Развитие слуха при помощи магнитофонных карт

Содержание

Введение            3
1. Магнитофонные карты и упражнения с ними     4
2. Магнитофонные карты как дополнительное средство развития слуха 10
Заключение           16
Список литературы          18

Введение

Ранний и дошкольный периоды детства относятся к возрасту наиболее стремительного развития человека, первоначального формирования физических и психических его качеств, необходимых в течение всей последующей жизни, складывания свойств и особенностей, определяющих его индивидуальное личностное развитие. Особенностью периодов от рождения до поступления в школу является обеспечение уровня общего психического развития ребенка, что в дальнейшем будет служить основой для приобретения знаний в различных областях жизни.
Если ребенок имеет ослабленный слух, то перед ним встает серьезная преграда в приобретении различных знаний, в интеграции в социальное окружение. В настоящее время разработано множество технических средств коррекции слуха у детей дошкольного и школьного возраста. Одним из таких средств являются магнитофонные карты, которые еще в шестидесятых годах ХХ века под названием «Language Master» стали использовать в коррекционной работе со слабослышащими детьми.
В данном реферате мы рассмотрим магнитофонные карты как метод работы со слабослышащими детьми.

1. Магнитофонные карты и упражнения с ними

Развитие восприятия речи на слух у детей с нарушенным слухом осуществляется с помощью индивидуального подхода, если он базируется на следующих положениях:
• Детям, достигшим различных ступеней в развитии слуха, требуется материал разной степени трудности.
• Детям, которые обладают различной способностью для развития слуха, необходимо разное количество попыток или повторений, чтобы достигнуть определенной ступени.
• Дети различаются по способности принимать решения и адекватно реагировать на слуховые впечатления.
• Разным детям нужны индивидуальные виды и способы усиления, чтобы сохранить их внимание или мотивацию.
Тщательно спланированные индивидуальные слуховые упражнения с каждым учеником требуют много времени. Поэтому, естественно, возникает вопрос: существует ли такая техническая помощь, которую можно использовать в домашних условиях для дальнейшего обучения и углубления развития слуха ребенка?
Для этой цели в 60-х гг. был использован магнитофон в сочетании с автоматическим диапроектором. Ребенок должен был лишь нажать на кнопку для решения поставленной перед ним задачи. Прибор показывал, правильно или неправильно решена задача. Однако аппарат был не только дорогостоящим, но и негибким, так как программа протекала линейно, т.е. отдельные звучания следовали один за другим в соответствии с тем, как они были установлены. Подготовка материала (диапозитивов) требовала большой затраты времени. Поэтому эта система не смогла продержаться длительное время (4, с. 196).
В помощь совершенствованию речи были разработаны аппараты, которые известны под названием «Language Master» («Учитель или тренажер речи»). Они обеспечивают движение магнитофонной ленты, наклеенной на очень прочной большой карте. Карту может устанавливать на приборе сам ребенок. Преимущества этих аппаратов в следующем:
• Ими может легко пользоваться как воспитатель, так и сам ребенок;
• Они предлагают не только акустическую информацию, но и зрительную (письмо, рисунок, картинку), которую может подготовить воспитатель.
• Использование отдельных магнитофонных карт позволяет давать их в любой последовательности, предусмотренной для конкретного ребенка.
• Ребенок узнает об окончании каждого отдельного задания по времени передвижения карт.
• Для обучаемого речь становится ощутимой, так как он сам управляет устройством и перемещает магнитофонные карты; если он захочет, может перейти в иную последовательность предъявления информации.
• По сравнению с другими устройствами, с которыми может работать сам ученик, эти наиболее доступны по цене.
Однако для большинства детей с нарушением слуха устройств «Language Master» все-таки недостаточно, так как им необходим усилитель. Специалисты легко могли бы перестроить эти приборы и притом без больших затрат. Например, вместо встроенного микрофона использовать внешний микрофон, который можно держать близко у рта, а вместо встроенного громкоговорителя - наушники или штекер (штепсель) для видео и для индивидуальных слуховых аппаратов. Конечно, в данной работе невозможно осветить все способы. Намного важнее получить опыт на практике, поработав с таким прибором. Магнитофонные карты для этих приборов имеют длину 23 см, а время движения - около 3,5 с. (4, с. 197)
Рассмотрим виды заданий и упражнений, которые используются при работе с детьми.

Задание на узнавание звучаний

Пользуясь магнитофонными картами такого типа, ученику необходимо лишь определить, прозвучала она или нет. Если, например, необходима практика, чтобы научиться узнавать свое имя или номер телефона, то записывают 10 магнитофонных карт с этим именем и перемешивают с 10 чистыми картами. Ученик затем пропускает все 20 карт через устройство и определяет, слышал он свое имя (номер телефона) или нет. После этого карты с записанным именем он складывает в коробку № 1 с надписью: «Да, я это слышал», а чистые карты - в коробку № 2 с надписью: «Нет, я ничего не слышал». Рекомендуется наговорить все карты с именем ученика в присутствии его самого, чтобы он лучше понимал, что произносится именно его имя и он услышит его с этих карт. Другое упражнение: наговорить имя ученика на 10 магнитофонных карт первой половины пленки и на 10 магнитофонных карт другой половины. Задание состоит в том, чтобы разложить карты в коробку с номером 1 (для первой половины) или коробку с номером 2 (для второй половины).

Упражнения на разграничение звучаний

Упражнения на разграничение звучаний требуют от ребенка, чтобы он определил, одинаковые звучания на магнитофонной пленке или разные. Соответственно этому он должен рассортировать карты. Так, например, у ребенка возникают трудности в восприятии предлогов и правильном их использовании. Чтобы потренироваться в этом, можно наговорить на магнитофонных картах повторенное через определенное время словосочетание за стол - за стол и на 10 других картах - словосочетания за стол - под стол или за столом - под столом. Потом карты смешиваются и прослушиваются ребенком. Он должен решить, одинаковы прослушанные им звучания или они различаются, и сложить в соответствующие надписанные коробки. Если возникают трудности с пониманием слова различные, то можно облегчить задачу, заменив его вопросом: «Слова одинаковы или нет?» Магнитофонные карты раскладывают в коробки с надписями «да» и «нет». Если ребенок хорошо владеет письменной речью, то на коробках можно написать за стол - за стол и за стол - под стол.

Упражнения на идентификацию звучаний

Здесь от ребенка требуется, чтобы он идентифицировал содержание прослушанного и узнал его. Возможно, ему необходимы еще дополнительные упражнения, чтобы лучше усвоить предложения, которые должны быть отработаны на занятии. При этом речь может идти о простых предложениях в тексте для чтения, в связи с которыми у ребенка возникают те или иные воспоминания, переживания. Каждое отдельное предложение этого текста имеется на магнитофонной карте. Кроме того, к каждому из них дается на табличке (карточке) символ или маленькая сценка, которая должна облегчить идентификацию. Эти карточки потом прикрепляются кнопками к соответствующим магнитофонным картам. В качестве примера можно назвать следующие предложения:
• «В воскресенье Урсула пригласила нас на день рождения» (картинка изображает детей в гостях у девочки).
• «Мама Урсулы испекла большой пирог» (на картинке пирог).
• «Мама Евы принесла каждому ребенку мороженое» (на картинке вазочка с мороженым).
• «О, это очень вкусно!» (картинка изображает ребенка, который ест мороженое из вазочки).
Упражнение проводится следующим образом. Ребенок прослушивает предложения и рассматривает картинки, закрепленные на магнитофонных картах. Затем карты смешиваются и прослушиваются в произвольном порядке. Узнав предложение, ребенок находит картинку, содержание которой соответствует услышанному.
Другой вариант для детей, которые хорошо владеют письменной речью, - напечатать все предложения на листочках бумаги и наклеить их на таблички с соответствующими картинками. Ребенок прослушивает магнитофонную запись с отдельными предложениями и, если узнает их, располагает таблички в соответствии с прослушанными магнитофонными картами (принцип лото).
Для ребенка, у которого трудности с ударением, целесообразно такое упражнение: выбрать некоторые предложения и предложить ему сначала самому наговорить их по одному на магнитофонные карты. То же самое с этими же предложениями сделает сурдопедагог, но на других картах. Задача состоит в том, чтобы определить карты, которые даются для прослушивания и идентификации в произвольном порядке, соответствующие правильным образцам речи педагога.

Упражнения на понимание звучаний

В этих упражнениях от ребенка требуется выполнять определенные действия в соответствии с услышанным: отвечать на вопросы, устанавливать сложные ассоциативные связи между словами и предложениями. Рабочими материалами служат магнитофонные карты, на которые наговорены вопросы, указания, высказывания или просто слова. Так, возможно, у ребенка с высокой степенью тугоухости нет еще уверенности в своей способности понимать речь только через слух. Чтобы сформировать такую уверенность, можно предложить ему ряд обычных вопросов, записанных на магнитофонной карте.
• Как зовут твоего дедушку?
• Где ты обедал в воскресенье?
• Какого цвета у тебя велосипед?
• Который сейчас час?
Ребенок должен написать соответствующие ответы либо на листке бумаги, либо на клейкой ленте фломастером и наклеить их на магнитофонную карту (ответ потом можно стереть и карту использовать еще раз). Например, прослушиваются карты, на которые наговорены слова с противоположными значениями:
день-ночь,
добрый - злой,
север - юг,
сладкий - горький,
холод – жара,
и т.д.
В соответствии с услышанным и понятым надо расположить таблички. Задания на магнитофонных картах можно давать постепенно, шаг за шагом, с нарастающим уровнем трудности, а в конце, если решение будет правильным, выразить ребенку поощрение (9).

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!