Регионализация и глобализация в зарубежном менеджменте

27 Мар 2014 | Автор: | Комментариев нет »

История международной торговли насчитывает многие сотни, если не тысячи лет. С конца XIX в. многие европейские торговые компании оперировали во всемирном масштабе. Одно из основных отличий нашего времени - постоянное увеличение доли продукции компаний, которая так или иначе пересекает национальные границы. И основная ее часть приходится на организации, ориентированные не на национальный, а на региональные или глобальные рынки.

Появление данной тенденции связано с действием многих факторов. Один из них заключается в постоянном увеличении объемов инвестируемого за национальными рубежами частного капитала. Например, американская компания Ford может принять (и принимает) решение о строительстве нового автозавода не в стране своего происхождения США, а в Испании. Частный капитал отличается чрезвычайной подвижностью, а большинство государств мира соревнуются друг с другом за привлечение инвестиций (особенно в страны Восточной Европы, Азии или Южной Америки). Инвестиции в сферу услуг (финансовые, юридические, конструкторские и другие формы интеллектуального капитала) также способствуют увеличению объемов мировой торговли. Некоторые исследователи утверждают, что одна треть объема всей мировой торговли приходится на долю транснациональных корпораций (даже без учета зарубежных продаж их дочерних компаний).

Переговоры об условиях международной торговли способствовали появлению новых видов услуг. Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ (GATT)) ограничило возможности национальных правительств использовать для защиты внутренних производителей импортные тарифы, а деятельность других международных институтов способствовала развитию процессов интернационализации мировой экономики. Так, Уругвайское торговое соглашение, обязывающее страны-участницы к либерализации рынков телекоммуникаций, подписали 68 государств; Всемирная торговая организация (ВТО (WTO)) ведет переговоры о снятии тарифов на информационные технологии, о достижении соглашения о правилах осуществления зарубежных инвестиций как для того, чтобы стимулировать данный процесс, так и для того, чтобы иметь возможность его контролировать.

Очевидно, что чем более высокими темпами возрастает объем международной торговли, тем острее разгораются дискуссии о последствиях данного процесса. Некоторые исследователи считают, что, как и в национальных государствах, существует потребность в международных договоренностях о политике конкуренции, которая осуществлялась бы в национальных границах « сопровождалась механизмами разрешения возникающих споров. И международные, и национальные компании нуждаются в жизнеспособной структуре правил, в рамках которой должен оперировать менеджмент. Облегчат ли наднациональные механизмы и правила контроль за деятельностью транснациональных компаний?

Сторонники либерализации мировой торговли утверждают, что основные негативные воздействия рассматриваемого нами феномена связаны не столько с глобализацией, сколько с технологическими изменениями производства, детерминирующими снижение потребности в неквалифицированном труде. Они считают что, для того чтобы гарантировать основные права человека, следует установить определенные трудовые стандарты, чтобы страны, в которых стоимость рабочей силы высока, не имели возможности вводить защитные меры в промышленности под предлогом того, что они не желают «отнимать» товары, столь необходимые самим менее развитым государствам. Эффективность рабочей силы, с их точки зрения, определяется ее способностью к непрерывному обучению, дерегулированием рынков труда и волей к осуществлению изменений.

В немалой степени рост мировой торговли стимулируется развитием информационных технологий (ИТ), которые выступают и как товар, пользующийся все возрастающим спросом, и как средство обеспечения функционирования дисперсных производственных систем. Одна из основных характеристик использующих ИТ систем заключается в том, что конечный продукт собирается из множества компонентов и обладает высоким отношением его стоимости к массе, что удешевляет его перемещение на большие расстояния и предопределяет размещение производств в тех странах, в которых цена используемых при его изготовлении ресурсов минимальна. Существенная доля роста мировой торговли электронными компонентами приходится на развивающиеся государства Азии. Размещенные в них производства ежедневно осуществляют поставки продукции на американские, европейские и японские сборочные заводы.

Кроме того, ИТ дают возможность эффективно управлять потоками данных, от которых зависит международная деятельность организаций. Сложные сети поставок и производства зависят от компьютерных систем, которые позволяют отслеживать и контролировать потоки заказов, поставок и платежей. В отсутствие ИТ мировая торговля никогда не достигла бы своих современных объемов.

Образцовой моделью для многих региональных торговых группировок считается ЕС. С момента подписания в 1959 г. Римского договора его основной целью является постепенное устранение тарифов и других ограничений, используемых национальными правительствами стран-участниц для защиты отечественных отраслей. Данная проблема была в основном разрешена к 1968 г., что предопределило дальнейшие усилия по экономической интеграции национальных экономик государств-членов ЕС, закрепленных в Европейском акте 1986 г., поставившем цель создания единого внутреннего рынка. Рынки европейских поставщиков товаров и услуг значительно расширились, что привело к быстрому росту объемов торговли в регионе, причем большая их часть приходилась на долю внутриотраслевых поставок, когда, к примеру, заводы по производству определенных электронных компонентов или сборочные предприятия автомобильных компаний размещаются в разных европейских странах, поставки между которыми осуществляются в рамках региональной производственной системы, что ведет к росту объемов внутриотраслевой торговли.

Источник : Д. Боди

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!