Реклама в дореволюционной России

26 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Рекламное дело в России прошло в определенной степени две стадии становления и развития рекламы. Так, уже в X-XI веках русские купцы прибегали к разнообразным приемам рекламирования своих товаров. Обычно приглашали за определенную плату зазывалу, который, находясь возле лавок, громко извещал о достоинствах товара и его владельца. Создателями и виртуозными исполнителями плакатов устной рекламы были коробейники, торговавшие мелким товаром — лентами, кружевами, гребнями, косынками, пряниками, бубликами и тому подобное.

Современное «рекламное государство» складывалось на протяжении тысячелетий. Почти одновременно с европейскими странами в  1621 году появилась в России газета. Называлась она «Вестовые письма, или Куранты». Выпускалась газета Посольским приказом, печатала информацию о жизни при зарубежных дворах, о войнах, о сенсациях. Однако при наличии в Москве типографской мануфактуры (с 1620 года) газета была рукописной.

Определенный вклад в ранний период массового носителя информации в русский быт внесли «потешные» или «фряжские» листы — гравюры на бумаге, посвященные самым разнообразным темам: политическим, религиозным, развлекательным (потешным). В России они получили название «лубки». Гравюры раскрашивались от руки, в некоторых случаях картинка сопровождалась письменными пояснениями, которые становились все более развернутыми и обстоятельными. Лубки стали быстро распространяться. Их можно рассматривать как первую печатную рекламу в России.

Значительное место в лубочной продукции занимала рекламная информация. С развитием российского экономического рынка она стала успешно использоваться для коммерческой рекламы: некоторые «потешные» листы рекламировали модную иноземную продукцию. Так, в частности, был выпущен лубок, рекламирующий табак: «Нос табак забавляет и глаза наши исцеляет». Аналогичный прием был веком ранее использован в Англии, когда с помощью гравюр пропагандировалось употребление «колониальных товаров» – чая, кофе, шоколада. Лубочные иллюстрации украшали массовую литературу того времени.

Лубки сформировали изобразительную эстетику российской печати, продукцию, рассчитанную на массового зрителя, читателя. В XIX веке получает широкое распространение печатная реклама товаров, хотя печатные объявления рекламного характера встречаются уже в «Ведомостях» Петра I в начале XVIII века, получив несколько позже новый толчок в издании Академии Наук «Санкт-Петербургские ведомости».

Первые книгопечатники заметили, что в книгах нередко остаются пустые страницы. Чтобы место не пропадало зря, его заполняли перечислением книг, готовящихся к изданию. Так возникла одна из ранних форм печатной рекламы. Затем на этих «лишних» страницах появились и другие объявления — скажем, о некоторых сортах кофе, этого диковинного тогда арабского напитка, который не только вкусен, но и полезен.

Возникновение и развитие газетной индустрии расширило возможности рекламы. Вначале торговцы просто извещали публику о новых поступлениях, почти не уделяя внимания характеристике товаров и их цене. В наши дни такие объявления кажутся примитивными, однако, по сути, они выполняли ту же задачу, что и нынешние завлекательные тексты и видеоролики. Одним махом о наличии товаров оповещалось множество людей, чего никак не добиться, зазывая покупателей хоть лично, с помощью глашатаев.

Наряду с коммерческими объявлениями в особый жанр — каталог — выделялась библиографическая реклама. В целом же, как отмечают исследователи истории рекламы, рекламные тексты этого времени — вплоть до конца XVIII века — носили характер, по преимуществу, справочной, деловой информации, которая типична для жанра объявления.

Начиная с 1878 года все больше распространялись вывески. Писались они маслом, главным образом на кровельном железе, реже — на стекле. Длина ее могла достигать 4-5 метров, а чтобы не коробилось железо, сзади делали деревянный подрамник, а снаружи для жесткости ставили деревянную же раму.

Но чаще использовались вертикальные вывески, расположенные по бокам входа и между витринами. Вывески, состоящие из укрепленных непосредственно на каменную облицовку фасада магазина металлических букв, встречались очень редко. Магазины придворного ювелира Фаберже и фирменные магазины Бормана имели надписи, выполненные прямо на камне облицовки.

В начале XX века живописную вывеску все больше вытесняла шрифтовая. На таких вывесках имя владельца давалось крупными буквами, а название товара – более мелкими. Встречались вывески, где вообще отсутствовало название продукции, например на магазине «Дациаро» на Кузнецком мосту. К прогрессивным моментам шрифтовой рекламы можно отнести многоярусность и многоэтажность подобных вывесок и их отличную читаемость.

Интересной и занимательной для публики стала так называемая «ходячая реклама». 22 января 1893 года фирма «Мори» испробовала такую рекламу в действии: мальчик 16 лет нес на плечах манекен студента, одетого в фуражку и мундир. У Инженерного замка навстречу ему шла похоронная процессия, и многие из провожавших гроб с большим удивлением огладывались на манекен, к которому прикололи плакат на французском языке с большими буквами: «Торговый дом братьев Мори». Иногда рядом с тротуаром один за другим, цепочкой медленно шли несколько человек в одинаковых пальто, неся высокие рамы из бамбука с натянутыми на них полотнищами рекламных объявлений.

На рубеже веков возникла новая система торговли — пассажи и универсальные магазины. В Петербурге появился универсальный магазин Гвардейского экономического общества на Конюшенной улице, в Москве — пассаж Попова на Кузнецком мосту, пассаж Солодовникова на Петровке, Верхние торговые ряды на Красной площади и др. Теперь покупатель свободно мог рассматривать витрины с товарами без насильственного затаскивания продавцом в лавку или магазин, как было в прежней торговой Москве.

Визитной карточкой купца стала витрина его магазина. Обязательным элементом в оформлении витрин к началу XX века стали мужские и женские манекены. Для оформления «военных магазинов» использовались кавалергардские кирасы, медные краски с орлами, палаши, шашки.

Витрины кондитерских магазинов фирмы «Абрикосов и сыновья» на Кузнецком мосту, Тверской, в Верхних торговых рядах были заполнены конфетными коробками. В витрине магазина Жоржа Бормана в Апраксином дворе стояли фарфоровые вазы, наполненные конфетами, жестяные фирменные банки с какао. В Санкт-Петербурге над рядом магазинов по Садовой и Вознесенскому над тротуарами шла крытая железная галерейка на чугунных столбиках, чтобы и в ненастную погоду разглядывать выставленные в витринах товары.

К 1900 году  вначале робко, потом все сильнее улицу отвоевывали плакаты. Они украшали заборы и серые стены окраинных зданий. Рекламные объявления облепляли специальные вращающиеся тумбы на углах улиц. Рекламировались вина, лекарства, новые ткани, цирковые представления, программы театров и многое другое. Мальчики на улицах возле магазинов и лавок вручали прохожим календари, прейскуранты.

Фабриканты стремились дать наиболее полную информацию о своем предприятии, указывая в объявлениях основной капитал, основные средства производства, достоинства своей продукции. Табачные фабриканты часто называли свои папиросы уменьшительными именами любимых артистов. По всему Петербургу висели огромные портреты «Дяди Кости» – любимого публикой комика Константина Александровича Варламова, дебютировавшего на Александрийской сцене в 1875 году.

Одновременно все больше входила в жизнь города щитовая реклама на различных транспортных средствах: на трамвайчиках, на железнодорожных вагонах и на вагонах конок, на автомобилях. Целый парк фургонов для доставки товаров имела фирма «Сиу и Ко». Ею же был куплен для обслуживания клиентов и изящный автомобиль с рекламными надписями. Кондитерские фирмы Конради и Бормана также имели рекламные экипажи. На речных пристанях вывешивались красочные рисованные объявления. На рекламе страхового общества «Россия» красовалась русская красавица в расшитом сарафане; завода «Треугольник» — громадная калоша; мыловаренного завода Жукова — огромный жук и т.д. Здесь уже можно говорить о возникновении, как бы сейчас определили, логотипа, товарного знака.

Большим спросом пользовались услуги рассыльных коммивояжеров. Акционерное общество «Гонец» в своем рекламном проспекте сообщало: «…общество настоящим предлагает жителям Москвы использовать его гонцов для исполнения всякого рода поручений. Надо ли послать кому-либо пакет, извещение с ответом или какую-либо вещь, уплатить или получить деньги по разного рода документам, купить какую-либо вещь в магазине, подписаться на журнал или газету, сдать объявление, передать заказ».

Деятельность рассыльных, коммивояжеров, разъездных агентов торговых фирм, предлагавших покупателям товары по имеющимся у него образцам, каталогам, являлась частью рекламного дела, способствовала увеличению продаж и расширению различных сервисных услуг.

Всем известно, что торгово-промышленные выставки — дорогой, но очень эффективный вид рекламы. Всякая уважающая себя фирма стремится принять участие в престижных международных и крупных региональных выставках. Здесь заключаются крупные сделки о продаже и долгосрочном сотрудничестве, о сбыте продукции или реализации услуг, договоры о совместной деятельности. Поэтому компании вкладывают огромные денежные средства в дизайн выставочных стендов, в организацию имдж-рекламы. И эти затраты при правильной постановке дела полностью окупают себя.

Рекламой на выставке служили, главным образом, выставочные павильоны и экспозиции товаров, представленные в них. Немецкий исследователь рекламы Г. Берман писал: «Опыт показывает, что выставки приносят пользу всему обществу, а не персонально каждому отдельному участнику. Они плодотворно действуют на целые отрасли промышленности, последствия чего, конечно, сказываются на каждом отдельном участнике».

Изобретательность русских предпринимателей на выставках не знала границ. На промышленной выставке в Санкт-Петербурге в 1870 году русский фабрикант Николай Иванович Путилов обратил на себя внимание, предоставив рельсы такого размера, что для них пришлось пробивать крышу. Рельсы были расположены лучеобразно, что должно было знаменовать освобождение отечественной промышленности от иностранной зависимости.

На Всероссийской промышленно-художественной выставке, проходившей в 1882 году в Москве, известный русский парфюмер Генрих Афанасьевич Брокар, будучи изобретательным человеком, устроил фонтан из «Цветочного одеколона», которым каждый желающий мог совершенно бесплатно воспользоваться.

28 мая 1896 года в Нижнем Новгороде открылась Всероссийская торгово-промышленная выставка и открылась она в полном соответствии с положением о выставке, утвержденном в октябре 1893 года. Особая комиссия по ее подготовке и устройству под председательством В.И. Ковальского придала выставке ярко выраженный национальный характер: выставленные предметы изготовлялись в России; исключение допускалось только для художественных произведений, которые исполнялись за границей, но русскими художниками. Все павильоны и другие архитектурные постройки отвечали, конечно, общему замыслу всей выставки, ее основной цели — прославить достижения русской экономики и культуры за последние десятилетия. При всем этом каждый из павильонов в своем облике нес черты неповторимости и в дизайне, и в архитектуре, и, естественно, передавал специфичность представляемого производства.

На Нижегородской выставке было представлено 20 отделов, размещавшихся в специально отведенных для них павильонах. Сельскохозяйственный павильон был спроектирован академиком Роппетом. Представленные экспонаты давали характеристики целых хозяйств, информацию о севооборотах, сельскохозяйственных растениях, при этом экспонаты частновладельческого хозяйства были сгруппированы отдельно от крестьянских. При входе в павильон находились частные витрины с коллекциями для характеристики  целых хозяйств. В центральной части размещены были витрины соответствующих районов с экспонатами по севообороту имений с картами и таблицами, с образцами сельскохозяйственных растений.

Второй павильон строился по проекту академика В. Цейдлера позади главного павильона, в котором были представлены экспонаты по метеорологии, почвоведению, мелиорации. Справа от вышеназванных размещались павильоны с земледельческими машинами, орудиями, повозками и хозяйственными постройками. Интересно и то, что помимо рекламирования конкретной сельскохозяйственной продукции рекламировался или, точнее сказать, пропагандировался сам стиль культурного ведения хозяйства через представленные здесь образцовые крестьянские сады, огороды, питомники. Горный отдел располагался в центральном здании. Дизайн, оформление павильона, расположение экспонатов подчеркивали особое место данного производства на выставке. Интересен павильон Илецкой соляной промышленности, представляющий высеченный из каменной соли греческий храм – беседку. Необычная реклама, поражавшая своей смелостью и оригинальностью — примечательная особенность Нижегородской выставки. Многие из витрин представляли модели и изображались в форме металлургических приборов и рудников. Одна из витрин изображала разрез доменной печи со всеми приспособлениями, в половину натуральной величины.

Павильон, представляющий Донецкий угольный бассейн, был исполнен в виде склона горы с выходами пластов каменного угля. В центральном павильоне кроме образцов нефтяных продуктов, представили для обозрения публики модели нефтяных промыслов, буровых вышек и прочих приспособлений для добычи нефти, поражавших своими размерами. Машинный отдел помещался в двух зданиях: главном, построенном по проекту А. Померанцева Санкт – Петербургским металлическим заводом, и дополнительном. Особенность этого отдела заключалась в том, что большинство машин-экспонатов приводилось в действие, среди них — машины паровые, газовые, керосиновые; двигатели, насосы и т.д. Источником двигательной силы для отдела служили паровые котлы экспонатов. Подобная организация рекламы позволяла познакомиться с производством в полном объеме, своими глазами понаблюдать за технологическим процессом прямо на выставке.

Над павильоном пивомедоваренного завода «Новая бавария», основанного в 1867 году, величественно красовалась огромная сымпровизированная бутылка богемского пива. По оформлению витрин можно уже было судить, чем, скажем, занимается астраханская торговая рыбопромышленная фирма «Бр. Сапожниковых», канатная фабрика Гот или Александровский сталелитейный завод.

На всемирной выставке в Париже в 1900 году русские предприниматели продемонстрировали умение грамотно рекламировать свою продукцию. Экспонаты и павильоны поражали высокохудожественным оформлением. Управление Водяных и шоссейных дорог выставило 6 моделей исторических типов судов, плававших по рекам Волжского бассейна. В павильоне Русских окраин, где выставлялись экспонаты Сибири, Средней Азии, Крайнего Севера и Кавказа, была устроена панорама Сибирской железной дороги, выполненная известным путешественником, доктором П. Я. Писецким. Панорама представляла собой последовательный ряд изображений главнейших сооружений Сибирской железной дороги и местных видов, нарисованных на широкой бумажной ленте длиною в 1000 м, которая двигалась, навертываясь с одного цилиндра на другой. Павильоны были украшены щитами с российским государственным гербом и русскими национальными флагами.

Павильон заводов «Высоко», «Гроздец» и «Фирлей» выстроен был из железоцемента, с крышей на колоннах; витрина Московского общества была выполнена в русском стиле с панорамою и рисунками завода, над которым на заднем плане помещалось изящное, освещаемое электричеством панно с изображением Московского Кремля, Храма Христа Спасителя и Красной площади.

С появлением в начале этого века автомобиля начинается проведение автомобильных выставок. Императорское Российское автомобильное общество организовало 4 автомобильные выставки в 1907, 1908, 1910, 1913 годах. На выставке 1907 года экспонировались автомобили акционерного общества «Г. А. Лесснер» и акционерного общества для постройки и эксплуатации экипажей и автомобилей «Фрезе и Ко». В 1910 году выставлялась машина автомобильного отдела акционерного общества Русско-Балтийского вагонного завода.

Выставка 1913 года в Санкт-Петербурге стала наиболее крупной автомобильной выставкой. На ней представляли продукцию 150 фирм из Германии, Англии, США, Бельгии, Италии, Австрии, Швеции, России. Параллельно на рекламных стендах рекламировались легковые и грузовые автомобили, тракторы и автоплуги, специализированные автомобили. Выставка проводилась в Большом Михайловском манеже и манеже Лейб-гвардейского сводно-казачьего полка. Весь двор между ними покрыли стеклянной крышей на железном остове. Специально для выставки архитектором Р.О. Мельцером был составлен проект украшений и декоративной части. Товарищества «Проводник» и «Треугольник» предоставили публике возможность ознакомиться со своими новыми шинами «Елка»  и «Колумб».

Особым видом являлись плавучие выставки. В ноябре 1901 года Русское общество пароходства и торговли в Одессе устроило подобную выставку с целью рекламы продукции русских фабрикантов в портах Ближнего Востока. Для ее организации был выделен большой пароход, во внутренних помещениях которого устроили красивые витрины. За размещение экспонатов взимали самую умеренную плату. Весь корабль ночью освещался электрическими лампочками. Аналогичные выставки проводились и в других регионах России, например, в 1908 по Енисею прошла плавучая передвижная сельскохозяйственная выставка.

При всем разнообразии и вариативности рекламы главным ее стержнем оставалось все же информационное объявление, а в нем, в свою очередь, главным было содержание. Развитие рекламы шло в направлении дифференциации и усложнения как раз содержания — текста, рисунка, шрифта, цвета, которые взаимодополняли и обогащали друг друга, создавая многоуровневую систему рекламы.

Появились специализированные рекламные конторы, рекламные бюро. Широко процветала реклама патентованных медицинских препаратов.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!