Реформа Сервия Туллия

15 Июн 2016 | Автор: | Комментариев нет »

В борьбе патрициев с плебеями первостепенное значение имеет государственная реформа шестого римского царя — Сервия Туллия (VI в. до н. э.). По рассказам древних писателей, Сервий Туллий был сыном рабыни (serva) Окризии, служанки жены Тарквиния Приска Танаквиль. Отличавшийся недю­жинными способностями и находившийся под осо­бым покровительством богов, Сервий Туллий вырос в царской семье, участвовал вместе с царем в похо­дах и приобрел славу храброго воина. После смер­ти Тарквиния Сервий Туллий при поддержке Танак­виль был избран римским царем и «незаконность сво­его воцарения сумел искупить мудростью своих ре­форм».

Конституция Сервия Туллия в том виде, как она дошла до нас в передаче античных историков, содер­жит много анахронизмов и принадлежит гораздо бо­лее позднему времени, вернее всего IV—III вв., эпо­хе Самнитских и Пунических войн. И тем не менее, несмотря на все анахронизмы и легендарность личности самого реформатора, социально-полити­ческий остов сервиевой конституции не подлежит сомнению.

Со времени Сервия Туллия свободное население (populus Romanus), как патриции, так и плебеи, раз­бивалось на пять разрядов, или классов (classes), по имуществу и соседству. Вместо прежнего деления по родам вводилось новое деление — по имуществен­но-территориальному принципу, сосуществовавше­му с прежним родовым делением. Основой террито­риального деления становилась территориальная триба (tribus), которую не надо смешивать со старым термином «триба» — племя или народность.

К первому классу или разряду принадлежали граждане с имущественным цензом в 100 тысяч мед­ных ассов, или, в переводе на земельный ценз, с полным земельным наделом; ко второму — с цен­зом в 70 тысяч ассов, или с тремя четвертями земель­ного надела; к третьему — с 50-тысячным цензом, или с половинным наделом; к четвертому — с 25-тысячным цензом, или с четвертью надела; к пя­тому — с 12-тысячным цензом, или с восьмой наде­ла. Денежный ценз выражался в древнейшей чекан­ной монете асс (as), делившейся на 12 частей — ун­ций (unciae).

Каждый класс выставлял определенное число во­енных единиц — центурий (centuria). Больше всего центурий выставлял первый класс — всего 98 центу­рий, из них 80 пеших (гоплитов) и 18 конных (equites). Шесть всаднических центурий вербовались из патрициев, двенадцать из плебеев. Второй, третий и четвертый классы выставляли по 20, пятый — 30 центурий.

Каждому классу присваивалось определенное вооружение. От граждан первого класса требова­лось полное (тяжелое) вооружение, состоявшее из шлема (galea), панциря (lorica), поножей (осгеае), круглого щита (clipeus), меча (gladius) и копья (hasta). Легионы второго класса не имели тяжелых лат (осгеае) и вместо clipeus имели четырехуголь­ный щит (scutum). Вооружение каждого из осталь­ных классов было еще проще и дешевле. Воины пя­того класса служили большей частью пращниками (funditores), имели пращу (funda) и метательные камни (lapides).

Все остальные граждане были поставлены вне классового деления (infra classem) и в общей слож­ности выставляли только одну центурию. Граждане шестого класса последней центурии были освобождены от податей и военной службы, но зато они и не были гражданами в собственном смыс­ле, так как не участвовали в комициях. Если же в слу­чае крайней опасности их также зачисляли в опол­чения, то тогда они получали оружие и содержались за счет государства. Граждане шестого класса назы­вались proletarii или capite censi. Кроме того, были образованы две центурии ремесленников, обслужи­вавших техническую часть ополчения (fabri qui machina in sello ferrent), и две центурии музыкантов (cornicinum et tubicinum).

Включение в состав гражданства плебеев и обра­зование единого плебейско-патрицианского ополче­ния влекли за собой изменения также и в политичес­ком устройстве Рима. С включением в ополчение пле­беев куриатные комиции утратили свой смысл, усту­пив первое место новым центуриатным комициям (comitia centuriata), представлявшим вооруженный народ римской общины, разделенной на сотни (centuriae). В центуриатных комициях голосование происходило не по родам, а по центуриям, притом каждая центурия имела только один голос. Больше всего центурий имел первый класс, состоявший из более состоятельных граждан, патрициев, плебеев и их клиентов. Первому классу принадлежало решаю­щее слово на центуриатных собраниях и тем самым, следовательно, направление внешней и внутренней политики Рима. «Чтобы голосование покоилось не на перевесе большинства (массы, multitudo), а на богат­стве (potestas locupletium)»,—так характеризует цен­ту риатные комиции Цицерон

Право голоса (suffragium) дано было не всем без разбора с одинаковой юридической силой, как это было при первых царях начиная с Ромула. Были ус­тановлены разряды (gradus facti). Никто не был ли­шен права участия в голосовании, но «вся сила об­щины была сосредоточена в руках первого класса» (vis omnis penes primores eivitatis esset). Сюда надо еще прибавить две центурии мастеров, две центурии музыкантов и одну центурию пролета­риев. В общей сложности было 193 центурии, в кото­рых числилось 19 300 человек. Кроме имущественного ценза Сервиевой консти­туцией устанавливался еще возрастной ценз. В каж­дом легионе существовали центурии молодежи (centuriae iuniorum) от 17 до 46 лет, несшие полевую службу, и центурии стариков (centuriae seniorum), несшие гарнизонную службу. Предводительство ар­мией, состоявшей из четырех легионов (legiones), принадлежало выборному царю, по важнейшим де­лам войны и мира совещавшемуся с советом родовых старейшин — сенатом (senatus).

По своему историко-социологическому смыслу Сервиева реформа напоминает тимократию Солона и территориальные филы Клисфена в Афинах. Подоб­но Солоновой и Клисфеновой конституциям, исто­рическое значение конституции Сервия Туллия со­стоит в ее принципиальном отрицании родового строя и замене его государственным принципом. Это была первая брешь, пробитая в патрицианско-родо­вом строе. Так был разрушен и в Риме, еще до отмены так называемой царской власти, древний общественный строй, покоившийся на личных кровных узах, а вме­сто него учреждено новое государственное устрой­ство, в основу которого были положены территори­альное деление и имущественные различия. Общественная власть сосредоточивалась здесь в руках граждан, обязанных отбывать военную служ­бу, и была направлена не только против рабов, но и против так называемых пролетариев, не допущенных к военной службе и лишенных вооружения. Ближайшей причиной вышеописанных перемен в римском общественном строе послужили соображе­ния военного порядка — недостаточность патрици­анского ополчения и его техническое несовершенст­во. Участившиеся походы и столкновения с соседями требовали увеличения конного и пешего ополчения и усовершенствования его боевых качеств, что и было осуществлено реформой Сервия Туллия.

Сервиева конституция оформила римскую граж­данскую милицию, комплектуемую из граждан-собственников, с перевесом первого класса, поставлявше­го пехоту и кавалерию. В условиях Италии конница играла гораздо большую роль, чем в условиях гори­стой Греции. Первостепенное значение военно-технической реформы Сервия Туллия станет понятно, если иметь в виду, что в истории Рима как в царский, так и в по­следующий, республиканский, период война являлась источником обогащения, захвата территории и рабо­чей силы (рабов). Укрепление военной мощи обеспечило главенство Рима в Латинском союзе, находившемся накануне рас­пада. В знак скрепления союза на Авентинском холме был построен храм богини Дианы (commune Latinorum Dianae templum), долженствовавший затмить старый религиозный центр Латинского союза — храм Юпитера Лациарского на Альбан- ской горе. Вместе с латинами гегемонию Рима должны были признать так­же сабинские и этрусские города — Цере, Тарквинии и др.

Вследствие завоеваний территория римской общины увеличи­лась и, по преданию, была разделена на 30 территориальных ок­ругов (триб), из которых 4 трибы приходились на город (tribus urbanae), а остальные 26 — на внегородскую сельскую территорию (tribus rusticae). Каждые пять лет по трибам происходила перепись населения, устанавливались имущественные разряды, взимался налог (tributum) и производился набор ополченцев в легионы. В связи с производством переписи, сбором трибута и ополченцев расширялись государственные функции, улучшался администра­тивный аппарат и усиливалась власть царя. «Сервий Туллий первый разделил римский народ на классы, курии и коллегии и установил совершенный государственный по­рядок на основе имущественного ценза... Обширная община уп­равлялась с такой же заботливостью, как управляется небольшой дом».

Местопребыванием царя был город Рим. У ворот Рима, на Марсовом поле, происходили центуриатные комиции, в горо­де находились главные святилища, совершались очистительные обряды и празднества. В городе проживали аристократия, наи­более состоятельные из римских граждан и чужестранцы. Все это возвышало город над остальной территорией, что нашло свое внешнее выражение в построенной Сервием Туллием ка­менной «сервиевой» стене, руины которой сохранились до на­ших дней.

Тимократическая конституция Сервия Туллия закрепляла глав­ные права в Римском государстве за первым классом состоя­тельных граждан, большинство которых составляли патриции. И все-таки родовая знать враждебно приняла Сервиеву реформу, рассматривая ее как усиление царской власти и ограничение сво­их привилегий.

Несогласия между царем и аристократией усилились при пре­емнике Сервия Туллия Тарквинии Гордом (Tarquinius Superbus), последнем, седьмом римском царе. Древние историки изо­бражают Тарквиния честолюбивым тираном, высокомерно обра­щавшимся с аристократией, не созывавшим сената, обременяв­шим народ повинностями и налогами. В конце концов выведен­ные из терпения граждане возмутились, подняли восстание и из­гнали ненавистного царя. Поводом к восстанию послужило ос­корбление, нанесенное сыном Тарквиния Секстом Лукреции, жене знатного римлянина Тарквиния Коллатина. Благородными мстителями за поруганную честь женщины явились Юний Брут и Валерий Попликола, «друг народа», основоположники Рим­ской республики. Изгнание Тарквиния Гордого и отмену царской власти в Риме античные историографы относят к 509 г. до н. э., т. е. за 110 лет до другого крупного события римской истории — сожжения Рима галлами (390 г.).

После изгнания Тарквиниев царская власть в Риме перестала существовать. Римская община превратилась в аристократическую (олигархическую) республику. Верховное руководство перешло к влиятельным патрицианским родам, изгнавшим Тарквиниев, мно­гие учреждения «царского периода» были отменены, и вновь воз­родились родовые порядки. Положение плебеев ухудшилось, по­скольку Рим выпал из этрусской федерации и потерял значение посреднического центра между севером и югом. Военная сила рим­ской общины также ослабела, следствием чего было прекращение захвата добычи и вывода колоний в завоеванных областях (coloniae regiae). Внутренние противоречия усилились, вылившись в борь­бу патрициев и плебеев, развернувшуюся в первые столетия Рим­ской республики.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!