Развитие законодательства по правовому регулированию и противодействию организации незаконной миграции

11 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Миграция населения является закономерным процессом развития общества, обусловлена его экономическими, политическими и социальными изменениями. При неконтролируемой миграции высока степень вероятности преступной деятельности в этой сфере. Это обстоятельство обусловливало принятие государством мер по регулированию миграционных процессов, в том числе уголовно-правовыми средствами. Свидетельством этого может служить история становления и развития уголовного законодательства, регламентирующего миграционные процессы. Для того чтобы «выявить определенные устойчивые характеристики, тенденции какого-либо процесса, необходимо, во-первых, наличие достаточного количества отдельных актов, из которых складывается данный процесс, и, во-вторых, он должен быть рассмотрен за достаточно длительный период»[1].

По мнению О. Д. Воробьевой, «отчетливая и эффективная миграционная политика начала проводиться в конце XVII в., когда Россия, не имея миграционного потенциала на своей территории, начала активно привлекать иностранцев для заселения и освоения огромных территорий»[2].

К истокам правового регулирования миграционных процессов, характеризующих первый его этап, относится изданный в 1762 г. Екатериной II Манифест «О свободном поселении иностранцев в России» и Указ от 1763 г. «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, селиться, где пожелают»[3].

В этих документах предусматривались существенные права и льготы для иностранных граждан, направленные на стимулирование производства, торговли, беспрепятственного вывоза всего нажитого имущества, что свидетельствует о благоприятных условиях для торгово-промысловой деятельности.

Для данного этапа были свойственны периодически устанавливаемые правила торговли и промыслов для иностранцев, имеющие характер единичных, субъектных дозволений в виде разрешительных грамот на занятие той или иной торгово-промысловой деятельностью. Во второй половине XVII в. с изданием Новоторгового устава 1667 г. было впервые законодательно регламентировано общее правовое положение иностранных купцов в России, а объем предоставляемых им торговых прав значительно ограничивался[4].

С принятием Указа от 11 октября 1755 г. таможенной службой  делались отметки в паспортах о пересечении границы, что не только позволяло осуществлять контроль за прибывшими в Российскую империю иностранными гражданами, но и отслеживать миграционные потоки. Самовольно выехавшие за границу отдавались в солдаты, а негодные к службе отправлялись на крепостные работы; дворяне предавались суду, а их имения конфисковались[5].

Для управления миграционными процессами 25 июня 1811 г. была создана Особая канцелярия Министерства полиции и Министерства внутренних дел.  К числу приоритетных направлений ее деятельности относилось осуществление контроля (наблюдение) за иностранными гражданами, получившими российское подданство (гражданство). В дальнейшем ее функции были переданы III отделению Собственной его императорского величества канцелярии (3 июля 1826 г.)[6], которое осуществляло функции по разработке документов и контролю за установлением личности, включая контроль за  передвижением и выбором места жительства[7]. Данный государственный орган осуществлял регистрационный учет населения, в том числе выезд из Российской империи и въезд на ее территорию, определял правовое положение иностранных граждан.

В этот этап исторического периода (первая половина XIX в.) в России сформировалось законодательство, регламентирующее миграционный контроль и учет прибывающих и убывающих граждан. Была создана и соответствующая организационная структура, включающая Хозяйственный департамент МВД (1819–1904 гг.)[8]; Статистический совет (1863–1917 гг.)[9]; Центральный статистический комитет (1863–1918 гг.)[10]; Переселенческое управление (1896–1905 гг.)[11], что свидетельствует о комплексном подходе к осуществлению деятельности, регламентирующей миграционные процессы.

Исследователи законодательства этого времени отмечают, что к характерным чертам миграционной политики дореволюционного периода можно отнести главенствующую роль в определении миграционной политики главы государства, целенаправленное государственное регулирование миграции, установление паспортного контроля, системы учета миграции, становление иерархической структуры органов, осуществляющих миграционную политику, и ее развитие в процессе решения важнейших государственных задач[12].

Второй этап характеризует Советский период развития законодательства, регламентирующего миграционные процессы. До 1922 г. уголовное законодательство РСФСР не было кодифицировано, а нормы уголовного права, устанавливающие ответственность за совершение отдельных видов преступлений, содержались в декретах, а иногда и в подзаконных актах.

Его характерной особенностью является административно-командная система управления, отличающаяся жестким противодействием любым проявлениям нерегулируемой миграции. На правовом уровне это отражалось в установлении уголовной ответственности за бегство или перелет за границу, что по УК РСФСР 1926 г. наказывалось расстрелом с конфискацией имущества. При этом следует отметить, что в России с первых лет советской власти применялась административная высылка[13], осуществление которой возлагалось на ОГПУ[14].

Наиболее существенными нормативно-правовыми актами, составляющими правовую основу осуществления контроля, регистрации и учета граждан, в том числе за соблюдением правил пребывания иностранных граждан, являлись : Декрет ВЦИК от 5 апреля 1918 г. «О приобретении прав российского гражданства»[15]; Положение о союзном гражданстве, утвержденное Постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 г.[16];  Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 21 сентября 1935 г. «О постановке учета естественного движения населения»[17]; Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1981 г. «О порядке приема в гражданство РСФСР»[18];  Закон СССР от 23 мая 1990 г. «О гражданстве СССР»[19] и другие.

Их анализ свидетельствует о жесткой государственной миграционной политике, регулирующей правила въезда в Россию и выезда из нее. Ее проявлением являлось взимание сбора за выдачу общегражданских заграничных паспортов и виз, выдачу разрешений и виз на въезд в СССР и выезд из СССР, вида на жительство для иностранных граждан[20]; высылка иностранных граждан из пределов страны[21], особый  порядок выезда за границу определенной категории лиц[22] и др.

Следует отметить, что УК РСФСР 1960 г. предусматривал ответственность за незаконный выезд за границу и незаконный въезд в СССР (ст. 83 УК РСФСР), что наказывалось лишением свободы на срок от одного года до трех лет.

За нарушение правил международных полетов (ст. 84 УК РСФСР), выражавшееся во влете в СССР и вылете из СССР без установленного разрешения, несоблюдении указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полетов или иное нарушение правил международных полетов, предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок от одного года до десяти лет или штрафа до одной тысячи рублей с конфискацией воздушного судна или без конфискации.

В качестве санкции действовавшая система наказаний предусматривала ссылку (ст. 25 УК РСФСР), которая состояла в удалении осужденного из места его жительства с обязательным поселением в определенной местности, и высылку (ст. 26 УК РСФСР), заключающуюся в удалении осужденного из места его жительства с запрещением проживания в определенных местностях.

Исследователи миграционной политики советского периода отмечают ее преемственность, жесткую борьбу с любыми проявлениями нерегулируемой миграции, принудительную высылку из страны политических мигрантов (диссидентов, объявленных «врагами народа»), осуществление гласного надзора за ссыльными и высланными, спецпереселенными, военнопленными и интернированными; репрессивной высылкой целых народов; принудительным заселением собственных и присоединенных территорий[23].

Современный (третий этап) развития законодательства, регламентирующего миграционные процессы, приходится на постсоциалистическое уголовное право (после декабря 1993 г.). Его началом является принятие в декабре 1993 г. Конституции РФ, повлекшей разработку нового уголовного законодательства, обеспечивающего реализацию ее основных положений. При этом законодатель учитывает имеющий место демографический кризис, который переживает Россия последние десятилетия, что обострило проблемы организации незаконной миграции. По прогнозам экспертов, численность населения Российской Федерации к концу 2050 г. уменьшится на 30 % и составит 101, 9 млн чел[24].

В этой связи остро стал вопрос дефицита рабочей силы на рынке труда при одновременном уменьшении численности трудоспособной части населения страны. По мнению демографов, для поддержания стабильной численности населения России в ближайшие десятилетия необходимо ежегодно принимать не менее 500 тыс. иммигрантов[25].

Правовую базу реализации миграционной политики России составляет федеральное законодательство. В зависимости от сферы правового регулирования, нормативные правовые акты целесообразно классифицировать на две группы. Первую группу составляют законы и другие акты, регламентирующие внутреннюю миграцию. К ним относятся, прежде всего, Федеральный закон РФ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г.) «О гражданстве Российской Федерации»[26]; закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 (в ред. от 25 декабря 2008 г.) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»[27] и  от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»[28] (в ред. от 23. 07. 2008 г.), применительно к лицам, проживающим в РФ.

В Федеральном  законе РФ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ  «О гражданстве Российской Федерации» содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации    (ст. 1).

Законодательно определены такие основные понятия, как гражданство Российской Федерации − устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей; иное гражданство − гражданство (подданство) иностранного государства; двойное гражданство − наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства; иностранный гражданин − лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства; лицо без гражданства − лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства; ребенок − лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет; проживание − проживание лица на законном основании на территории РФ или за ее пределами; территория РФ − территория РФ в пределах Государственной границы РФ или территория РСФСР в пределах административной границы РСФСР на день наступления обстоятельств, связанных с приобретением или прекращением гражданства РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 3) и др.

Эти понятия являются базовыми, способствуют правильному их толкованию и, следовательно, применению.

В соответствии со ст. 5 анализируемого закона гражданами РФ являются: а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу настоящего Федерального закона; б) лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Гражданам РФ, находящимся за пределами РФ, предоставляются защита и покровительство Российской Федерации. Органы государственной власти РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан РФ, также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы (ч. 2 ст. 7).

Важное профилактическое значение имеют содержащиеся в главе 2 «Приобретение гражданства РФ» и главе 3 «Прекращение гражданства РФ» нормы Федерального  закона РФ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ  «О гражданстве Российской Федерации». В  ст. 11 указанного закона закреплены основания приобретения гражданства РФ. Гражданство РФ: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство РФ; в) в результате восстановления в гражданстве РФ; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором РФ.

В соответствии со ст. 18 указанного закона гражданство РФ прекращается: а) вследствие выхода из гражданства РФ; б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором РФ.

В соответствии со статьей 1  Закона РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.

Лица, не являющиеся гражданами РФ и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации и международными договорами РФ.

Данный закон определил понятие (ст. 2) места пребывания − гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно, и места жительства − жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.

Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ.

Законодательное закрепление получили вопросы регистрации и снятия гражданина РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства (ст.ст. 5−6). Регистрация и снятие гражданина РФ с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в больнице, другом подобном учреждении производятся по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения.

В иных случаях регистрация и снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания осуществляются органом регистрационного учета в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.

Гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.

Законодательно определены (ст. 7) случаи снятия гражданина РФ с регистрационного учета по месту жительства. Это  изменение места жительства − на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства; призыв на военную службу − на основании сообщения военного комиссариата; осуждение к лишению свободы − на основании вступившего в законную силу приговора суда; признание безвестно отсутствующим − на основании вступившего в законную силу решения суда; смерть или объявление решением суда умершим − на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке; выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением − на основании вступившего в законную силу решения суда; обнаружение не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о регистрации − на основании вступившего в законную силу решения суда.

Социально-экономическая нестабильность и обострение межнациональных и иных конфликтов актуализировали проблему вынужденных переселенцев, их миграции в другие регионы. При этом  вынужденная миграция рассматривается как  территориальные перемещения людей, покинувших место жительства вследствие совершенного в отношении их или членов их семей насилия или преследования либо реальной возможности подвергнуться насилию и преследованию, а также из-за экстраординарных обстоятельств экономического, природного, техногенного или другого характера[29].

Правовой аспект данной проблемы нашел свое развитие в Законе РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 (в ред. от 23. 07. 2008 г.) «О вынужденных переселенцах».[30] В этом законе законодательно определено понятие «вынужденный переселенец» - гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка (ст. 1).

Вынужденным переселенцем признается также гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ; гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта РФ; иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории РФ и изменившие место жительства в пределах территории РФ по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в РФ и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства РФ, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории РФ.

Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:  1) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством РФ; 2) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства РФ; 3) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ст. 2).

Определен также порядок регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем (ст. 3), права и обязанности лица, получившего свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем (ст. 4), порядок принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем (ст. 5) и другие вопросы, регламентирующие организационно-управленческую деятельность, связанную с вынужденными переселенцами.

Вторую группу составляют  законы и другие акты, регулирующие внешнюю миграцию. К ней относятся: Закон РФ от 19 февраля 1993 г.       № 4530-1 (в ред. от 23 июля 2008 г.) «О вынужденных переселенцах»[31] (применительно к гражданам, прибывающим в РФ из республик бывшего Советского Союза); Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 (в ред. от 23 июля 2008 г.) «О беженцах»[32]; Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (в ред. от  9 февраля 2009 г.) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[33]; Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ (в ред. от 23 июля 2008 г.) «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»[34].

Возникающие проблемы правового регулирования общественных отношений, связанных с прибытием, размещением, трудоустройством и другими социально-экономическими вопросами граждан,  прибывших из республик бывшего Советского Союза,  явились предпосылкой законодательного закрепления в Законе РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1  «О вынужденных переселенцах» не только их прав, но  и обязанностей. Так, вынужденный переселенец имеет право: 1) самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади; 2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориального органа в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев; 3) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет) имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Наряду с приобретаемыми  правами, вынужденный переселенец обязан: 1) соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы; 2) соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев; 3) при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции; 4) проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Вынужденный переселенец утрачивает право на проживание в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев при получении (приобретении) другого жилья или при завершении строительства индивидуального жилья, при утрате или при лишении статуса вынужденного переселенца, а также в случае, если он отсутствует без уважительных причин свыше шести месяцев (ст. 6).

Профилактический аспект рассматриваемого закона состоит в том, что ст. 9 предусматривает основания утраты и лишения статуса вынужденного переселенца.

Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца при прекращении гражданства Российской Федерации (ч. 1).

Лицо также утрачивает статус вынужденного переселенца (ч. 2):  при выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации; в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Закона.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган лишает лицо статуса вынужденного переселенца в случае, если оно  умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем.

В случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца или в случае лишения лица статуса вынужденного переселенца данное лицо обязано освободить жилое помещение, предоставленное ему из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.

Федеральный закон от 1993 г. № 4528-1 «О беженцах»  определяет основания и порядок признания беженцем на территории РФ, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

При этом беженцем признается «лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений».

Определено понятие «Временное убежище» − это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории РФ в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (ст.1).

Законодательно определены права и обязанности лица, признанного беженцем (ст. 8).  Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право : на получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации в соответствии с настоящей статьей;  получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории РФ;  получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством РФ; получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до убытия к новому месту пребывания; охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;  пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, из фонда жилья для временного поселения.

Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья;  медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ;  получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ; работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ; социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ и др.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны:  соблюдать Конституцию РФ, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом;  соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;  сообщать в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства РФ или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории РФ;  сообщать о намерении переменить место пребывания на территории РФ либо выехать на место жительства за пределы территории РФ; сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции; проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Противодействовать организации незаконной миграции призван принятый 15 августа 1996 г. Федеральный закон № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Согласно ст. 1 указанного закона выезд из РФ и въезд в РФ (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией РФ, международными договорами РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов постановлениями Правительства РФ.

Определен также порядок оформления и выдачи документов для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию граждан Российской Федерации (глава 2), порядок выезда гражданина РФ из РФ (глава 3),  порядок оформления и выдачи документов для въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (глава 4) и другие организационно-управленческие вопросы, регламентирующие порядок выезда из РФ и въезда в РФ.

В соответствии с Федеральным законом  от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ  «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»[35], отношения с соотечественниками за рубежом являются важным направлением внешней и внутренней политики РФ, а защита основных прав и свобод человека и гражданина способствует политической и социальной стабильности, укреплению сотрудничества между народами и государствами.

Соотечественники, проживающие за рубежом, вправе полагаться на поддержку РФ в осуществлении своих гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, сохранении самобытности.

В соответствии со ст. 1 указанного закона соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

Под понятием «соотечественники за рубежом» подразумеваются: граждане РФ, постоянно проживающие за пределами РФ,  лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства,  выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства [далее − выходцы (эмигранты) ]; потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств.

 Государственная политика РФ в отношении соотечественников является составной частью внутренней и внешней политики РФ и представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, информационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых Президентом РФ, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с Конституцией РФ, международными договорами РФ, законодательством РФ для претворения в жизнь принципов и целей, установленных настоящим Федеральным законом (ст. 5).

Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников основывается на признании: неотчуждаемости и принадлежности каждому от рождения основных прав и свобод человека и гражданина; обязательности соблюдения государствами общепризнанных принципов и норм международного права при полном соблюдении принципа невмешательства государств во внутренние дела друг друга; взаимодействия государств в области обеспечения прав и свобод соотечественников.

Цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки и помощи соотечественникам в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, законодательством РФ, а также с учетом законодательства иностранных государств в реализации и обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

Данным законом регулируются отношения с лицами, состоявшими в гражданстве СССР (ст. 8),  отношения с выходцами (эмигрантами) −       (ст. 9), отношения с потомками соотечественников (ст. 10) и другие важные вопросы, регулирующие правовое положение соотечественников − иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ и за ее пределами, в том числе их поддержка в области основных прав и свобод человека и гражданина.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (в ред. от 23 июля 2008 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[36]. Под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) другого государства (ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом. Оно является основанием для выдачи визы либо для въезда в Россию в порядке, не требующем получения визы.

Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии со ст.  5 анализируемого закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы.

 Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором РФ, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона.

 Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в РФ.

  Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований настоящего Федерального закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, о чем делается отметка в миграционной карте.

  Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ и поступающего на военную службу по контракту, устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.

Разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин: 1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ;  2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;  3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы РФ либо депортации;  4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;  5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;  6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;  7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ;  8) в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством РФ порядке в течение ста восьмидесяти суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание; 9) по истечении трех лет со дня въезда не имеет в РФ жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством РФ;  10) выехал из РФ в иностранное государство для постоянного проживания; 11) находится за пределами РФ более шести месяцев; 12) заключил брак с гражданином РФ, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным; 13) является больным наркоманией либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством РФ по другим основаниям.

В главе 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» регламентирован порядок оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию. Отмечается, в частности (ст. 18), приглашение на въезд в Россию иностранного гражданина в целях трудовой деятельности осуществляется по квотам, ежегодно утверждаемым Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и его возможностей по обустройству иностранных граждан.

Иностранные граждане (лица без гражданства) могут получить статус временно пребывающего в Российской Федерации. В этом случае мигрант прибывает в страну на основании визы или в другом установленном законом порядке, получает миграционную карту, но не имеет вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Статус проживающего в РФ иностранного гражданина зависит от наличия вида на жительство или разрешения на временное проживание. Вид на жительство – документ, выданный мигранту в подтверждение права на постоянное проживание в стране, а также права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Он также служит документом, удостоверяющим личность лица без гражданства[37].

Разрешение на временное проживание подтверждает права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в России до получения вида на жительство[38].

В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в ред. от 23 июля 2008 г.) миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией РФ гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории РФ, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов РФ в сфере миграции.

Данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в РФ, транзитным проездом через территорию РФ, передвижением по территории РФ при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах РФ либо выездом из РФ (ст. 1).

 Миграционный учет осуществляется в целях (ст. 4):

1) создания необходимых условий для реализации гражданами РФ и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей;

2) выработки и реализации государственной политики в сфере миграции;

3) формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции;

4) планирования развития территорий РФ;

5) управления в кризисных ситуациях;

6) защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ и иностранных граждан, находящихся в РФ, а также в целях обеспечения национальной безопасности РФ и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям;

7) систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в РФ (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан;

8) решения других социально-экономических и общественно-политических задач.

Миграционный учет имеет уведомительный характер, за исключением случаев, предусмотренных федеральным конституционным законом или федеральным законом.

 Миграционный учет основывается на следующих основных принципах:  свобода передвижения иностранных граждан и выбора ими места пребывания и жительства в пределах РФ; защита государством права иностранных граждан на свободу передвижения и выбор ими места пребывания и жительства в пределах РФ на основе законности и соблюдения норм международного права; сочетание интересов личности, общества и государства; обеспечение национальной безопасности РФ и защита иных национальных интересов РФ; доступность совершения действий, необходимых для осуществления миграционного учета;  унификация правил миграционного учета.

Он включает: регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных законом; обработку, анализ, хранение, защиту и использование информации о количественных и качественных социально-экономических и иных характеристиках миграционных процессов; ведение государственной информационной системы миграционного учета[39].

Процедура такого учета состоит в том, что иностранные граждане и лица без гражданства заполняют миграционную карту – документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию, сроках их временного пребывания, а также служащий для контроля за пребыванием указанных лиц в стране[40].

При  несоблюдении  срока пребывания или проживания иностранные граждане подлежат депортации, т. е. принудительной высылке из Российской Федерации (ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Депортации подлежит не выехавший из Российской Федерации в установленные законом сроки иностранный гражданин:

срок проживания или временного пребывания которого сокращен либо у которого аннулировано разрешение на временное проживание или вид на жительство;

в отношении которого принято решение о нежелательности пребывания (проживания);

совместно с членами семьи получивший уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу или об отказе в признании беженцем либо уведомление об утрате или о лишении статуса беженца, либо утративший временное убежище или лишенный временного убежища, не использовавший право обжалования вынесенного решения или получивший отказ на жалобу и не имеющий иных законных оснований для пребывания в стране, а также лишенный статуса беженца или временного убежища в связи с его осуждением за совершение преступления на территории Российской Федерации, после отбытия наказания, если иные правила не предусмотрены международными договорами РФ[41].

Расходы по депортации и выдворению  производятся за счет средств депортируемого, а в случае их отсутствия либо в случае если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного порядка привлечения и использования иностранных работников – за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемый, международной организации или его представительства, юридических лиц, граждан РФ и постоянно проживающих в РФ иностранных граждан (ст. 34 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Она может быть осуществлена и за счет бюджета РФ[42].

Лица (иностранный гражданин, лицо без гражданства), незаконно находящиеся в России, подлежат учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных. В его документе, удостоверяющем личность, при депортации и выдворении проставляется штамп установленного образца[43].  Такие меры призваны предотвращать совершение со стороны указанных лиц каких-либо противоправных действий, содержат в себе определенный профилактический потенциал.

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2004 года      № 187-ФЗ законодатель в УК РФ включил статью 322.1 «Организация незаконной миграции». Ч. 1 данной статьи признает преступными и уголовно наказуемыми деяниями организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконное пребывание в Российской Федерации или незаконный транзитный проезд через территорию РФ. Квалифицирующими признаками данной статьи (ч. 2) являются деяния, совершенные: а) организованной группой; б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации.

Таким образом, предпринятые в последнее время изменения и дополнения действующего законодательств были направлены на совершенствование правового обеспечения надлежащего регулирования миграционных потоков и преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов трудовой и иной экономической иммиграции, на предупреждение организации незаконной миграции.

[1] См.: Основания уголовно-правового запрета. М., 1982. С. 7.

[2] Воробьева О. Д. Миграция населения. Вып. 6. Миграционная политика. М., 2001. С. 12.

[3] См.: Иванова С. Ю. Уголовно-правовая охрана деятельности таможенных органов России. Ульяновск, 2000. С. 7–17.

[4] См.: Смирнов С. А. Правовое регулирование иностранного предпринимательства в России во второй половине XIX − начале XX веков : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2002. С. 12.

[5] См.: Иванова С. Ю. Указ. соч. С. 11.

[6] См.: О присоединении Особенной канцелярии Министерства внутренних дел к Собственной его величества канцелярии: Именной указ от 3 июля 1826 г., данный управляющему Министерства внутренних дел // ПСЗ. Т. 1. № 449.

[7] Паспорт как документ стал использоваться с середины XVII в., первоначально выполняя функции справки об освобождении из мест заключения. Указом от 30 октября 1719 г. жителям России запрещалось покидать место жительства или службы без «вида» или паспорта. С принятием Закона от 10 февраля 1864 г. «О принятии иностранцев в русское подданство» законодательно закрепляется институт подданства Российской империи. С принятием 8 октября 1906 г. Высочайшего указа «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных состояний» указанная в акте категория лиц получила право свободно избирать место постоянного жительства, в том числе и вследствие переселения.

[8] См.: ПСЗ. Т. 37. № 28205.

[9] См.: ПСЗ. Т. 33. № 32826.

[10] См.: ПСЗ. Т. 50. № 54742.

[11] См.: ПСЗ. Т. 16. № 13464.

[12] См.: Коробеев В. А.  Конституционно-правовые основы миграционной политики России. Владивосток, 2007. С. 180.

[13] См.: Об административной высылке : декрет ВЦИК от 10 августа 1922 г. // Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий : в 2 т. Т. 1. Курск, 1999. С. 329.

[14] См.: Инструкция по применению Постановления ВЦИК об административной высылке // СУ РСФСР. 1923. Отд. 1. № 8. Ст. 108.

[15] См.: СУ РСФСР. 1918. № 31. Ст. 405.

[16] См.: СЗ СССР. 1924. № 23. Ст. 202.

[17] См.: СЗ СССР. № 53. Ст. 432.

[18] См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1981. № 26. Ст. 903.

[19] См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. № 23. Ст. 435.

[20] См.: Инструкция НКВД РСФСР от 21 декабря 1917 г. «О правилах въезда и выезда из России // СУ РСФСР. 1917.  № 12. Ст. 174; Постановление Президиума ЦИК от 5 июня 1925 г. «Об утверждении Положения о въезде в пределы СССР и выезде из пределов СССР» // СЗ СССР. 1925. № 37. Ст. 276; Инструкция НКВД от 1925 г. «О выезде эмигрантов» // Бюллетень НКВД. 1925. № 27. Ст. 350; Положение о въезде в СССР и о выезде из СССР, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1959 г. // СПП СССР. 1959. № 13. Ст. 80.

[21] См.: Инструкция НКВД 1921 г. «О порядке высылки иностранцев из пределов РСФСР» // Бюллетень НКВД. 1921. № 10.

[22] См., например: Инструкция НКВД 1922 г. «О порядке выезда за границу» // Бюллетень НКВД. 1922. №  187. Ст. 721;  Инструкция НКВД от 1924 г. «О выезде за границу спортсменов» // Бюллетень НКВД. 1924. № 7. Ст. 59.

[23] См.: Коробеев В. А. Указ. соч. С. 181.

[24] См.: Прогнозы демографического развития России // Финансовый бизнес. 2002. № 8.  С.  13.  Андриенко Ю. и Гуриев С. оперируют иными данными. По их мнению, к указанному сроку численность населения России сократится на 20 % и составит 112–119 млн чел. (см.: Андриенко Ю., Гуриев С. Анализ миграции в России. Центр экономических и финансовых исследований и  разработок в Российской экономической школе. 2006. № 23.  С. 3).

[25] См.: Зинченко Н. Н. Миграция населения: теория и практика международно-правового регулирования. С. 135.

[26] См.: СЗ РФ.  2002. № 22. Ст. 2031.

[27] См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1227.

[28] См.:  Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 12. Ст. 427; Российская газета. 2006. 27 июля.

[29] См.: Витвицкая С. С., Кашуба Ю. А., Перекрестов В. Н. К вопросу о профилактике конфликтных ситуаций с участием беженцев, вынужденных переселенцев, внутренне перемещенных лиц. Ростов-на-Дону, 2001. С. 33.

[30] См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 12. Ст. 427; Российская газета. 2006. 27 июля.

[31] См.: СЗ РФ. 1995. № 52. Ст. 5110.

[32] См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 12. Ст. 425.

[33] См.: СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.

[34] См.: СЗ РФ. 1999. № 22. Ст. 2670.

[35] Изменения, внесенные Федеральным законом от 23.07.2008 г. № 160-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2009 года.

[36] См.: СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

[37] См.:  Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. № 794 (в ред. от 23 января 2007 г.) // СЗ РФ. 2007. № 5. Ст. 667.

[38] См.: Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. № 789 (в ред. от 23 января 2007 г.) // СЗ РФ. 2007. № 5. Ст. 667. Также см.: Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 681 // Российская газета. 2006. 16 ноября.

[39] См.: Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9 // Новые правила миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства. М., 2007. С. 126.

[40] См.: Положение о миграционной карте, приложение № 1 к приказу МВД России, МПС России, ГТК России, ФПС России от 11 ноября 2002 г. № 1095/16531/143/49/1189/692; Инструкция по выдаче, оформлению и учету миграционных карт паспортно-визовыми подразделениями и подразделениями по делам миграции  МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, приложение к приказу МВД России от 21 ноября 2002 г. № 1137; Правила использования миграционной карты, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2004 г. № 413 (в ред. от 6 мая 2006 г.) // Новые правила миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства. М., 2007. С. 146, 153, 157.

[41] См.: Наставление по организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы по депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, приложение к приказу МВД России от 26 августа 2004 г. № 533 // Новые правила миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства. М., 2007. С. 163.

[42] См.: Постановление Правительства РФ от 24 октября 2002 г. № 769 «Об утверждении Правил расходования средств федерального бюджета на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны» // СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4275.

[43] См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2003 г. № 382 «О проставлении отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства» // СЗ РФ. 2003. № 27 (ч. II). Ст. 2805.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!