Рекреационные возможности Магнитогорска и его окрестностей для развития туриндустрии на Южном Урале

26 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Путешествия, экскурсии, другие виды туристских занятий - это, во-первых, обширная сфера реализации конституционных прав российских граждан: на отдых и свободу передвижения, на восста­новление и укрепление здоровья, на пользование учреждениями культуры и доступ к культурному и природному наследию, на поз­нание и свободное получение информации, на социальную защиту. В том, что касается внутреннего туризма, это, во-вторых, удовлет­ворение разнообразных потребностей детей, молодежи и взрослых в непосредственном восприятии родного края, своей страны. Это не заменяемое ничем, специфическое средство духовного самообо­гащения личности и эстетического наслаждения, средство экологи­ческого просвещения, патриотического воспитания.

В-третьих, туризм - это крупный сектор экономики. Обратимся к цифрам. Речь пойдет об обобщенных сведениях, предоставлен­ных Всемирной туристской организацией.

Отправным основанием служат данные о ежегодном приросте числа туристов (он равен 4,3%) и их расходов (6,7%). Это намно­го превзошло рост мирового внутреннего валового продукта (ВВП) (3%), т.е. прирост охвата туризмом населения земного шара (с уче­том расходов) вдвое выше, нежели рост мирового ВВП. Одно только это позволяет утверждать: туризм стал нормой жизни современно­го человека. И хотя, по оценкам ВТО, в 2020г. за границей побывает лишь 2 % населения планеты, это, тем не менее, в 2 раза больше, чем, к примеру, в 2004г.

Туризм развивается в России повсеместно и Магнитогорск не дол­жен стать исключением.

Магнитогорск, благодаря своему уникальному месторасположе­нию в двух частях света - Азии и Европе может стать достаточно мощной туристской базой, откуда начнутся маршруты в рекреаци­онные зоны: «Страна городов» - памятники археологии, истории, реликтовый Карагайский бор и Башкирский государственный за­поведник - как базы экологического и оздоровительного туризма, поселок Фершампенуаз, Кизил, Бреды - центры агротуризма. Однако инфраструктура туризма г. Магнитогорска ориентирована на выездной туризм, внутренний и въездной туризм только начи­нает набирать обороты, (в основном за счет социальной политики ММК и администрации города).

Из 35 турфирм г. Магнитогорска на выездной туризм ориентирова­ны около 62%.

По приблизительным подсчетам оборот выездного туризма г. Маг­нитогорска составляет около 12 млн. $ в год, въездного и внутрен­него - около 3,7млн.$ год.

Факторами, сдерживающими рост въездного и внутреннего ту­ризма, являются: во-первых, отсутствие программы развития ту­ризма г. Магнитогорска (в России уже существует положительный опыт Владимирской, Костромской, Тульской и других областей, в Челябинской области - г. Златоуст); во-вторых, отсталая мар­кетинговая стратегия в области туризма нашего города, в-третьих, отсутствие туристского бренда; в-четвертых, отсутствие высоко­квалифицированных кадров. А ведь это упущенные экономические возможности нашего города.

Рассмотрим коммерческий туризм как основной источник дохода в бюджет города.

На наш запрос в территориальный орган Федеральной службы го­сударственной статистики по Челябинской области представлены сводные итоги отчитавшихся в адрес межрайонного отдела ста­тистики только 15 туристских фирм по форме «1 - турфирма» «Сведения о деятельности туристских фирм за 2004г.». Реализовано путевок - всего 1139; Из них населению - 1129; По территории России - 436ед.; По зарубежным странам - 703 ед.; Число обслуженных туристов - 1710 чел.; Комплексные туры - всего 124.

Сводные итоги раздела «Общие экономические показатели» под­ведены не были из-за отсутствия методологии на городском уров­не. Не погрешу против истины, заявив, что итоги по реализации туристских услуг даже по тем 15 фирмам, на мой взгляд, заниже­ны более чем в десять раз. В подтверждение этого могу сказать, что только одна туристская фирма в г. Магнитогорске, причем не самая крупная, так, скажем, средняя отправляет в туры от 2 до 3 тыс. человек.

Если раньше наш город задыхался от нехватки гостиничных мест, что затрудняло организацию въездного туризма, то сегод­ня эта проблема стоит не так остро. Около 20 гостиниц и отелей предлагают свои услуги. Среди них: «Азия», «Арена», «Европа», «Юность», «Строитель», «Урал», отели: «Лагуна», «Валентине», «Звездный дом» и другие. Тенденция роста гостиниц и отелей в городе продолжается. И все же, у нас пока мало гостиниц, до­ступных для средних слоев населения.

Таким образом, коммерческий туризм в нашем городе находится в зародыше: слабая статистическая отчетность, отсутствие единой координационной политики, отсутствие единой стратегической линии поведения и единого туристского бренда на туристском рынке России, все это в определенной степени препятствует даль­нейшему развитию туризма в г. Магнитогорске. Сейчас в основном Магнитогорск воспринимается как промышленный город, и лишь немногие знают об его уникальных природных окрестностях, ис-торико-архитектурных особенностях, культурной жизни города. Для развития коммерческого туризма необходимо развивать инфраструктуру туристской индустрии города, а именно:

1. Сектор по изготовлению и прокату туристского снаряжения, оборудования, инвентаря;

2. Сектор по изготовлению сувенирной продукции и предметов городской символики;

3. Сектор по изготовлению местного картографического материа­ла и рекламно - информационного материала г. Магнитогорска;

4. Сектор по изготовлению продуктов питания ^кя туризма и от­дыха;

5. Сектор специализированных предприятий для обеспечения транспортом туристской сферы;

6. Специализированные экскурсионные предприятия. Механизмы развития инфраструктуры туристской индустрии должны быть определены «Программой развития туризма г. Маг­нитогорска».

Рассмотрим аспект развития научно-познавательного туризма на Южном Урале.

Протянувшись на сотни километров с Юга на Север, от знойных пес­ков до суровой тайги, Южный Урал сотни лет привлекал к себе ис­следователей, а в настоящее время людей ищущих, любознательных, жаждущих получить новые знания о своей Родине. Богата история Южного Урала, г. Магнитогорска и его окрестностей. Стоянки первобытного человека, языческие святилища, наскальные росписи, курганы кочевников - все это, есть на Южном Урале. Мало кто знает, что, например, в г. Магнитогорске и его окрес­тностях были обнаружены археологами более 30 стоянок пер­вобытного человека. В этом году 2 археологические экспедиции работали в городе и его окрестностях. Есть очень интересные ар­хеологические находки. В районе горы «Мохнатая» археологами найден наконечник стрелы и фигура бобра, вырезанная из яшмы (возраст примерно 7 тыс. лет).

Магнитогорск - уникальный город - он единственный на Юж­ном Урале, расположенный в двух частях света - Европе и Азии. В городе проживает более 90 национальностей. Начиная с 2004г. сотрудники Магнитогорского института туриз­ма - филиала Российской Международной Академии Туризма совершили ряд экспедиций - по Южному Уралу. В результате проделанной работы были разработаны, а впоследствии и апроби­рованы маршруты для туристов, желающих познакомиться с Южным Уралом, его природой и его историей. В программу туров входят:

1. Геологические маршруты по Южному Уралу, посещение Иль­менского минералогического заповедника, музея камня в п. Фер-шампенуаз, хрустальных копей в Белорецком районе и руднике «Южный».

2. Исторические экспедиции. Участники посетят стоянки древне­го человека, увидят наскальные росписи в пещерах Капова, Игна-тьевская, посетят страну городов древних Ариев (Аркаим).

3. Экспедиция по горнозаводской зоне Южного Урала. Участники экспедиции проедут свыше 1000 км от границы Среднего Урала (район п. Тюбук) до юга Башкортостана. У них есть уникальная возможность изучить природу Южного Урала, а это край озер, дремучих лесов, горных хребтов, познакомиться с культурой и бы­том коренного населения, увидеть своими глазами работу масте­ров Каслинского литейного завода, Златоустовского гравюрного завода, Саткинского магнезитового производства.

4. Паломнические маршруты. Участники посетят храмы старых Южно-Уральских городов и деревень, познакомятся с бытом, обычаями и укладкой жизни православных христиан.

В заключение хочется сказать, что Магнитогорск обладает всеми ресурсами (людскими, природными, историческими, археологи­ческими и т.д.) для того, чтобы стать центром развития индустрии туризма на юге Челябинской области.

© С. Н. Талызов

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!