Реформа ЖКХ: перспективы социальной защиты населения

9 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Ни для кого не секрет, что ЖКХ сегодня находится в удручающем состоянии: износ его растет, а объем капитального ремонта составляет 2,5% от норматива. Аварийность сетей за 10 лет увеличилась в 10 раз. В отдельных регионах именно ситуация в ЖКХ становится причиной локальных социальных взрывов и катастроф. Реформа не учитывает социальные последствия, четко не соотносятся конкретные мероприятия, в частности, тарифы на коммунальные платежи. Необходимо отметить, что ценой тактических ошибок при проведении реформы может стать рост преступности, - резкое повышение квартплаты спровоцирует криминальные структуры на незаконное завладение жилищем граждан. Однако на сегодня в подходах к реформированию ЖКХ нет общей государственной позиции: принятая в 2001 г. подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" - федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг. предусматривает переход на полное покрытие потребителями затрат на жилищно-коммунальные услуги в 2003 г., в то время как Федеральный закон "Об основах жилищной политики" продлевает переходный период до 2007 г. Налицо несогласованность действий между федеральными ведомствами, ответственными за реформу, разное понимание смысла реформы в органах власти различных уровней и регионов.

В соответствии с внесенным в Государственную Думу предложением Правительства РФ полномочия устанавливать сроки и порядок перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг предоставляются субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления.

Это означает, что муниципальные образования получают право самостоятельно определять темпы и сроки вывода отрасли на полную самоокупаемость, руководствуясь состоянием бюджета и платежеспособностью потребителей. Но остается важной проблемой определение размеров платежеспособности населения за жилищно-коммунальные услуги. В какой мере доходы населения позволяют оплачивать жилищно-коммунальные услуги? Как инфляционные процессы влияют на доходы и в конечном счете на жилищно-коммунальные платежи населения? Денежные доходы населения и инфляции взаимосвязаны. Эту связь отражают реальные располагаемые денежные доходы населения, покупательная способность денежных доходов населения и прожиточный минимум.

В целом за 1992-2001 гг. падение реальных доходов населения с учетом деноминации составило 52,7% от уровня 1991 г., а реальная заработная плата одного работника за то же время до 70%.

Отрицательная динамика денежных доходов в период реформирования экономики определила падение потенциальных возможностей населения на потребительском рынке по отношению к дореформенному уровню. В 2000 г. по сравнению с 1990 г. примерно в 2-3 раза снизился объем приобретения продовольственных продуктов.

По непродовольственным товарам и платным услугам, оказываемым населению, имеющиеся за 1996-2000 гг. данные также говорят о значительном падении покупательной способности по основным позициям, включаемым в статистическое наблюдение.

В результате подтверждена присущая инфляционному процессу закономерность: "интенсивность воздействия инфляции на благосостояние слоев населения с разными уровнями доходов неодинакова: бедное население в большей степени испытывает негативное воздействие инфляции, чем средние и богатые слои, так как цены на товары, составляющие основу их потребительских корзин, растут, как правило, быстрее, чем для остальных, а степень ограничения потребностей у бедных выше"1.

Итоги последних лет показали, что влияние инфляции на доходы различных слоев населения необходимо связывать не только с темпами, но и с причинами, ее вызывающими. Либерализация цен в условиях общего спада производства и монопольного положения предприятий энергетики и коммунального хозяйства привела к удорожанию услуг, удовлетворяющих основные жизненные потребности населения и формирующих базу потребления малообеспеченных групп. Обесценение рубля и рост тарифов на коммунальные услуги отразились в большей степени именно на менее состоятельных слоях населения.

Подобное проявление инфляционных последствий связано с различиями в структуре расходов населения в зависимости от уровня материального обеспечения.

Доля расходов на оплату услуг у 10% населения с наименьшими и наивысшими доходами оказалась примерно одинаковой - 15,1 и 14,0% соответственно, но их структура заметно отличалась. Так, анализ данных обследования бюджетов домашних хозяйств за 2000 г. показывает: у 10% наименее обеспеченных хозяйств не было расходов на услуги отдыха, правового обеспечения, незначительными оказались расходы на ремонт квартир, мебели, оплату услуг учреждений культуры и медицинского профиля. Вместе с тем высокой была доля средств, затрачиваемых на оплату жилищно-коммунальных услуг, пассажирского транспорта и связи, потребление которых носило вынужденный характер.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!