Речевой этикет

17 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Культура речи — это одежда мысли, по которой сразу (и, как правило, безошибочно!) определяют уровень обра­зованности человека.

Автор книги «Вы сказали: «Здравствуйте!» Н.И. Фор-мановская определяет речевой этикет как перечень «всех речевых запретов и разрешений, существующих в данном обществе, в данной среде». И конечно же, речевой эти­кет — это «своевременное и уместное речевое проявление важнейших элементов вежливости, т.е. повседневного уважительного отношения ко всем людям».

Фактически, наши отношения с людьми — это общение, а основная форма общения — речь. Поэтому, оценивая веж­ливость и культуру человека, оценивают, как правило, его способность и умение соблюдать речевой этикет.

Поговорка: «Ничего не обходится столь дешево и не це­нится столь дорого, как вежливость» уже «навязла в зу­бах», но в обыденной жизни ей следуют далеко не всегда.

Мы еще не знаем человека, но вот он заговорил, и бук­вально с первых фраз можно определить, культурный ли это человек.

В русском языке нет специализированных категорий вежливости, т.е. специальных слов, подчеркивающих уважение и почтительное отношение к собеседнику, как, например, в японском языке, но есть много «волшебных слов», например, «пожалуйста», «спасибо».

Характер разговора определяют не только лексиче­ский запас и грамматическая структура речи, важны интонация, тон разговора, ведь порой не только слова, но и интонация, с которой они сказаны, обижают и оскорбля­ют окружающих. Слова в зависимости от того, каким то­ном они сказаны, могут означать и выражать просьбу и требование, совет и предупреждение.

Попробуйте произнести одну и ту же фразу: «Я прошу вас этого больше не делать» первый раз спокойно, добро­желательно, а второй раз — резко, агрессивно. Вот вам и «тон делает фразу!».

Помните Элизу Дулитл? Разве она училась только пра­вильно произносить слова и строить грамматические кон­струкции? Самое главное, она училась не «что говорить», а «как говорить»: спокойно, доброжелательно, с милой улыбкой.

В нашем тоне окружающие должны чувствовать ува­жение, вежливость. Ничто не дает нам права быть невеж­ливым в разговоре — ни плохое самочувствие, ни непри­ятности на работе, ни усталость, ни спешка. Достойны'! стиль разговора с любым человеком — спокойный, добро­желательный, тактичный.

А если нужно приказать, как быть тогда? Но ведь и приказ можно отдать вежливым тоном спокойно, делови­то, но категорично. Очень остро в настоящее время стоит проблема рас­пространения грубости, сквернословия, а также полного отсутствия культуры речи. Одной из причин этого-может быть желание самоутверждения, жажда «суперсовремен­ности» , боязнь отстать в чем-то от сверстников, показать­ся смешным.

Следует отметить, что в молодежной среде мода (даже на сквернословие) принимает порой карикатурный вид. И очень обидно, что многие из наших молодых и не очень молодых современников действительно не в состоянии выразить свою мысль связно и без сквернословия. Сложность проблемы и в том, что сквернословием «заражены» разные слои нашего общества, сквернословят не только малообразованные «работяги». Некоторые люди, имею­щие образование и занимающие высокие должности, при­меняют «крепкие выражения» для того, чтобы их уважа­ли рабочие.

Однако проблема борьбы с грубостью, некорректным отношением к окружающим не только наша отечествен­ная проблема; похоже, в последнее время она становится международной, общечеловеческой.

«Программу вежливости», реализация которой рас­считана на 10 лет (не быстрое это дело «борьба с грубо­стью») и которая должна превратить граждан Сингапура в «абсолютно вежливых людей», опубликовало прави­тельство этой страны.

Согласно одному из пунктов программы, жалоба на грубость может привести к понижению в должности, а в некоторых случаях — и к увольнению с работы.

И если сингапурцы только намереваются проводить в жизнь свою программу вежливости, то жители Берлина знают, сколько «стоит» грубость». Ответ на этот вопрос дал недавно суд присяжных в одном из городских районов, разбиравший дело водителя автобуса, нагрубившего пас­сажирке. Ответ водителя показался ей оскорбительным, и она решила подать в суд. Грубость обошлась водителю в 750 марок.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!