эти культы переходят и к другим слоям насе­ления Рима и западных городов. Дольше всего вера в старых богов сохраняется среди сельского населения. И тем не менее, несмотря на большое влияние, ни культ Изиды, ни культ Митры не стали го­сударственной религией Римской империи. Таковой сделалось хрис­тианство. Причина победы христианства заключалась в большей приспособленности христианской религии к социально-экономиче­ским, политическим и культурным условиям Римской империи.

Христианство зародилось в Палестине, в Иудее, и в своей иде­ологии и практике восприняло в чистом или переработанном (эл­линизированном) виде многие черты иудейской (древнееврейской) религии, что и заставляет нас изучение христианства начать с крат­кого ознакомления с историей Иудеи.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!