Регулирование занятости и безопасности трудоспособного населения

9 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Регулирование занятости и безопасности трудоспособного населения многообразно. Особенно это заметно в рыночной экономике, в которой приходится действовать с учетом стихийного ее развития. Однако условно его можно свести к трем аспектам: правовому, экономическому и организационному.

Правовое обеспечение занятости и безопасности трудоспособного населения по существу претерпевает серьезные изменения. Конституция России (1993 г.) объявляет труд свободным. Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает основные принципы правового регулирования трудовых отношений.

Решение вопросов регулирования занятости населения даже теперь, когда минимум определенных условий правового, экономического и организационного характера создан, во многом тормозится из-за отсутствия практического опыта проведения такой деятельности. Поэтому рассмотрим его на примере западных стран, где он накоплен.

Сокращаемые или увольняемые рабочие и служащие в западных странах наделены определенными правами. В частности, они должны быть уведомлены заранее о предстоящей реорганизации; в случае, если увольнение носит временный характер для рабочего или служащего, он имеет перед другими претендентами первоочередное право на восстановление на данном рабочем месте.

Проблемы трудоустройства высвобождаемых работников здесь пытаются решать комплексными методами, учитывающими экономические, структурные или технологические причины подвижности людей. Причем решение возникающих здесь проблем трудоустройства высвобождаемых работников осложняется наличием безработицы активного населения; притоком рабочих-мигрантов из-за рубежа, нередко многих нелегально.

На высвобождение работников в развитых странах влияют, как правило, три фактора: структурная перестройка промышленности в мире; технологический прогресс; увеличение числа работающих женщин.

Реакцией на процесс высвобождения рабочей силы на Западе стало принятие правительствами мер в поддержку занятости. Некоторые из этих мер носят чисто экономический характер. Речь в данном случае идет о политике в области ценообразования, направленной на то, чтобы компенсировать тенденцию к использованию неполного рабочего дня. Другие - специальный характер, когда, например, поощряется досрочный уход на пенсию в возрасте 50-55 лет.

Деятельность служб трудоустройства, по признанию зарубежных специалистов, должна быть более активной и диверсифицированной. Выявленная тенденция эволюции западных служб трудоустройства состоит в том, что они начали активно заниматься управлением "промежуточного" рынка занятости, т. е. рынка, когда трудящиеся не полностью занятые. Фактически это могут быть рабочие и служащие на переподготовке и повышении квалификации, занятые на специальных общественных работах, рабочие и служащие, получающие пособие от государства. Службы трудоустройства уделяют больше внимания тем, кто может сам помочь себе найти работу, и повышают активность в этом направлении. Однако тенденция к "самообслуживанию" при поиске работы привела к появлению частных бюро по трудоустройству, в основе деятельности которых лежит получение прибыли.

В США для пожилых рабочих создана национальная ассоциация трудоустройства, служащая посредником между нанимателями и рабочими и служащими пенсионного и предпенсионного возраста, которые заинтересованы в получении нестандартной вакансии, например, нестандартные рабочие часы. Считается, что эффективность работы службы трудоустройства должна определяться не числом трудоустраиваемых, а быстротой, с которой вакансии заполняются.

В стремлении знать как можно точнее обстановку на рынке труда службы трудоустройства Запада еще в 80-е гг. приступили к сканированию необходимого числа рабочих и служащих по профессиям, составлению прогнозов. Это делается с целью избежать потерь при обучении кадров. Такой подход ведет к более тесному сотрудничеству служб трудоустройства и предприятий. Отмечается более активная связь служб трудоустройства с государственными органами в сфере социального страхования, подготовки кадров.

В ряде стран трудящимся, находящимся в поисках работы, выплачивается финансовое пособие на поездку в новый район места проживания (Великобритания, Япония, Франция). В США такое пособие выплачивается рабочим, потерявшим свое рабочее место вследствие конкуренции с иностранными работниками. Во Франции, Германии, Великобритании субсидируется за счет государства переезд к новому месту работы труженика и его семьи. В Японии это касается лишь рабочих в отраслях промышленности, находящихся в состоянии упадка. В ряде стран, например, во Франции, выдается пособие на обустройство по новому месту жительства. А в Германии выплачивается разница в стоимости аренды жилья по новому месту жительства, если она выше. В некоторых случаях, если за перемещающимися сохраняются две квартиры (по старому и новому месту работы), предусматривается выплата пособия на их содержание в течение определенного периода. В Канаде пособие полагается тем, кто ищет себе работу вне района проживания.

В целом же финансовая поддержка с целью устройства высвобожденного работника на новом месте может достигать значительных размеров за счет возможности различных выплат. Так, в Германии это: пособие на обращение за работой (стоимость телефонных разговоров, копирования необходимых документов, медицинского осмотра и т. д.); оплата проездных документов; оплата ежедневных поездок на городском и пригородном транспорте; оплата перевозки личного имущества; оплата стоимости необходимого рабочего инструмента в новой квалификации; компенсация в денежном выражении оторванности от семьи; компенсация стоимости аренды жилья; пособие нанимателю за прием на работу безработного; другие различные пособия.

В ряде стран рабочие имеют право на получение пособия во время переподготовки. Во Франции средства для этих целей поступают из общенационального фонда занятости, т. е. из государственного бюджета. В Германии и Японии денежные выплаты предназначены для возмещения стоимости переподготовки, оплаты командировочных и компенсации потери в доходах после потери рабочего места. В Японии такие пособия выплачиваются и на период ожидания процесса переподготовки, но не более года. А в Германии установлен лимит максимальных выплат - 80% от оклада на последнем месте работы. В Италии трудящиеся, находящиеся на переподготовке, приравнены по размеру получаемой компенсации к категориям временно занятых или временно уволенных.

Иногда правительства оказывают финансовую помощь и предпринимателям. В Канаде, например, пособие по профессиональной переориентации (до 60% фонда заработной платы трудящихся) выплачивается владельцам предприятий, осуществляющих переподготовку кадров ввиду предстоящих структурных изменений. Подобный подход к этому и в Японии, где существует система пожизненной занятости.

Одной из "новинок" в США явилось введение программы самофинансирования - "счета индивидуальной подготовки", которая позволяет рабочим и служащим выкупать в случае вынужденной безработицы страховые суммы, вносимые для целей переподготовки. Выполнение программы в целом находится под наблюдением местных бюро по трудоустройству, которые определяют соответствие приобретаемых специальностей потребностям местного рынка труда. Для тех, кто участвует в программе, предоставляются налоговые льготы.

Таким образом, регулирование занятости трудоспособного населения в промышленно развитых рыночных странах решается, как правило, комплексно. Строятся прогнозы эволюции рабочих мест в сферах материального производства и услуг. Но главное сосредоточение сил делается на решение проблемы подготовки кадров для будущих рабочих мест. В частности, признается целесообразным обеспечивать обучение профессиям универсального плана, которые бы давали возможность трудящимся менять рабочее место по несколько раз в течение жизни. Одновременно решаются вопросы социальной поддержки нуждающихся в ней.

На Западе исходят из того, что безработица сохранится, но ее уровень будет несколько меньшим, чем в пиковые периоды. В то же время технологические изменения будут развиваться. Однако они не приведут к такому состоянию, когда "технология съест рабочие места". Этого не опасаются. Значительное (относительное) развитие получит занятость в сфере услуг. Будут и дальше расширяться гибкие формы занятости.

Представляется полезным и целесообразным применять в отечественных условиях некоторый опыт, накопленный в странах Запада по решению проблем трудоустройства высвобождаемых работников, совершенствования рыночного механизма занятости. Это касается начальной стадии - составления прогнозов влияния новой технологии и автоматизации на занятость по профессиям и отраслям, а также по регионам с учетом появления новых и исчезновения существующих профессий.

За счет платы за трудовые ресурсы коммерческих и хозрасчетных предприятий должна быть организована система непрерывной подготовки кадров с учетом того факта, что в будущем смена профессий, рабочих мест будет носить более частый характер.

Полезны подготовленные силами служб занятости периодические издания с информацией об имеющихся вакансиях. Такие публикации могли бы иметь местный, республиканский и всероссийский характер. В США такое общенациональное издание для молодежи издается на ежеквартальной основе.

Для каждого региона должна быть создана компьютеризованная система информации о рабочих местах. С этой целью службы занятости не должны испытывать недостатка в соответствующей технике и специалистах. Региональные системы должны стать частью общенациональной.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!