Региональные СМИ и выборы

14 мая 2014 | Автор: | Комментариев нет »

   Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические основы исследуемой проблемы…………………………….7

§1. Средства массовой информации и выборы……………………………………….7

§2. Особенности деятельности региональных СМИ в предвыборных кампаниях……………………………………………………………………………...24

              Введение

Политика как важнейшая сфера общественной жизни, связанная с выработкой и реализацией решений государственной власти является ведущим объектом исследования журналистики. Журналистка оказывает сильнейшее влияние на формирование политической культуры общества.
СМИ являются не только средством отражения политической культуры, но и необходимым элементом, а чаще всего и решающим фактором, определяющим ее содержание.
Измерить эффективность влияния журналистики на развитие политических процессов в обществе можно на основе анализа результатов выборных кампаний. Агрессивное поведение российских СМИ по отношению к отдельным кандидатам, их очевидная ангажированность создают опасность тотального наступления на сознание людей и делают невозможным реализацию основного демократического права - права выбора. В ответ на агрессию со стороны СМИ возникает «эффект обратного действия».
Так, на прошедших выборах в Госдуму КПРФ набрала значительное количество голосов, имея при этом минимальную информационную поддержку. В связи с этим политологи, осуществлявшие определенные технологии, и журналисты оказались перед неутешительным итогом, свидетельствующим о потере доверия к СМИ со стороны электората.
Традиционные представления о СМИ как средстве реализации той или иной политической идеи нуждаются в серьезной корректировке, тем более что в современном мире владение информационными технологиями, новые принципы организации информационного пространства дают возможность прямых манипуляций общественным мнением.
Проблема организации полноценного политического диалога с помощью СМИ волнует и журналистов-практиков, и сотрудников пресс-служб властных структур, и представителей общественных организаций.
Однако, ни в исследованиях отечественных и зарубежных ученых, ни, тем более, в публикациях журналистов — практиков и сотрудников пресс-служб не содержится непосредственного изучения деятельности региональных российских СМИ в плане организации ими политического диалога, не предлагается комплекса конкретных мер, способствующих наиболее эффективной деятельности прессы как посредника в диалоге между властью и обществом.
Большая ответственность за организацию политического диалога лежит на региональных печатных СМИ.
Исследователи журналистики отмечают начавшееся в середине 90-х годов XX века перенесение центра тяжести читательских предпочтений с общенационального на местный уровень, что подтверждается данными и о количестве региональных газет в общем числе российских периодических изданий (60%), и о совокупном тираже региональных и местных газет в общенациональном тираже (70%), и динамикой подписных тиражей (3, 56). Недаром современные ученые ведут речь о таком феномене, как регионализация российской прессы.
Основным источником информации для россиян сегодня является телевидение3. Однако печатные издания имеют больше возможностей в плане анализа, осмысления информации. Пресса больше, чем электронные СМИ, подходит для подробного изложения взглядов и программ представителей разных политических сил, для детального рассмотрения наиболее актуальных социально-экономических и политических проблем и поиска путей их решения. Таким образом, по мнению диссертанта, региональная пресса способна наиболее эффективно выполнять функции организатора политического диалога в российских регионах.
Между тем, региональная пресса в России в силу традиций, в силу ряда экономических и политических причин еще более крепко связана с властными структурами, чем общенациональные СМИ. И эта зависимость от власти зачастую неблагоприятно сказывается на возможностях прессы отражать интересы общества. Таким образом, исследование того, насколько региональные печатные СМИ справляются со своей задачей формирования диалога между властью и обществом, выявление имеющихся в этом плане недостатков и поиск путей их устранения, представляет несомненную актуальность.
Процесс политической трансформации российского общества на рубеже XX и XXI веков обусловил повышенный интерес к проблемам, связанным с изучением механизма взаимовлияния власти и общества, совершенствования политической системы государства. Ведутся многочисленные дискуссии о проблемах формирования гражданского общества, необходимость которого практически никем не оспаривается. По мнению многих ученых, важнейшим условием формирования гражданского общества является установление режима диалогового взаимодействия между всеми значимыми общественными и политическими силами. Наличие или отсутствие такого взаимодействия признается важнейшим показателем степени демократичности общества. Данная проблема приобретает особую актуальность в современной России, где происходит становление новой государственности на основе принципиально изменившихся экономических отношений.
Полноценный политический диалог жизненно необходим как обществу, так и власти. В странах с развитыми демократическими традициями власть сама принимает все возможные меры для обеспечения общества исчерпывающей и достоверной информацией, сама делает все возможное для осуществления политического диалога.
В России в настоящее время сложилась ситуация, когда необходимость демократического развития страны и, соответственно, политического диалога признается практически всеми, но «верхи» зачастую лишь формально стремятся к его осуществлению, а «низы», имея негативный опыт общения с властью, относятся к ней с недоверием и скептицизмом. Недаром исследователи ведут речь обо все возрастающем отчуждении  между российским обществом и властью (38, 123).
На наш взгляд, роль инициатора и организатора политического диалога в такой непростой ситуации способны взять на себя российские СМИ - важнейший субъект информационного пространства страны. Именно они генерируют и направляют основные потоки информации. Именно они способны наиболее эффективно удовлетворять информационные потребности граждан, согласовывать интересы граждан, общества и государства. Этим определяется актуальность нашего исследования.
СМИ играют особую роль в развитии демократии, исследователи справедливо называют свободную прессу константным (сущностным) признаком гражданского общества. Эффективный контроль общества за действиями властных структур обеспечивают, прежде всего, СМИ.
Цель данного исследования заключается в изучении роли средств массовой информации в предвыборных кампаниях и определении механизмов осуществления политического диалога с помощью региональных  СМИ.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1.  Определить функции средств массовой информации во время предвыборных кампаний.
2.  Определить роль региональной прессы в медиаполитическом пространстве России.
3.  Исследовать деятельность региональных СМИ с точки зрения организации ими   политического диалога, выявить имеющиеся достижения и недостатки, сильные и слабые стороны.
Объектом исследования стала специфика функционирования прессы в медиаполитическом пространстве.
Предметом исследования является деятельность региональной прессы по организации политического диалога власти и общества в информационном пространстве.

Глава 1. Теоретические основы исследуемой проблемы
§1. Средства массовой информации и выборы

В наше время телевидение стало основным источником развлечений для самой широкой аудитории. С этим связаны особенности подачи политической информации. С учетом развлекательной ценности телевидения при освещении политических кампаний всегда делается акцент на создании интриги и драматизации ситуации. Сам способ подачи информации тяготеет к представлению  избирательной кампании в виде соревнования между политиками. В центре внимания телеканалов находятся не столько актуальные политические проблемы, сколько показатели рейтингов, подсчет голосов, повышение или падение популярности, громкие скандалы.
Невооруженным взглядом видно, что сегодня освещение политических выборов строится по канонам шоу-бизнеса. Перипетии политической борьбы подаются в формате спортивных зрелищ. Для массового зрителя они ничем не отличаются, например, от автогонок, лошадиных перегонов или боксерских поединков, привлекая к себе тем самым пристальное внимание.  Таким образом, масштаб влияния средств массовой информации на рядового избирателя трудно переоценить.
Средства массовой информации (СМИ) являются важным элементом в проведении демократических выборов. Свободные и справедливые выборы состоят не только в том, чтобы отдать свой голос в соответствующей атмосфере. В их ходе должен быть обеспечен доступ к адекватной информации о партиях, проводимой кандидатом политике, а также о самом избирательном процессе для того, чтобы избиратели могли сделать свой выбор на основе достаточной информации. Демократические выборы без свободы СМИ оказались бы словосочетанием, не имеющим смысла.
Однако парадокс заключается в том, что для обеспечения этой свободы необходима определенная степень регулирования. Правительственные СМИ, финансируемые из некоммерческих источников, должны быть необходимым
элементом процесса, гарантирующим справедливое освещение событий и равный доступ к СМИ, в частности оппозиционным партиям. В то же время СМИ не могут предлагать свои сообщения, например, о результатах опросов на выходе с избирательных участков или о предварительных результатах выборов до тех пор, пока не будет отдан последний голос, и т.д.
Таким образом, существует довольно сложный клубок вопросов, вокруг формулирования соответствующих правил и самого регулирующего органа, который без особого нажима будет обеспечивать свободу работы СМИ, действуя во благо избирателя, учитывая его/ее потребности в точной информации.
Данная предметная область рассматривает следующие вопросы:
- правовые принципы;
- атмосфера, в которой работают СМИ;
- законы или правила работы СМИ, применяемые в ходе выборов;
- управление отношениями в сфере СМИ (13).
Общеизвестно, что СМИ незаменимы в обеспечении правильного функционирования демократии. Дискуссия вокруг этой функции СМИ обычно сосредоточивается на их роли «сторожевого пса»: непредубежденное рассмотрение и обсуждение удач и провалов правительства является для СМИ источником информирования общественности в отношении того, насколько эффективно ее представители в нем работают. Это помогает обеспечивать подконтрольность этих представителей. Тем не менее, СМИ могут играть и более конкретную роль в обеспечении полного участия общественности в выборах, не только информируя общественность о том, как работает правительство, но и целым рядом других способов:
- обучая избирателей тому, каким образом они могут реализовать свои демократические права;
- информируя общественность о ходе избирательной кампании;
- предоставляя своего рода трибуну для политических партий, желающих довести свои соображения до электората;
- обеспечивая партиям возможность вступать в дебаты друг с другом;
- информируя о результатах выборов и осуществляя мониторинг подсчета голосов.
СМИ являются не единственным источником информации для избирателей. Однако в мире, который живет под влиянием СМИ и телекоммуникаций, именно эти средства все в большей степени определяют политическую повестку дня везде, даже в странах с более низким уровнем развития техники. Таким образом, группы наблюдателей, работающие на выборах, сегодня не могут не рассматривать, например, проблему доступа к СМИ и освещения ими хода выборов в качестве критерия, определяющего степень справедливости выборов. Одновременно с этим мониторинг работы СМИ в ходе выборов становится все более распространенной практикой, в которой используется сочетание методов статистического анализа и способов изучения работы СМИ, включая также контент-анализ сообщений для определения степени достоверности освещения событий.
Речь идет о соблюдении трех взаимосвязанных пакетов прав:
- права избирателей на то, чтобы делать выбор на основании полноты информации;
- права кандидатов на то, чтобы довести до сведения избирателей свою политику;
- права СМИ предоставлять сообщения по вопросам, имеющим общественный интерес, а также излагать свою точку зрения (31).
Конечно, эти права, которые в своей основе являются аспектами права на свободу выражения мнений, которое гарантируется Статьей 19 Всеобщей декларации прав человека, применяются в любое время, а не только в ходе проведения предвыборной кампании. Но именно сугубо формальная сторона избирательного процесса, тот факт, что выборы проводятся в соответствии с процедурами, ясно изложенными в законе, подстегивают интерес тех, кто озабочен вопросом свободы СМИ. Степень уважения свободы СМИ и обеспечение плюрализма точек зрения в ходе избирательной кампании может явиться довольно точным индикатором степени уважения свободы выражения мнений вообще, что само по себе является необходимой предпосылкой для функционирования демократии. Более того, предвыборная кампания может предоставить идеальную возможность научить не только органы власти выполнять свои обязательства, уважать и беречь свободу СМИ, но и средства массовой информации, которые несут определенную ответственность по поддержке демократического процесса.
Существуют разные типы освещения избирательного процесса СМИ, такие, как: целенаправленное информирование избирателей, обеспечение прямого доступа политическим партиям к СМИ, программы новостей и освещение текущих событий, а также некоторые типы специального освещения выборов СМИ. Освещая выборы, представители СМИ, прежде всего, должны решить для себя ряд узкоспециальных вопросов, в частности: профессиональных стандартов освещения результатов опросов общественного мнения; навыки того, как проводить границу между освещением работы правительства и деятельностью лиц, занимающих государственных посты, но в то же время выступающих в качестве кандидатов; а также правовые и этические обязательства СМИ при освещении заявлений провокационного характера, звучащих из уст политических деятелей.
Единственным руководящим принципом, лежащим в основе той роли, которую играют СМИ на выборах, является понимание того, что без свободы средств массовой информации и без плюрализма демократия невозможна. Это положение лежит в основе многочисленных решений международных трибуналов. Кроме того, об этом со всей ясностью в недавнем прошлом было заявлено специальным представителем Организации объединенных наций по вопросам свободы выражения мнений, который подробно говорил о необходимых мерах, которые правительства должны предпринять с тем, чтобы гарантировать свободу средств массовой информации в ходе выборов.

Существует целый ряд различных аспектов свободы СМИ, которые имеют отношение к освещению выборов:
- отсутствие цензуры;
- свобода от необоснованных нападок или вмешательства в работу СМИ;
- свободный доступ к необходимой информации;
- плюрализм мнений в СМИ.
Последнее из этих положений представляется особенно важным. Часто этот постулат интерпретируют в том смысле, что СМИ должны находиться в собственности лиц или организаций, имеющих различия интересов, что ведет к образованию так называемого «рынка идей» (9). Это важно, но это только один аспект. Для стран, избавляющихся от авторитарного правления, где характерной чертой является жесткий государственный контроль деятельности СМИ, обеспечение плюрализма в рамках средств массовой информации, финансируемых из некоммерческих источников, может быть не менее важным. Это объясняется тем, что часто только национальная вещательная компания, контролируемая государством, имеет возможность донести свою информацию до всех категорий электората.
Чтобы гарантировать положение, при котором СМИ, финансируемые из некоммерческих источников, на практике не контролируется правительством, может понадобиться четко сформулированное законодательство, регулирующее возможности органов государственного управления воздействовать на СМИ. В этом заключается главный парадокс взаимодействия государственных органов со СМИ на выборах - часто возникает необходимость создания достаточно сложной регулирующей системы, цель которой дать возможность СМИ работать свободно и без помех.
Если говорить в общих чертах, существует три типа освещения выборов средствами массовой информации. В каждом из них работа ведется в соответствии с различными принципами и требует от избирательного надзорного органа выполнения разных ролей.

Редакционное освещение событий
Этот тип освещения событий в широком плане касается всех аспектов новостных программ и печатных публикаций: очерков, информации о текущих событиях и материалов, отражающих различные точки зрения, то есть того содержания, которое находится под редакционным контролем самих СМИ. За исключением некоторых сфер, например сообщений о результатах выборов или ограничений на сообщения о результатах опросов общественных мнений незадолго до голосования, роль надзорного органа состоит лишь в том, чтобы способствовать свободной деятельности СМИ.

Освещение при прямом доступе кандидата к СМИ
Существует большое разнообразие всевозможных систем для регулирования политической рекламы или свободного освещения избирательного процесса при прямом доступе кандидата к СМИ. Это касается той части освещения выборов, которая находится под редакционным контролем партий или самих кандидатов. Некоторая часть СМИ может иметь обязательства по публикации такого рода материалов. В этом случае практически всегда будут существовать условия, которые они должны выполнять.
В связи с этим одним из самых эффективных способов влияния на общественное мнение являются теледебаты. Во-первых, как информационное шоу они априори несут в себе зрелищный и соревновательный элементы, поэтому в наибольшей степени отвечают развлекательной концепции телевидения. Во-вторых, теледебаты обеспечивают персонификацию политических вопросов.
Дело в том, что очень мало избирателей читают скучные предвыборные программы. У нас голосуют не за бумажки, а за людей. По результатам социологических исследований сторонники конкретных партий и блоков чаще всего обуславливают свой выбор именно симпатиями к политическому лидеру. Роль личности политика в формировании имиджа его партии или избирательного блока трудно переоценить. Теледебаты в наилучшей степени раскрывают личностные особенности участников избирательного процесса. Они концентрируют внимание зрителей на имидже кандидатов, а не на сущности политических проблем. Поэтому такой способ персонификации в полной мере соответствует как запросам массовой аудитории, так и интересам политических группировок.
Тот факт, что на территории СНГ практически все телевизионные СМИ контролируются различными финансово-политическими кликами, не является большим секретом. Тем не менее, логика, основанная на зрелищности и развлекательной ценности телевидения, заставляет телеканалы тиражировать яркие образы и своих политических противников. Индивидуальный «стиль» политика и то впечатление, которое он организует, ценятся порой намного выше, чем содержание и философия его политической программы. Классический пример — Владимир Вольфович Жириновский. К тому же, такой подход ничуть не мешает тенденциозной редакторской политике. Прямой эфир также не является препятствием для пропагандистского «промывания мозгов».
В психологии давно известно, что для того, чтобы была воспринята та или иная фигура, нужен «фон». В качестве этого фона может выступать другая, контрастная фигура. Нужна пара антагонистов — «святой» («свой») и «злодей» («чужой»). Публичная борьба  двух политических оппонентов, игра в героя и злодея наркотизируют массового зрителя и дезориентируют его в реальных политических проблемах. Теледебаты являются очень удобной технологией, чтобы под прикрытием «свободной и объективной дискуссии» показать святость одних и нечистоплотность других.
Психологи установили, что фронтальная съемка на уровне глаз вызывает «симпатию» у телезрителей, создает впечатления спокойствия и непринужденности участника теледебатов. Показ сверху (перспектива «птичьего полета») или снизу (перспектива «лягушки») вызывает антипатию, создает впечатление слабости и интеллектуальной пустоты кандидата. Если участники дебатов сильно отличаются по росту, часто применяется их одновременный показ: при этом выигрывает тот, кто выше (27).
Исследовалось также влияние публики на экране. Установлено, что при экранной передаче реакции публики решающее значение имеет выбор соответствующего ракурса. Посредством «картинки» можно усилить или ослабить впечатление (например, эффектом аплодирующей публики). Можно дать общий план публики, показать какую-то ее часть, маленькие группы или отдельные лица. Например, при выступлении одного участника дебатов показываются только заинтересованные лица, «благоговейно внимающие» говорящему. Помимо технических приемов существует великое множество психологических уловок. Они помогают телеведущему «играть» на стороне одного из участников дебатов, соблюдая при этом видимость объективности.
Заангажированный телеведущий нередко вносит свою лепту в данный процесс. Например, он может «не расслышать» реплику или вопрос одного из участников, заставить повторить ее несколько раз. Прием особенно подходит, когда у политика неважная дикция. Журналист, ведущий теледебаты, может допускать пренебрежительные жесты или критические высказывания в адрес одного из соперников.

Информирование и просвещение избирателей
В странах, недавно вставших на путь демократии, СМИ могут быть исключительно важным инструментом не только информирования избирателей по вопросам предвыборных кампаний и по кандидатам. Они также могут дать возможность представить им основную информацию о том, как голосовать и что такое голосование. Информирование и просвещение избирателей, подобно прямому доступу, должно соответствовать строгим стандартам, которые гарантируют его непредвзятость.

Существуют две группы административных задач, связанных с управлением работой СМИ на выборах. В принципе, эти две группы не являются взаимосвязанными, хотя на практике часто одно и то же подразделение избирательного надзорного органа отвечает за реализацию и той, и другой группы задач.
- Во-первых, существует функция регулирования освещения выборов СМИ, которая, главным образом, фокусирует свое внимание на таких вопросах, как выделение программного времени для обеспечения кандидатов прямым доступом к СМИ, но здесь также имеется и механизм оперативного рассмотрения жалоб.
- Во-вторых, возникает потребность в распространении материалов, которые предоставляются СМИ избирательным надзорным органом, и не обязательно по вопросам, связанным с регулированием работы средств массовой информации.
Для решения последней группы задач избирательный надзорный орган должен иметь пресс-службу под управлением ответственного служащего, занимающегося связями с общественностью, желательно имеющего опыт живой журналистской работы. В зависимости от размеров страны и сложности ситуации может понадобиться региональная или местная пресс-служба. Функцией таких пресс-служб является оперативное распространение информации. Избирательные штабы рассматривают СМИ в качестве важнейших каналов распространения соответствующих материалов для широких кругов общественности. Оптимальное функционирование этих каналов может быть достигнуто только при реализации принципа максимальной открытости, а также если между представителями СМИ и людьми, ведущими избирательную кампанию, устанавливаются отношения доверия. Если последние стремятся распространять всю информацию, которую только можно распространить, журналисты с большим пониманием будут относиться к тем сферам, где необходимо сохранять конфиденциальность и целостность избирательного процесса.
Виды информации, которые должны беспрепятственно поступать в распоряжение представителей СМИ, касаются таких вопросов, как детали избирательного процесса, информация о партиях и кандидатах, границы избирательных округов и участков, а также вопросы демографии и т.д. Эта информация не включает в себя данные о платформах отдельных партий или кандидатов, которые последние, вне всякого сомнения, сами доведут до избирателей.
С административной точки зрения сложность проведения такой работы будет зависеть от степени интереса СМИ к выборам: если для освещения данных выборов собираются представители средств массовой информации со всех уголков мира, тогда главной задачей будет создание пресс-службы. Однако независимо от масштабов и сложности этой операции очень полезно будет заранее подготовить и распространить соответствующие материалы. Заблаговременная подготовка материалов для брифингов и пресс-конференций, а также для регулярно издаваемых пресс-релизов обеспечит создание информационного задела, легко управляемого пресс-службой и сводящего к минимуму работу по подготовке ответов на запросы представителей СМИ.
Первая функция - регулирование освещения СМИ избирательной кампании - по своей сути является более сложной и совершенно не совпадающей с функциями пресс-службы. Некоторые избирательные комиссии создают отдельные подразделения по работе со СМИ, которые занимаются и тем, и другим, однако важным представляется концептуальное разграничение первой и второй задачи.
Масштабы административной нагрузки будут зависеть частично от того, какие регулирующие инструменты уже существуют, например: прописаны ли в законах критерии и механизмы предоставления отдельным партиям эфирного времени в ходе избирательной кампании? существует ли необходимость для избирательной комиссии вводить свои собственные правила?
В этот процесс могут быть вовлечены различные административные органы. Однако нельзя говорить о том, что избирательный надзорный орган будет автоматически вовлечен в этот процесс. Вместо этого данный орган может работать под эгидой другого органа, который регулирует радио- и телевещание, например саморегулирующийся комитет вещателей. Или может быть создан совершенно отдельный регулирующий орган. В каждом из подходов есть особенности, которые позволяют рекомендовать его к применению. Однако представляется важным существование какой-то специализированной организации, которая может функционировать независимо или как часть другого регулирующего органа и которая занимается этими сложными вопросами.

Обеспечение СМИ возможности играть свою жизненно важную роль информирования общественности о ходе выборов не является той сферой, где следует экономить финансовые средства. К счастью, для лиц и организаций, ведущих избирательную кампанию, этот аспект деятельности не является особенно дорогостоящим. Основной задачей избирательного надзорного органа или любого другого органа, отвечающего за регулирование деятельности СМИ, является создание атмосферы, в которой средства массовой информации могут работать свободно.
Некоторые детальные аспекты этого процесса могут быть с технической точки зрения довольно сложными, например выработка формул для предоставления бесплатного эфирного времени партиям. Однако сложности такого рода могут быть разрешены силами какого-либо небольшого комитета. Другим словами, финансовые последствия реализации этого процесса в широком контексте проведения всей избирательной кампании представляются незначительными.
Самым дорогостоящим аспектом этого процесса, по всей вероятности, является мониторинг продукции, выдаваемой СМИ в ходе освещения предвыборной кампании и во время самого голосования. Масштабы этой работы неизбежно будут зависеть от того, какое количество СМИ подлежит мониторингу, а также от того, насколько вероятно, что СМИ будут нарушать правила проведения избирательной кампании. Комиссия экспертов СМИ, работавшая на выборах в Боснии в 1998 г., располагала большим количеством сотрудников, разбросанных по всей стране, включая и специализированную группу мониторинга СМИ. Многие надзорные органы не располагают ничем, даже относительно похожим на эту комиссию. Зачастую мониторинг работы прессы может быть поручен неправительственным группам, которые демонстрируют растущую активность в этой области. За надзорным органом в этом случае останется функция анализа результатов, подготовка выводов и осуществление надзора за процедурой рассмотрения жалоб.
Потенциальным источником противоречий, однако, остается вопрос о том, кто платит по счетам за бесплатно предоставляемое партиям время прямого доступа к СМИ. Если работает такая система, тогда прямой доступ оказывается «бесплатным» только с той точки зрения, что сами политические партии не платят за это время. Однако вопрос, касающийся того, оплачивают ли это время сами СМИ, организации, проводящие избирательную кампанию, или какой-то другой общественный орган, является вопросом, чреватым потенциальным конфликтом. Поэтому принципиальное решение по этому вопросу должно быть принято заблаговременно, до начала избирательной кампании.
Хорошо управляемая система регулирования работы СМИ может реально обеспечить экономию средств органа, проводящего избирательную кампанию, в другой области. Если СМИ имеют возможность работать свободно и у них сложились доверительные отношения сотрудничества со структурами, занимающимися организацией выборов, тогда средства массовой информации будут играть неоценимую роль в предоставлении электорату жизненно важной информации, причем избирательной администрации это не будет стоить ни цента.

Вероятно, ни один аспект организации проведения выборов не определяется в такой большой степени политическим и социальным контекстом, как функционирование СМИ. В принципиальных чертах мы покажем это на двух пересекающихся аспектах этого процесса:
- уровень социально-экономического развития страны, его последствия для формы собственности СМИ и структуры их аудитории, а также источники получения избирателями информации политического характера;
- объем того опыта, который имеется у СМИ в освещении демократических выборов, а также масштабы реализации свободы печати в данной стране в прошлом (16).
Общим местом стали уже разговоры о глобализации информационных потоков. Точно так же многие сетуют по поводу «американизации» избирательных кампаний, имея в виду демонстрацию красивых телевизионных картинок, не наполненных существенным содержанием. Обе эти точки зрения, со всей очевидностью порожденные различными политическими точками зрения, выдвигают одно и то же предположение: определенный тип СМИ и определенный «медийный язык», обслуживающий избирательную кампанию, становится доминирующим во всем мире. По сути, такое утверждение далеко от истины. Очень большое количество избирателей не имеет доступа к телевизионному вещанию из-за своей нищеты. Другие значительные группы избирателей не могут читать газеты из-за того, что они не только бедны, но и неграмотны. (Хотя существует интересное наблюдение: в районах Африки, лежащих к югу от Сахары, количество читателей газет значительно превышает количество телевизионных зрителей.) Итак, хотя сегодня так называемый «информационный порядок» в гораздо большей степени глобализован, чем в прошлом, гораздо в большей степени, чем во времена Маршалла Маклюэна, который в шестидесятые годы пустил в оборот термин «глобальная деревня», - конкретные национальные черты остаются очень важными. Причем особую важность они приобретают во время выборов, которые, по своей сути, являются национальными событиями (4).
Страны с недавней историей авторитарного правления имеют такую общую черту, как существование жесткого правительственного контроля над СМИ, которые финансируются из некоммерческих источников. В других странах, например в большинстве стран Западной Европы, существует богатая история работы некоммерческих электронных СМИ независимо от правительства в условиях растущего плюрализма прессы. Однако в странах с неразвитой культурой политического плюрализма журналисты государственных СМИ обычно не отличаются смелостью или независимостью. Такая ситуация может требовать более масштабного вмешательства со стороны регулирующего органа с тем, чтобы обеспечить выполнение этими журналистами своей функции по информированию общественности.
Еще одним аналогичным обстоятельством, при котором регулирующий орган может быть призван для осуществления большей степени регулирования, является ситуация, когда у партийных СМИ, представляющих различные политические или этнические группы, есть репутация подстрекателей к насилию и «глашатаев ненависти».
В этих условиях роль регулирующего органа заключается в обеспечении гарантии плюрализма голосов, звучащих в данных СМИ, в отсутствии практики замалчивания чьего-либо мнения.
Некоторые вопросы, носящие более практический характер, могут разрешаться гораздо труднее в новом демократическом обществе, чем в обществе с давно сложившимися отношениями. Например, как вы будете решать, какое количество бесплатного эфирного времени предоставлять каждой партии, если ранее демократических выборов в данной стране не проводилось, то есть отсутствует объективное мерило популярности той или иной партии? Однако даже эту трудность не стоит преувеличивать. Во многих странах с продвинутой демократией, например Нидерланды, Дания и Норвегия, при предоставлении эфирного времени лишь в незначительной степени учитывают результаты предыдущих выборов, иногда их вообще игнорируют. Такое распределение времени осуществляется на основе принципа равенства партий. Таким образом, для администраторов из стран с нарождающейся демократией, которые занимаются планированием системы регулирования, существует огромное количество примеров, дающих возможность выбора.
С самого момента своего появления СМИ освещали политические события, но в большинстве стран мира центральная роль СМИ на выборах определилась лишь в последнее время.
Во многих странах демократические выборы - сами по себе новый феномен. Для значительной части государств Азии и Африки, находившихся прежде в колониальной зависимости, свободные суверенные выборы стали приобретением второй половины двадцатого века, тогда как в странах бывшего коммунистического блока это произошло еще позже. Даже страны Западной Европы и Центральной Америки были полностью демократизированы незадолго до или после второй мировой войны, когда избирательные права были распространены и на женщин. Соединенные Штаты окончательно упразднили избирательные ограничения в 1960-х гг. Традиции демократии в Латинской Америке были запятнаны историей военных диктатур, особенно в период 1960-х - 1980-х гг. Некоторые страны, в частности в Европе и Северной Америке, имели очень энергичные независимые СМИ, даже когда избирательные права граждан были ограничены. В других же странах независимые СМИ появились одновременно с попытками утвердить систему избираемого правительства.
Европа, Северная и Латинская Америка выработали теорию о СМИ как о «четвертой власти», призванной осуществлять надзор за правительством. Этот подход все больше и больше инкорпорируется в международное законодательство, хотя практика и не всегда идет вровень с идеалом. В целом, независимая пресса развивается параллельно общему развитию политических свобод.

До относительно недавнего времени печатные СМИ были единственным источником массовой информации. Они обладали ограниченным охватом по той простой причине, что функциональная грамотность была достоянием меньшинства. Таким образом, когда дело касалось донесения политических идей до массовой аудитории, развитие телерадиовещания было потенциально революционным. Тем не менее, во многих случаях этот потенциал страшил лиц, ответственных за организацию выборов. Британская телерадиовещательная корпорация Би-би-си придерживалась «14-дневного правила», запрещающего освещение любого вопроса за две недели до его обсуждения в Парламенте. Лишь в 1951 г. были показаны первые программы, посвященные выборам. Обязательные прекращения освещения выборов в дни, предшествующие голосованию, которые существуют в таких странах, как Франция, являются реликтом того времени - времени, когда СМИ делали все, чтобы не повлиять на результаты выборов.
Ситуация изменилась. Приобретенная мудрость гласит, что в современных выборах доминирует телевидение - и это явление можно проследить до 1960 г., то есть до первых исторических дебатов между кандидатами на пост президента США. Но эта точка зрения верна лишь отчасти. Большинство населения земного шара не смотрит телевидения: у них нет электричества или они не могут купить телевизор. Неверно думать, будто это свойственно лишь диктатурам, - в конце концов, крупнейшей в мире демократической страной является Индия. Для таких стран радио остается важнейшим источником информации.
Но даже в странах, где телевидение царит над политическими дебатами, это относительно новое явление. Во многих восточно-европейских странах коммерческое вещание было узаконено лишь в 1980-х гг., и освещение выборов остается строго регулируемой сферой - как наследие долгих лет государственного контроля над телерадиовещанием.
Несмотря на все разговоры о «политтехнологах» и «глобализации», большая часть того, что проходит по каналам СМИ во время выборов, сразу же узнается старшим поколением избирателей, привыкших к стилю ведения предвыборных кампаний посредством митингов и выступлений с трибун. Американская традиция платной телевизионной рекламы, созданной с помощью самых тонких технологий Мэдисон авеню, важна, но в мире не является доминирующей. Традиция большего регулирования, характерная для европейского вещания, все еще имеет широкий круг приверженцев, особенно во время выборов.
Кроме того, интересен вопрос о соотношении влияния центральных и региональных СМИ во время предвыборных кампаний.
Сегодня сложилась довольно любопытная ситуация. Крупные региональные издания благодаря своим тиражам и степени доверия местного населения занимают положение на рынке прессы, позволяющее говорить о наличии у них потенциала федерального уровня. Наступило время, когда газеты осознают этот факт и ищут пути эффективного использования своих возможностей. Однако, региональные СМИ имеют ряд специфических особенностей.

§2. Особенности деятельности региональных СМИ в предвыборных кампаниях

  В сентябре 2000 г. Президент РФ В.В. Путин утвердил Доктрину информационной    безопасности Российской Федерации, которая содержит целый ряд положений, направленных на     реализацию конституционных и гражданских прав россиян в информационной сфере. В этом документе, в частности, отмечается важность соблюдения таких принципов, как:
• доступ к информационным ресурсам;
• свобода массовой информации;
• запрет цензуры;
• право граждан на личную и семейную тайны, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений;
• защита чести и достоинства личности.

         Свободное участие граждан в избирательном процессе, право избирать или быть избранным – один из ключевых принципов демократии. Это – важнейшее достижение политических преобразований, осуществляемых сначала в СССР, а затем в России, с 1985 года. Демократичный характер выборов реализуется за счет:
• предоставления населению свободы доступа к информационным ресурсам;
защиты прессы от попыток каких-либо политических сил или других заинтересованных структур монополизировать каналы массовой коммуникации;
• противодействия публикации недостоверной, искаженной информации.

Соблюдение положений Доктрины информационной безопасности РФ могло бы привести к появлению в России демократического общества, базирующегося на неукоснительном соблюдении конституционных прав и свобод граждан. Однако практика избирательного процесса в России, к сожалению, зачастую расходится с заложенными в Доктрину принципами. Это, например, проявляется в монополизации средств массовой информации, в отсутствии реальных возможностей реализации информационных потребностей избирателей и кандидатов. Проявляется это и в существенном ограничении доступа к информационным каналам, особенно на периферии, за пределами Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов. Освещение предвыборных кампаний в СМИ зачастую носит фрагментарный, поверхностный характер. Существенным образом искажаются программы и биографии кандидатов, используются грязные выборные технологии. Все это приводит к тому, что избиратели голосуют в день выборов либо формально, либо вообще не приходят к избирательным урнам. Растет число избирателей, голосующих «против всех». Отсутствие разумных защитных механизмов от негативного информационного воздействия в условиях избирательного процесса приводит к снижению доверия общества к действующим в стране демократическим институтам. Это в полной мере проявилось и после принятия Доктрины, во время недавних избирательных кампаний в различных субъектах Российской Федерации, в частности, в Приморском крае, Иркутской области, городе Сочи.
При провозглашенных, в том числе и в Доктрине информационной безопасности, вполне демократических принципах выборных кампаний, на практике избирательный процесс во многом зависит от того, насколько независимы СМИ в том или ином регионе, то есть, насколько они финансово самостоятельны. А это определяется, в первую очередь, уровнем экономического развития субъекта Федерации, степенью реформированности находящихся там промышленных и финансовых структур. В соответствии с уровнем экономического развития, а также географических, национальных особенностей можно выделить 5 основных типов регионов:

          1. Москва и Санкт-Петербург;
2. регионы-доноры с развитой экономической инфраструктурой;
3. экономически отсталые регионы, в которых, однако, действуют одно или несколько предприятий, производящих продукцию, приносящую экспортную валютную выручку;
4.дотационные регионы;
5.национальные регионы (области, республики).
Если в регионах первого и второго типов выборные кампании и их освещение в средствах массовой информации некоторым образом приближены к общепринятым демократическим традициям, то в остальных они проводятся, как правило, в интересах определенных структур:
• в дотационных регионах – это партия, которую поддерживают государственные чиновники;
• в регионах, где действуют крупные предприятия-экспортеры, такие как «Норильский никель», «Лукойл», «Газпром», – это, соответственно, представители этих структур;
• в национальных республиках выборы осуществляются в соответствии с традициями родовых кланов, тейпов, проживающих там доминирующих национальных групп.
Среди негативных тенденций проведения выборных кампаний и их освещения в СМИ, особенно в регионах 3-5 типов, можно выделить следующие:
• монополизация СМИ;
• отсутствие альтернативных каналов массой коммуникации;
• неразвитость общественных информационных служб;
• перебои в трансляции теле- и радиоканалов по различным причинам;
• нерегулярность доставки периодических печатных изданий, как центральных, так и местных.

Взаимодействие с представителями средств массовой информации - одно из приоритетных направлений деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. За последние два года ими накоплен определенный опыт в работе со средствами массовой информации на уровне своих регионов.
Большинство избирательных комиссий субъектов Российской Федерации успешно применяют в своей работе различные формы и методы взаимодействия со средствами массовой информации. К ним относятся:
o проведение совещаний, семинаров, консультаций для представителей СМИ, которые освещают вопросы избирательного права и избирательного процесса;
o проведение пресс-конференций, "круглых столов" с представителями СМИ, освещающими проблемы подготовки и проведения избирательных кампаний;
o выступления членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по телевидению, радио, беседы у микрофона, интервью по радио с руководителями и членами избирательных комиссий субъектов Федерации и территориальных избирательных комиссий;
o публикация материалов выборной тематики в периодической печати региона;
o организация и проведение смотра-конкурса среди работников СМИ на лучшее и объективное освещение избирательных кампаний, вопросов повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов;
o участие представителей СМИ в заседаниях избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
Союз журналистов России и журналистское сообщество уделяют серьезное внимание судьбе местной прессы. Тираж районных и независимых печатных изданий, выходящих на территории муниципальных образований России в несколько раз превышает совокупный тираж тех газет, которые по привычке принято называть "центральными". Тем важнее судьба этой прессы на переломе, во время переходного периода, определенного Федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Роль региональной прессы в организации политического диалога трудно переоценить. Ей принадлежит огромная роль в становлении демократии, гражданского общества. Именно страницы региональной прессы являются той площадкой, на которой ведётся не только диалог "читатель-власть", но и диалог политических противников. Именно благодаря организации этого диалога и кампаний по представлению интересов сторон могут приниматься действительно взвешенные решения, обозначаться проблемы, которые предстоит решать в будущем.
Между тем, необходимо заметить, что именно после принятия закона проблематичным стало существование самой районной прессы. Разработчики закона, формулируя ст. 17, п.7, определяющую полномочия муниципальных образований на учреждение печатных СМИ для опубликования официальной информации, очевидно, преследовали благую цель по предоставлению необходимой информации всем жителям. И это очень похвально: каждый человек, где бы он ни жил, должен иметь возможность знать все о принятых органами местного самоуправления решениях. Но если каждое муниципальное образование, число которых, в соответствии с Законом, увеличится в несколько раз, начнет производить информационные листки, бюллетени, газеты и т.д., это приведет, с одной стороны, к непрофессионализму в работе, а с другой, к неоправданному распылению средств.
Если учесть, что в последнее время также принят Закон, лишающий СМИ государственной поддержки, сокращается финансирование СМИ и на региональном уровне, то понятно, что в совокупности все это ставит под удар ту самую местную печать, которая наиболее приближена к человеку. Безусловно, пресса должна быть свободной и независимой. Хорошо, если отношения муниципалитета и СМИ будут строиться на принципах партнерства, а не подчиненности и финансирования "своей прессы". Замечательно, если в конкурентной борьбе сами жители выберут лучшее издание. Но беда России в том, что во многих регионах, прежде всего, депрессивных, нет этой конкуренции. На смену не всегда устраивающей нас районной прессе может прийти другая. Немало изданий из тех, которые принято называть "желтыми", готовы к приходу на рынок печатной продукции. Они будут готовы предоставлять на конкурсной основе свои полосы для опубликования официальных решений. Но жизнь села, маленького городка, поселка, не будет отражена на этих страницах.
Проблема открытости власти - из тех, которые решаются медленно, потому что это вопрос не только нормативный, но и вопрос культуры, в том числе, и культуры потребления информации. По данным РОМИР Мониторинга, лишь 25% зрителей смотрят по телевидению информационные программы, при чем время просмотра не превышает 13 минут. Больший интерес и доверие вызывают местные печатные издания. Этот факт признан исследователями не только нашей страны, но и многих других. Известно, что объективно существуют две корпорации, находящиеся в соперничестве по части овладения информации. Это журналисты и чиновники. Единственное, что возможно для устранения или хотя бы смягчения конфликтной ситуацией: это разумное кооперирование, при котором и власти, и журналистам следует иметь в виду, что свобода слова - не для власти или журналистов, она - для граждан. Но до свободы слова ли будет журналистам и до выстраивания партнерских отношений, если все силы будут направлены на то, чтобы выжить? Ведь речь идет не о крупных городах, где уже сложился свой рынок прессы, а именно о глубинке.
Таким образом, проблема существования местной прессы из вопроса локального значения вырастает в государственную.
В предвыборной кампании роль центральной прессы – общеознакомительная. Её функции – выявить и показать избирателю тенденции политической жизни страны. Региональная пресса – визитная карточка представителей этих тенденций непосредственно на местах. Это понимают и ведущие деятели журналистики. Перед выборами 2003 года был проведён тщательный анализ деятельности региональных печатных изданий и телерадиокомпаний. Были даны практические рекомендации по планированию работы СМИ, особенно в период выборной кампании, в которых подчеркивалась необходимость соблюдения некоторых принципов, самыми существенными из которых являются: тематическое планирование номера; регулярность рубрик; взаимосвязь статей; обратная связь с читателями; защита редакционной политики от влияния рекламы; заблаговременное планирование рекламных блоков. Другими словами, необходимо четкое целевое программирование издания. Кроме того,  был проведён контент-анализ десяти изданий в пяти регионах России. По мнению эксперта ФРИП, освещение в СМИ выборов депутатов Государственной Думы прошло в "скучном режиме". В предвыборных материалах отсутствовали не только обсуждения, но и описания актуальных проблем в регионах; налицо лишь заметки об описании "будней" кандидатов", а не программных положений; на страницах полностью отсутствовало независимое экспертирование; рекламные площади использовались большей частью для лозунгов, а не для разъяснения программ. Таким образом, налицо явное качественное отставание региональной прессы от центральной.
Однако также как в политической эволюции, в эволюции региональной прессы происходят  изменения, направленные на решение проблемы выживания.
Сегодня на региональном уровне можно выделить две тенденции в развитии средств массовой информации. Особенно ярко эти тенденции проявились во время прошедшей избирательной кампании депутатов Государственной Думы. Первую из них можно назвать централизацией. Вторая, по всей видимости, является в какой-то степени реакцией на первую — это самоорганизация журналистского корпуса в целях отстаивания своих профессиональных интересов (43).
Централизацию не стоит понимать исключительно как подчинение местных СМИ федеральным структурам управления, процесс гораздо сложнее. Сюда можно отнести и развитие сети распространения отдельных изданий, и объединение нескольких редакций в рамках холдингов, и монополизация отдельных сегментов медиа-рынка одним средством массовой информации.
Обозначенная тенденция характерна и для негосударственного телерадиовещания. В период с 1992 по 1997 год в регионах наблюдался бурный рост коммерческого телерадиовещания. Однако в 1998-1999 годах наметился перелом, и процесс пошел в обратную сторону. Ряд компаний прекратили свое существование, а некоторые, получив лицензию, так и не вышли в эфир. Успешно сохраняют свои позиции лишь компании, заметно расширяющие свои объемы — получающие дополнительные радио и телечастоты, увеличивающие территорию охвата, выпускающие печатные издания (32).
Централизация средств массовой информации естественно не могла не вести к некоторой унификации позиций журналистов тех или иных объединений. И, тем не менее, в последние год-два стало проявляться объединение журналистов по конкретным проблемам вне зависимости от их централизованных структур.
Мы уже говорили о значении региональной прессы. Региональная пресса рассматривается как значимая часть системы СМИ, являющейся важнейшим субъектом медиаполитического пространства страны. Под медиаполитическим пространством понимается сфера действия информации, так или иначе связанной с функционированием политической власти.
По словам председателя Союза журналистов России, региональная пресса сегодня в нашей стране - «самая мощная и влиятельная пресса» (8, 75)
1. Особое место в медиаполитическом пространстве занимают издающиеся в регионах печатные издания, имеющие большие, по сравнению с электронными СМИ, возможности анализа, осмысления информации, возможности подробного рассмотрения важнейших политических и социально-экономических проблем.
Между тем, в силу традиций региональная пресса России более крепко связана с органами власти, чем общефедеральные СМИ. Экономические трудности, переживаемые региональными печатными изданиями, также способствуют их зависимости от властных структур. Такое положение дел зачастую препятствует региональной прессе эффективно выполнять функции организатора полноценного политического диалога.
Экономические, административные и иные методы контроля над прессой, которые широко применяются в России региональными и местными властями, характерны для авторитарных политических режимов. Впрочем, политическая обстановка в разных российских регионах неодинакова, она во многом зависит от позиции губернаторов и других представителей власти. Соответственно, и условия развития прессы в разных регионах в значительной мере различны. Ни Свердловскую, ни Челябинскую область, например, исследователи журналистики, как правило, не относят к регионам, где пресса существует в условиях жесткого контроля со стороны власти. Однако и в этих регионах, среди множества других проблем, препятствующих нормальному развитию прессы, можно выделить стремление представителей власти превратить СМИ в послушные орудия достижения своих целей.
Несмотря на то, что органы власти в Свердловской и Челябинской областях являются учредителями сравнительно небольшого процента изданий, реально они оказывают существенное влияние на прессу, на информационную политику многих СМИ. Представители власти действуют обычно через подконтрольные им коммерческие структуры, частных лиц, общественно-политические организации и т.д.
Нормального рынка печатных СМИ в вышеназванных регионах не существует, так как административные механизмы порой оказывают не меньшее, а то и большее воздействие на функционирование прессы, чем рыночные. Органы власти преднамеренно создают для одних изданий более, а для других - менее благоприятные условия, используют разнообразные методы контроля над СМИ. Ситуация усугубляется тем, что во многих городах и районах с небольшим населением и слаборазвитой экономикой, газетам очень сложно существовать на основе самофинансирования и, значит, быть независимыми от органов власти. Но, как показывает практика, даже если местная пресса зависит от власти, ее отношения с властными структурами могут носить цивилизованный, партнерский характер, и такая пресса может сыграть существенную роль в формировании политического диалога.
Способность СМИ быть эффективными организаторами политического диалога, на взгляд диссертанта, зависит, во-первых, от их отношения к власти, во-вторых, от отношения к аудитории.
По такому критерию, как отношение к власти, можно выделить четыре типа универсальных изданий, существующих в современной России:
1) официальные,
2) официозные,
3) независимые партнеры,
4) критики власти.
Теоретически можно вести речь о возможностях прессы вообще в выполнении функций политического диалога. Но издания каждого из указанных четырех типов имеют свою специфику, значительно отличаются друг от друга. Значит, и роль СМИ разных типов в осуществлении политического диалога различна.
Официальные СМИ — это те, учредителями которых выступают органы власти. Официозные издания формально независимы от власти, на деле же проводят политику, выгодную тем или иным властным структурам. Под независимыми партнерами понимаются издания независимые от власти, проводящие самостоятельную редакционную политику, и при этом готовые к конструктивному сотрудничеству с властью. К критикам власти относятся СМИ, изначально ориентированные на негативное, критическое освещение представителей и органов власти.
Отношение СМИ к аудитории может быть:
1) равнодушным,
2) заискивающим,
3) уважительным.
Официозные СМИ в наименьшей мере способствуют привлечению читателей к совместному обсуждению политических проблем, выступая зачастую средством ведения информационных войн, лишь усугубляющих разлом между властью и обществом. Подход официальных изданий к освещению политических событий также нельзя назвать объективным, но многие официальные издания активно работают с редакционной почтой, публикуют письма читателей, связанные с деятельностью органов власти, а также иными методами приглашают читателей к обсуждению политических вопросов. Более корректный (по сравнению с официозными СМИ) подход этих изданий к освещению деятельности властных структур и их представителей, предоставление людям возможности обратиться к власти со своими бедами и получить конкретную помощь - все это позволяет говорить о том, что официальные издания является посредником между властью и обществом в осуществлении пусть достаточно своеобразного и неполноценного, но все же политического диалога. Таким образом, даже в зависимой от власти прессе политический диалог возможен.
Газеты — «критики власти» могут затруднять осуществление политического диалога, подвергая представителей власти огульной и порой безосновательной критике, а могут, наряду с официальными изданиями, играть важную роль в политическом диалоге, подвергая конструктивной критике действительно имеющиеся недостатки.
Издания — «независимые партнеры» наиболее объективно освещают деятельность власти. Они не только открыты для ведения диалога, но и активно способствуют привлечению к нему граждан и представителей власти, отражая самые разные точки зрения. Именно эти издания в наибольшей мере выполняют функции организатора политического диалога. Прослеживается тесная связь между отношением изданий к власти и их отношением к читателям. Как правило, если издание воспринимает аудиторию как объект, а не как равноправного субъекта взаимодействия, то само оно является объектом по отношению к власти.
Таким образом, влияние региональной прессы на политическую жизнь регионов велико. Именно этот факт определяет и ту роль, какую региональные СМИ играют в выборных кампаниях, и то, насколько они являются объектом интереса региональных властей и политических и экономических групп.

Выводы по первой главе

Итак, рассмотрев деятельность региональных СМИ во время предвыборных кампаний, мы пришли к следующим выводам:
Средства массовой информации (СМИ) являются важным элементом в проведении демократических выборов.
Существуют разные типы освещения избирательного процесса СМИ, такие, как: целенаправленное информирование избирателей, обеспечение прямого доступа политическим партиям к СМИ, программы новостей и освещение текущих событий, а также некоторые типы специального освещения выборов СМИ.
Единственным руководящим принципом, лежащим в основе той роли, которую играют СМИ на выборах, является понимание того, что без свободы средств массовой информации и без плюрализма демократия невозможна
Функции СМИ в выборных кампаниях:
-обучать избирателей тому, каким образом они могут реализовать свои демократические права;
- информировать общественность о ходе избирательной кампании;
- предоставлять своего рода трибуну для политических партий, желающих довести свои соображения до электората;
- обеспечивать партиям возможность вступать в дебаты друг с другом;
- информировать о результатах выборов и осуществляя мониторинг подсчета голосов.
Постоянный политический диалог жизненно необходим для развития общества и государства, особенно в период осуществления серьезных социально-политических реформ.
Диалог между властью и обществом невозможен без эффективного посредника, который бы, в значительной мере, инициировал и организовывал осуществление диалога. В России наличие такого посредника приобретает особую актуальность, так как власть зачастую только на словах готова к активному диалогу, а значительная часть общества испытывает недоверие к власти.
Среди всех социальных и политических институтов в полной мере выполнять посреднические функции в России способна, при всех ее недостатках, только российская журналистика. Наиболее эффективно выполнять роль организатора политического диалога способна пресса, основанная на принципах социальной ответственности, которые заложены в основу «общественной журналистики» («public journalism») США и связаны с традициями российской прессы.
Эффективное выполнение прессой посреднических функций - чрезвычайно сложное дело, требующее большого профессионализма и трудолюбия. Вместе с тем, оно является стратегически выгодным, так как способствует завоеванию прессой авторитета, влияния и хорошей репутации, а, значит, и экономической прибыли.
Возможность более активного и полного участия прессы в осуществлении политического диалога связана с разработкой и реализацией четкой государственной политики в области средств массовой информации, с конструктивным сотрудничеством, совместной работой СМИ, органов власти и представителей общественности.
Представителям власти необходимо понять, что стремление поставить СМИ под свой полный контроль приводит в итоге к негативным последствиям для самой власти. Власть может эффективно доносить до граждан свои взгляды и получать объективную информацию о происходящих в обществе событиях, о потребностях и настроениях людей, только с помощью профессиональных и достаточно независимых СМИ, отражающих широкий спектр мнений, существующих в обществе.
Осуществление полноценного политического диалога перспективно и стратегически выгодно для всех его участников, а уклонение от диалога, навязывание коммуникации монологического характера, использование манипулятивных методов в конечном итоге не выгодно ни для кого: ни для общества, ни для власти, ни для СМИ.
В настоящее время региональная пресса России не в полной мере, но все же является организатором политического диалога, хотя одни издания способствуют его осуществлению, а другие, скорее, препятствуют, в разных городах и районах ситуация различна. Вместе с тем, региональная пресса может достаточно качественно справляться с организаторскими функциями без кардинальной структурной «перестройки», без создания каких-то качественно новых видов СМИ. И это можно считать основным выводом данного исследования.

Список литературы
1. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. М., СПб, 1997;
2. Бардельбен Дж. Де. Отношение к власти в регионах России // СОЦИС, Социологические исследования, - 2000, № 6.
3. Вартанова ЕЛ. Современная медиаструктура // Средства массовой информации постсоветской России. М., 2002
4. Воробьев A.M. Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества: процесс, тенденции, противоречия. Екатеринбург, 1998
5. Воробьев A.M. Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества: процесс, тенденции, противоречия. Екатеринбург, 1998;
6. Воробьев А.М. Средства массовой информации как фактор развития гражданской культуры. Дисс... доктора философских наук. Екатеринбург, 1999.
7. Воронова О.В. Динамика типологической структуры региональной прессы // Веста. МГУ. Сер. Журналистика, 2000, № 5
8. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М.: «РИП-холдинг», 2000.
9. Грушин Б.А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения М, 1979.
10. Диалог общества и власти в региональной прессе // Журналистика и связи с общественностью в гуманитарном измерении: взгляд молодых исследователей, межвуз. сб. статей. СПб.: СПбГУ, 2002
11. Доверие к власти и социальный диалог в СМИ // Средства массовой информации в современном мире. Материалы межвузовской научно-практической конференции (24-25 апреля 2002 г.). СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2002
12. Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация: модели влияния. Как формируется «повестка дня»? Екатеринбург, 2001
13. Дьякова Е.Г., Трахтенбсрг А.Д. Понимает ли народ то, что говорит власть?// Дискурс Пи. Выпуск 1. Власть дискурса и дискурс власти. Екатеринбург, 2001
14. Екатеринбургская пресса в зеркале аксиологии // Факс, №1-2, 2001
15. Журналистика в режиме диалога // Вестник МГУ, сер. 10, журналистика, 1995, № 2.
16. Засурский Я.Н. Десять лет свободы печати в России // Вестник Моск. ун-та, серия 10.
17. Засурский Я.Н. Роль средств массовой информации в обществе // Вестник МГУ, сер. 10. Журналистика, 1995, № 2.
18. Землянова Л.М. Медиа и политика в переходный период // Вестник Моск. ун-та, 1998, №5
19. Землянова Л.М.. Новая экология телеэлектронной деятельности и теоретические  проблемы современной коммуникативистики // Вестник Моск. ун-та, сер. 10, 1997, № 1
20. Зорин А.В. Политико-социальные аспекты процесса производства газетных новостей. Дисс... канд. политических наук. М., 1999.
21. Кириллов А.Д., Кириллов Б.А., Рыжков А.Е. Выборы первого Губернатора Свердловской области (июль-август 1995 года). Екатеринбург, 1995
22. Кириллов А.Д., Леднев В.П., Кириллов Б.А. Урал в новой России. Исследования. Гипотезы. Литература. Екатеринбург, 1999.
23. Ковалева М.М. Лекции по истории отечественной журналистики. Часть I. XVIII в. - 40-е гг. XDC века. Екатеринбург, 1996
24. Ковалева М.М. Отечественная журналистика: вопросы теории и истории. Сборник статей. Екатеринбург, 2000;
25. Коган В.З. Теория информационного взаимодействия. Философско-социологичсские очерки: Новосибирск, 1991
26. Кондратов П.В. Формула эффективности прессы. М., 1980;
27. Концепция «общественной журналистики» и традиции российской печати // Дискурс Пи. Научно-практический альманах. Выпуск 2. Екатеринбург, 2002.
28. Мельник Г.С. Массовая коммуникация как фактор политического влияния. Дисс. доктора политич. наук. СПб, 1998.
29. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели тебя понимали и вступали в диалог: Учеб. пособие. - Екатеринбург, 2002
30. Олешко В.Ф. Моделирование в журналистике: теория, практика, опыт. Екатеринбург, 2000.
31. Пресса в обществе (1959-2000). Оценки журналистов и социологов. Документы. М., Московская школа политических исследований, 2000
32. Прохоров Е.П. «Принцип дополнительности» в теории журналистики // Вестник Моск. ун-та. 2001, № 2
33. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М.: Изд. РИП-холдинг, 2001
34. Прохоров Е.П. Миссия СМИ: обеспечение информированности граждан и информационной безопасности общества // Российская журналистика: свобода доступа к информации. М, 1996
35. Районная печать: пути повышения эффективности: сб. статей / Отв. ред. В.М. Теплюк. Владивосток, 1988;
36. Региональная публицистика: ценностный аспект. Журналистика в 2000 году: реалии и прогнозы развития. Тезисы научно-практической конференции. 4.IV. М., 2001.
37. Реснянская Л.Л Двусторонняя коммуникация: методика организации общественного диалога. Учеб. Пособие. - М: Пульс, 2000.
38. Реснянская Л.Л. Двусторонняя коммуникация: методика организации общественного диалога: Учеб. Пособие. - М: Пульс, 2000.
39. Роль прессы в формировании в России гражданского общества. День сегодняшний. М., институт гуманитарных коммуникаций, 2002
40. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. М.: Издат. Группа ИНФРА-М-Норма, 1998
41. Спаркс К. Теории СМИ после падения коммунизма в Европе // СМИ и современное общество. СПб., 2000
42. Стровский Д.Л. Отечественные политические традиции в журналистике советского периода Екатеринбург, 2001
43. Халипов В.Ф. Кратология как система наук о власти. - М.: Республика, 1999
44. Шиллингср Э. Проблемы и перспективы развития журналистской этики в России. М, 1995.

(36.0 KiB, 33 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистреские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!