Развитие системы государственного управления в XVIII — первой половине XIX в.

2 Окт 2015 | Автор: | Комментариев нет »

В первой четверти XVIII в. в России наблюдается окончательное оформление абсолютизма. В 1721 г. Петр I становится всероссийским императо­ром. Ему безраздельно принадлежала вся полнота законодатель­ной, исполнительной и судебной власти в стране. Абсолютизм представляет собой форму правления периода позднего феодализ­ма или переходного к капитализму времени. Власть монарха приобретает неограниченный, абсолютный характер и известную самостоятельность по отношению к господствующему классу.

Возникновение российского абсоютизма обуславливалось осо­бой расстановкой сил в господствующем классе (бояре-дворяне, дворянская аристократия - «новое» дворянство), сложной внеш­неполитической обстановкой, ростом недовольства крестьян, куп­цов, опытом и примером Западной Европы (успехи развитых стран в экономике, науке, военном деле).

Обязательным признаком абсолютизма, отличающим его от предыдущих форм правления, является наличие регулярной армии, бюрократии, правильно организованной финансовой системы, оп­ределенного уровня товарно-денежный отношений. Абсолютизм может выступать в формах цезаризма и «просвещенного абсолю­тизма». Правление Петра I имело все признаки первой из них.

Первым шагом в реформировании органов центрального управ­ления стало учреждение в 1711 году Сената из 9 человек, назнача­емых царем. Во главе Сената с 1722 г. стоял генерал-прокурор. Сенат осуществлял власть в периоды отсутствия монарха в стране, разрабатывал новые законы, контролировал администрацию и финансы. Коренное отличие нового органа от Боярской думы состояло в замене принципа родовитости принципом компетент­ности и пригодности к службе.

В 1718г. вместо скомпрометировавших себя приказов учреж­даются коллегии. В отличие от первых для них характерны функ­циональность и коллегиальность в рассмотрении дел. Во главе коллегии стоял президент. После образования в 1721 г. Святей­шего Синода как своеобразной коллегии частью государственного аппарата становится и российская церковь. Должность патриарха упраздняется и во главе Синода становится государственный чиновник - обер-прокурор.

Решающее значение в становлении бюрократического аппара­та сыграл «Генеральный регламент», принятый в 1720 г. и опре­деливший принципы организации государственного аппарата. Он устанавливал строгую подчиненность нижестоящих учреждений вышестоящим, возводил документ в ранг решающего аргумента, определял штаты, место и обязанности канцелярских служащих.

Вторая попытка модернизации структуры государственного управления в XVIII в. была предпринята в царствование Екатерины II. В 1763г. императрица проводит реформу Сената, разделив его на департаменты. Реформа упорядочила работу высшего органа,. но лишила его законодательных функций, которые перешли к Екатерине. На практике, однако, императрица вмешивалась и в судебно-административные дела Сената, что можно расценить как еще одну победу самовластья над коллегиальностью.

Проведя в 1764 г. секуляризацию церковного землевладения и подорвав материальную основу благополучия духовенства, Екатерина II завершила начатый Петром I процесс превращения церковнослужителей в отряд своеобразных чиновников и полно­стью подчинила церковь государству.

В начале XIX в. окончательно формируется система централь­ного управления, сохранившаяся в неизменном виде практически до 1917 г. Начало создания новых органов центрального управле­ния было положено министерской реформой 1802 г., подготов­ленной Негласным комитетом. Вместо старой системы коллегий вводилось министерское административное управление. Было со­здано 8 министерств, а в 1811 г. М.М. Сперанский добавил к ним еще три. Коллегиальное управление сменилось единовластием министров, руководивших ведомствами через свои канцелярии. Другое отличие состояло в отсутствии у министерств судебных функций; они были исключительно административными органами.

Министерская реформа привела к централизации управления (министры непосредственно подчинялись императору и реальных возможностей проверки их отчетов у Сената не было) и к укреп­лению абсолютизма. В функциональном плане она имела ряд недостатков (недостаточно четкое разграничение компетенции министерств и других высших органов, также занимавшихся ад­министративными вопросами (Непременный совет, Сенат); труд­ности в осуществлении контроля за деятельностью министерств приводили к бесконтрольности и безответственности министров) и способствовала стремительному развитию бюрократизма. В. О. Ключевский по этому поводу писал: «Время с 1796 г. по 1855 г. можно назвать эпохой господства или усиленного развития бю­рократии в нашей истории».

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!