Развитие земельного права в СССР в 20-е годы ХХ века

24 Окт 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Переход к новой экономической политике потребовал четкого правового регулирования землепользования. Перед земельным правом стояла задача способствовать восстановлению и развитию сельского хозяйства в условиях преобладания индивидуального крестьянского хозяйства и существования общины.

Крупнейшими законодательными актами рассматриваемого периода являются земельные кодексы. ЗК РСФСР был принят ВЦИК 30 октября 1922 г. В этой редакции он действовал на всей территории РСФСР, за исключением автономных республик и областей, для которых были составлены специальные редакции, учитывающие их особенности. В 1923-1925 гг. подобные кодексы были утверждены в Украинской, Грузинской, Белорусской ССР. В основном кодексы союзных республик содержали те же нормы, что и ЗК РСФСР. Однако имелись и некоторые различия как в содержании, так и в форме. Например, в ЗК УССР, который состоял из четырех, а не трех, как ЗК РСФСР, частей, фиксировались особые нормы о предоставлении различных льгот комитетам незаможных крестьян.

Земельные кодексы исходили из принципа национализации земли. Они определяли правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, городов и поселков, свободных земель государственного фонда. Однако из всех видов особо выделяются первые, которые в совокупности составляли единый фонд, находящийся в ведении Наркомзема. Более половины статей Кодекса РСФСР посвящено правовому режиму именно этих земель.

Обладая правом собственности на землю, государство передает ее во владение и пользование. Владение землями сельскохозяйственного назначения было обусловлено ведением трудового хозяйства, т.е. хозяйства, основанного на труде владельцев земли. Правом на получение земли для сельскохозяйственного использования обладали, согласно закону, все граждане РСФСР, способные ее обрабатывать. Ограничения в трудовом землепользовании коснулись только бывших помещиков. Согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 20 марта 1925 г. они подлежали выселению из местностей, где у них раньше были поместья, но при желании заниматься сельским хозяйством им предоставлялось право наделения землей в пределах трудовой нормы в других губерниях из земель колонизационно-переселенческого фонда.

Поскольку собственником земли являлось государство, распоряжение ею для самих землепользователей было весьма ограничено и находилось под контролем государственных органов. Земельные кодексы допускали трудовую аренду земли в случае временного ослабления крестьянского хозяйства вследствие стихийного бедствия, недостатка рабочей силы (например, в случае ухода члена крестьянского двора в Красную Армию, болезни). Сдавать землю в аренду можно было лишь в случае индивидуального пользования землей, срок аренды был ограничен восемью годами (при четырехполье).

Разрешалось использовать в земледельческих хозяйствах и наемный труд, который должен был носить характер вспомогательного, т.е. применялся при участии всех трудоспособных членов хозяйства в работе наравне с наемными работниками. Труд послед­них охранялся законом.

Крестьянам предоставлялась свобода в выборе форм землепользования. Статья 90 ЗК РСФСР предлагала следующие способы землепользования: общинный (с уравнительными переделами земли между дворами), участковый (с неизменным размером земельных участков каждого двора в виде чересполосных, отрубных или хуторских участков) и товарищеский (с совместным пользованием землей членами общества, составляющими сельскохозяйственную коммуну, артель или товарищество по общественной обработке земли). Законодательство давало подробную характеристику всех форм землепользования, особо останавливаясь на коллективных.

По мере созревания условий для перехода к массовой коллективизации сельского хозяйства земельное право устанавливало новые льготы для кооперативных хозяйств. Общие начала землепользования и землеустройства от 15 декабря 1928 г. последовательно проводили в жизнь идею содействия коллективным формам ведения хозяйства. Определенные особенности в конце 20-х гг. имело земельное законодательство республик Средней Азии, где в это время проводилась земельно-водная реформа.

Восстановление и развитие народного хозяйства выдвигало Проблему охраны окружающей среды. Уже в 1921 г. принят Декрет СНК РСФСР «Об охране памятников природы, садов и парков», передавший дело учреждения заповедников и заказников, необходимость создания которых диктовалась нуждами науки, Наркомпросу.

Лесной кодекс РСФСР рассматривался как логическое продолжение Земельного кодекса. Согласно Лесному кодексу все леса составляли единый государственный фонд, разделявшийся на леса общегосударственного и местного значения. Леса местного значения оставались в пользовании местных Советов, на которые возлагались организация лесопользования и охрана леса. Леса общегосударственного значения разделялись на леса собственно государственные и леса особого назначения. Кодекс перечисляет виды лесов особого назначения, выделяя среди них защитные леса. Что же касается лесов общегосударственного значения, то Кодекс подчеркивал необходимость ведения планового хозяйства, планирования не только размеров рубок, но и работ по лесовозобновлению и уходу за лесом.

На Украине был принят Закон о лесах, который по объему содержащегося в нем нормативного материала вполне может рас­сматриваться как кодекс.

Лесное хозяйство страны страдало существенными недостат­ками, на которые указывало постановление СНК СССР от 2 фев­раля 1928 г. «О мерах к упорядочению лесного хозяйства»: чрез­мерной эксплуатацией лесов в малолесных районах и недостаточ­ной их эксплуатацией в лесистых районах, что вызвало гибель лес­ных запасов, кроме того, крайне слабо развертывались лесовосстановительные работы. Особое внимание обращалось на неудовлетворительное положение дела в лесах местного значения.

Чтобы улучшить состояние земли и вовлечь в хозяйственный оборот неудобные и бросовые земли, СНК РСФСР 5 июня 1925 г. принял Декрет «О лесомелиоративных работах», которым предусматривались меры по расширению и планомерному развитию лесомелиоративного дела.

Во второй половине 20-х гг. было положено начало право­вой охране недр. Положения о недрах земли, принятые в 1920 и 1923 гг., регулировали гражданско-правовые отношения, возникавшие в связи с разведкой и эксплуатацией подземных ресурсов. Впервые со всей ясностью вопрос об охране недр был поставлен в Горном положении Союза ССР. Осуществление горно­промышленного надзора возлагалось на ВСНХ.

Развитие промышленности выдвинуло и задачу правового регулирования санитарно-гигиенических условий в городах и поселках. В начале 20-х гг. особое внимание обращалось на санитарную охрану курортов. Были приняты также меры к санитарной охране источников водоснабжения городов, рабочих поселков и других населенных пунктов.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!