Реформы Петра I и Екатерины II

14 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

ПЛАН

1. Реформы Петра I.
2. Либеральные проекты и реформы Екатерины II.
Список литературы

1. Реформы Петра I.

Государственные преобразования Петра I начались в конце XVII - начале XVIII в. Подготовка к Северной войне, создание новой армии, строительство флота - все это привело к резкому усилению активности правительственных ведомств, увеличению объема их работы. Старый приказный аппарат, унаследованный Петром, не был в состоянии справиться с усложнившимися задачами управления. В его деятельности все еще было мало нового. Главная цель того периода состояла в том, чтобы обеспечить решение важнейшей проблемы - победы в Северной войне - с помощью той системы учреждений, которая реально существовала. Но уже в первые годы войны стало ясно, что обороты механизма государственного управления, главными элементами которого были приказы и уезды, не поспевали за нарастающей скоростью маховика самодержавной инициативы.
Областная реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям самодержавной власти, явилась в то же время следствием развития бюрократической тенденции. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в управлении Петр намеревался решать все государственные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов — представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвленной иерархической сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников.
В начале XVIII в. фактически прекращаются заседания Боярской Думы. Управление центральным и местным аппаратом переходит к так называемой «консилии министров» - временному совету начальников важнейших правительственных ведомств.
Создание и функционирование Сената явилось следующим уровнем бюрократизации высшего управления. Постоянный состав сенаторов, элементы коллегиальности, личная присяга, программа работы на длительный период, строгая иерархичность управления, во главе которого был поставлен Сенат, создание канцелярии с большим штатом служащих, контор (специализированных филиалов) — все это свидетельствовало о возрастании значения бюрократических принципов, без которых Петр не мыслил ни эффективного управления, ни самодержавия как политического режима личной власти.
Сенат сосредоточивал судебные, административные и законосовещательные функции, ведал коллегиями и губерниями. Назначение и утверждение чиновников также составляло его важную функцию. Неофициальным главой Сената, состоящего из первых сановников, был генерал-прокурор, наделенный особыми полномочиями и подчиненный только монарху. Создание должности генерал-прокурора положило основание институту прокуратуры, образцом для которого послужил французский административный опыт. Характеризуя Петра I и осуществляемые им реформы, важно отметить следующее. Для мировоззрения Петра было характерно отношение к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту — как к уставу, а к служащим — как к солдатам или офицерам.
Петр I придавал огромное значение писанному законодательству, он считал, что «правительственный» закон, вовремя изданный и последовательно осуществленный в жизни, может сделать почти все. Именно поэтому законодательство петровской эпохи отличалось ярко выраженными тенденциями ко всеобъемлющей регламентации, бесцеремонным вмешательством в сферу частной и личной жизни. Плохое состояние подданных ассоциировалось у Петра с пренебрежением к закону, точное исполнение которого — единственная панацея от трудностей жизни.
Выпестованная Петром I регулярная армия (во всем разнообразии ее институтов и однообразии принципов) заняла большое место в жизни русского общества, став его важнейшим элементом. По образному выражению В.В. Лапина, специалиста по истории русской армии, в России XVIII - XIX вв. не армия была при государстве, а наоборот, государство при-армии. XVIII в. стал «веком дворцовых переворотов» во многом благодаря гипертрофированному значению военного элемента, прежде всего гвардии, в общественной жизни империи. Грубая военная сила гвардии, ее корпоративный дух часто использовались политическими авантюристами для захвата власти.
В эпоху Петра произошел распад некогда единого сословия «служилых людей». Верхушка служилого сословия — служилые «По отечеству», то есть по происхождению, превратились в дворян, а низы, жившие главным образом на юге, стали так называемыми «однодворцами».
Образование сословия дворян, пользовавшихся исключительными правами, было следствием не только протекавшего процесса дифференциации служилого сословия, углубления различий между его верхами и низами, но и результатом сознательной деятельности властей. Суть перемен в положении верхней части этого сословия состояла во введении нового критерия их службы. Вместо принципа происхождения, позволявшего знатным служилым занимать сразу высокое положение в обществе, армии и на службе, был введен принцип личной выслуги, условия которой определялись законодательством.
Новый принцип, отраженный в табеле о рангах 1722 г., усилил дворянство за счет притока выходцев из других сословий. Но не это было конечной целью преобразования с применением принципа личной выслуги, то есть строго оговоренных условий повышения по лестнице чинов. Петр превратил массу служилых в военно-бюрократический корпус, полностью ему подчиненный и зависимый только от него. Но вместе с тем Петр стремился как можно теснее связать само понятие «дворянин» с обязательной, постоянной, требующей знаний и практических навыков службой. Только тот дворянин достоин почитания, кто служит, внушал подданным Петр. Он не только внушал, но и действовал: все дворяне определялись в различные учреждения и полки, их дети отдавались в школы, посылались для учебы за границу, царь запрещал жениться тем, кто не хотел учиться, а у тех, кто укрывался от службы, отбирал имения.
Собственность дворян, так же как и служба, регламентировалась законом. В 1714 г., чтобы вынудить дворян думать о службе как о главном источнике благосостояния, ввели майорат — запретили продавать и закладывать земельные владения, в том числе родовые. Дворянские владения в любой момент могли быть конфискованы в случае нарушения законов, что нередко осуществлялось на практике.
Существенной была реформа в отношении жителей городов. Петр решил унифицировать социальную структуру города, привнеся в него западноевропейские институты: магистраты, цеха и гильдий. Эти институты, имевшие глубокие корни в истории развития западноевропейского средневекового города, были привнесены в русскую действительность насильно, административным путем. По образному выражению профессора Е.В. Анисимова, ремесленники, купцы, жители русских городов в одно прекрасное утро проснулись членами гильдии и цехов. Посадское население было поделено на две гильдии: первую составили «первостатейные», куда вошли верхи посада, богатые купцы, ремесленники, лица интеллигентных профессий, а во вторую включили мелких лавочников и ремесленников, которые, кроме того, были объединены в цеха по профессиональному признаку. Все остальные горожане, не вошедшие в гильдии, подлежали проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места жительства.
Петр оставил неизменной систему распределения налогов по «животам», когда наиболее состоятельные горожане были вынуждены платить за десятки и сотни своих неимущих сограждан. Этим самым консервировались средневековые социальные структуры и институты, что, в свою очередь, резко тормозило процесс вызревания и развития капиталистических отношений.
Социальные преобразования коснулись крепостных крестьян. Петровская эпоха привела к слиянию в единое сословие крепостных крестьян и холопов. Как известно, холопство — институт, близкий по своим чертам к домашнему рабству, имел тысячелетнюю историю и развитое право. Общая тенденция развития крепостного права шла в направлении распространения на крепостных крестьян многих норм холопьего права, что являлось общей платформой для их последующего слияния. Этот процесс усилился после Уложения 1649 г., юридически оформившего крепостничество. Но все же к петровскому времени холопы отличались от крепостных тем, что, работая на господина на барской запашке и в его хозяйстве, не были обложены государственными налогами, а значительная часть их — кабальные холопы — согласно традиции имели право выхода на свободу по смерти своего господина.
Для законодательства Петра была характерна четкая регламентация прав и обязанностей каждого сословия и соответственно более жесткая система запретов.
Огромное значение имела в этом процессе податная реформа. Введение подушной подати, которой предшествовала перепись душ мужского пола, означало установление порядка жесткого прикрепления каждого плательщика к тяглу в том месте, где его записали в оклад. Уже само это по себе затрудняло выход из платежной общины для перемены статуса. Чтобы не парализовать хозяйственную жизнь городов, правительство указом от 13 апреля 1722 г. разрешило помещичьим крестьянам при уплате огромного налога записываться в посад, не прерывая отношений зависимости с помещиком. Закон, разрешая крестьянам торговать, гарантировал помещику власть над крепостными. Тем самым он как бы удлинял цепь, на которую был посажен так называемый «торгующий крестьянин». Подобное же было сделано с крестьянами-отходниками, работавшими на мануфактурах.
Для петровского времени характерно проведение крупных полицейских акций долговременного характера. Наиболее серьезными из них следует признать размещение в 1724—1725 гг. армейских полков на вечные квартиры в местах, уездах, губерниях, где для них собиралась подушная подать, и вменение полицейских функций армейским командирам, а также введение паспортной системы. Без установленного законом паспорта ни один крестьянин или горожанин не имел права покинуть место жительства. Нарушение паспортного режима автоматически означало превращение человека в преступника, подлежащего аресту и отправке на прежнее место жительства.
Петр I осуществил и церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодного) управления Русской Церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра I ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени «княжескую» систему церковной власти. Объявив себя фактически главой Церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал ее институты для проведения своей политики. Подданные под страхом крупных штрафов были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник согласно закону был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшем известным на исповеди.
Осуществленные Петром I реформы имели большое значение для исторических судеб России. Созданные им институты власти просуществовали сотни лет: Сенат - с 1711 по декабрь 1917 г., синодальное устройство Православной Церкви - с 1721 по 1918 г., система подушной подати - с 1724 по 1887 г. Такая же судьба была уготована и многим другим реформам Петра Великого. В истории России немного было подобных институтов государственной власти, созданных когда-либо до Петра I или после него, которые просуществовали бы так долго и оказали столь сильное воздействие на все стороны общественной жизни.
Следует сказать несколько слов о крепостнической политике Петра I, о тех указах, которые им были приняты в этой части. Была ли в тех условиях какая-либо альтернатива этой политики? Ею стала бы только отмена крепостного права. Мог ли Петр I отменить крепостное право? Отвечая на этот вопрос, профессор Е.В. Анисимов дает правильный ответ, а именно: для Петра не существовало никакой альтернативы. Крепостничество утвердилось в России задолго до его рождения. Оно пропитало все корни жизни страны, сознание людей. Нельзя забывать, что крепостное право в России в отличие от Западной Европы играло особую, всеобъемлющую роль. Разрушение правовых структур нижнего этажа подорвало бы основу самодержавной власти. Петр I хорошо это понимал, поэтому всеми доступными ему средствами укреплял такой строй.
Итоги преобразования Петра I были значительными в области как внутренней, так и внешней политики. Все изменения происходили в условиях вступления феодально-крепостнических отношений в стадию разложения и зарождения в их недрах новых, буржуазных отношений. В России возникает мануфактурная промышленность, в которой особое значение приобретает металлургия. Преобразования Петра I, направленные на ликвидацию технико-экономической и культурной отсталости страны, на ускорение ее развития, имели большое прогрессивное значение. Их осуществление во многом было связано с личностью самого Петра I, который являлся крупным государственным деятелем, действовал с исключительной целенаправленностью, смелостью, ломая рутинные порядки и учреждения, преодолевая бесчисленные трудности. Выдающийся политик, обладавший широкими знаниями, военный деятель и дипломат, Петр I умел в тех сложных условиях быстро оценивать обстановку, выделять главное, делать правильные выводы из ошибок и неудач. В то время изменения и реформы, осуществлявшиеся на крепостнической основе, сопровождались распространением крепостнических отношений на новые территории и новые категории населения, сферы экономической жизни.

2. Либеральные проекты и реформы Екатерины II.

Для послепетровского периода была характерна ожесточенная борьба придворных аристократических группировок за власть, за право расхищать казну и безнаказанно грабить государство, сопровождавшаяся дворцовыми переворотами. Это открывало путь на престол огромной Российской империи людям, которые меньше всего подходили для этой роли.
В результате переворота в июле 1762 г. императрицей стала Екатерина II, правившая страной 34 года. В отличие от своих предшественников она была умным и крупным государственным деятелем, хитрым и ловким политиком, тонким дипломатом и оставила заметный след в истории России. Ее царствованию посвящена огромная литература, написанная современниками и последующими историками. В период правления Екатерины II были осуществлены крупные мероприятия как во внутренней, так и во внешней политике, но они проводились во многом крепостническими методами. Она понимала, что интересы дворянства и самодержавного строя требуют развития торговли, промышленности, просвещения и предприняла по этим направлениям ряд прогрессивных по тем временам мер.
Начала же свое царствование Екатерина II с того, что подтвердила положение Манифеста о вольности дворянства и щедро одарила участников дворцового переворота. В феврале 1764 г. была осуществлена секуляризация церковного землевладения, в результате у Церкви было отнято более 1 млн. душ крестьян и для управления ими создана специальная коллегия - Коллегия экономики. Барщина для крестьян была заменена денежным оброком. К ним перешла большая часть земли, на которой они несли барщину в пользу монастырей. В то же время в пользу крепостников в 1765 г. был издан указ, предусматривающий закрепление за дворянами всех земель, захваченных ими у различных категорий крестьян. В августе 1767 г. Екатерина II издала самый жесткий указ за всю историю существования крепостничества. В соответствии с ним любая жалоба крестьянина на помещика объявлялась тягчайшим государственным преступлением. В то же время период царствования Екатерины II вошел в историю как век «просвещенного абсолютизма». В своих действиях она широко использовала методы лавирования. Для маскировки продворянской, прокрепостнической политики она применяла политические, экономические и философские концепции западноевропейских просветителей, широко афишируя свои связи и переписку с учеными и просветителями того времени. Это создавало о ней мнение, как о просвещенном и гуманном монархе.
Царствование Екатерины II сопровождалось невиданным разгулом фаворитизма. Непрерывной смене фаворитов сопутствовали огромные пожалования им земли, крестьян, денег, дворцов, званий, орденов. С другой стороны, серия указов 60-х гг. венчает крепостническое законодательство, превратившее крепостных крестьян в людей, совершенно беззащитных от произвола помещиков, обязанных безропотно подчиняться их воле. По Указу 17 января 1765 г. помещик мог отправить крестьянина не только в ссылку, но и на каторгу. Юридически помещики были лишены лишь одного права — лишить своих крепостных жизни.
В «просвещенный век» Екатерины огромных размеров достигла торговля крестьянами. Принятые в эти годы законы свидетельствовали о развитии крепостничества вглубь. Но крепостное право развивалось и вширь, включая в сферу своего влияния новые категории населения. Указ 3 мая 1783 г. запрещал крестьянам Левобережной Украины переход от одного владельца к другому, он юридически оформил крепостное право на Левобережной и Слободской Украине.
К проявлениям политики «просвещенного абсолютизма» следует отнести и созыв Уложенной комиссии. Цель ее состояла в том, чтобы заменить устаревшее Уложение 1649 г. новым сводом законов.
Вторую половину XVIII в. отличает резкое повышение социально-политической активности трудового населения: владельческих, монастырских и приписных крестьян, работных людей мануфактур, народов Поволжья, яицких казаков. Своего апогея эта тенденция достигла в крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачева. Крестьянская война закончилась поражением. Пугачевскому движению присущи были те же черты, которые были характерны для крестьянских войн и приводившие к их неудачам: стихийность, локальность, отсутствие четких представлений о будущем устройстве общества. 10 января 1775 г. Пугачев и его соратники были казнены на Болотной площади в Москве.
Тем временем царское правительство продолжает осуществлять начатые до восстания Пугачева реформы. В 1775 г. оно провело некоторые реорганизации, надолго определившие пути социально-экономического развития страны в духе просвещенного абсолютизма. Дело в том, что крестьянская война обнаружила слабость местных органов власти. Это стало очевидно в самом начале восстания. Поэтому потребовалось проведение областной реформы, которая преследовала охранительные цели. Была создана разветвленная сеть губернских уездных органов власти, позволявшая усилить бдительный надзор за жизнью населения. Осуществление этого надзора передавалось в руки дворян. Областная реформа реализовала давнишнюю мечту дворян о создании своих корпораций и сословных учреждений. На практике это значительно увеличило штат чиновников. Определенные выгоды от реформы извлекло также городское население, особенно верхушка купечества. Горожане получили свои выборные органы власти. Параллельно с ними городом управлял городничий, назначаемый правительством.
Одновременно правительство осуществило ряд мер в пользу купечества. Важно отметить, что манифестом 1775 г. была объявлена свобода предпринимательства. Процесс оформления привилегий дворян и купцов завершают две грамоты: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» и «Жалованная грамота городам», опубликованные 21 апреля 1785 г. Они свидетельствует о стремлении самодержавия консолидировать дворянство и верхушку городского населения, в основном торговое купечество. Обе грамоты сводили воедино привилегии, в разное время предоставленные дворянам и купцам, и вместе с тем расширяли их права.
Кроме того, правительство устанавливало строгую цензуру за информацией, стремясь не пропускать никаких сведений о событиях во Франции. Тщательно проверялась литература, поступавшая из-за границы, в книжных лавках производились обыски с целью изъятия книг о Французской революции. Вместе с тем усилились преследования внутри страны. Одной из первых жертв этой политики стал Александр Радищев — автор знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву». Вслед за ним репрессиям подвергся Н.И. Новиков. Их судьбу разделили и некоторые другие представители русского просвещения.

Список литературы

1. Анисимов Е. В. Россия в середине XVIII века: борьба за наследие Петра. – М.: Мысль, 1986.
2. Балакина Т. Н. История русской культуры. – М.: Мысль, 1995.
3. История России с начала XVIII до конца XIX века / Отв. ред. А. Н. Сахаров. – М.: АСТ, 1998.
4. Ключевский В. О. Курс лекций по русской истории. – М.: Наука, 1989.
5. Коробков Ю. Д. История Росии. – Магнитогорск: МГПИ, 1996.
6. Орлов А. С. История России. – М.: Проспект, 1998.
7. Очерки истории СССР: Россия во второй четверти XVIII века  / Под ред.  Б. А. Рыбакова. – М.: Изд-во АН СССР, 1957.

(14.9 KiB, 11 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!