Развитие самооценки и образа «Я» в дошкольном детстве

Развитие самосознания в дошкольном возрасте

Содержание представлений ребенка о себе представлено в отражении своих свойств качеств, возможностей, отношения к себе на основе: 1) разнообразной деятельности; 2общения со взрослым и сверстниками; 3)   сравнения результатов своей деятельности с другими; )   собственного практического опыта.

  • появляется самооценка, которая зависит от оценки взрослого (чем точнее оценочное воздействие, тем то точнее представление ребенка о результатах своей деятельности) Оценить себя ребенку сложнее, чем сверстника.
  • все более существенную   роль   играет   общение   со   сверстанном   (взрослый   - недосягаемый   эталон),   в   котором   складывается   способность   оценивать  другого человека.   Наиболее  восприимчивы  к  оценке  взрослого дети 4-5  лет;  в  5-7  лет появляется критичное оценивание; в 6-7 лет - правильное понимание нравственных качеств.
  • в среднем дошкольном возрасте происходит перелом в отношении ребенка не только к сверстнику, но и  к   самому   себе  (в  Я  ребенка  выделяются   качества,   умения, способности, но только в сравнении с другими - сверстниками).

Самооценка имеет завышенный характер. Причиной неадекватной самооценки является то, что ребенку очень трудно отделить свои умения от собственной личности в целом (признать, что сделал что-то хуже сверстников, значит признать, что хуже вообще). Характерно хвастовство как способ показать свое превосходство.

В 6-7 лет отношение к себе снова существенно меняется. ребенок начинает осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы (я хочу, я люблю, я стремлюсь).

  • «Я» ребенка становится открытым для других людей, их радости и проблем. Другой ребенок становится не только средством самоутверждения, предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью (охотно помогает, сопереживает).

Ребенок чаще всего оценивает те качества, особенности поведения, которые чаще его оценивает взрослый. Как бы он это не делал - словом, жестом, мимикой, улыбкой. Прежде всего осознают дети те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени висит их положение в группе.

Критерии самооценки зависят от взрослого. Если взрослый равнодушен, не обращает внимания на ребенка, то образ себя у него становится преимущественно негативным, с низкой самооценкой. В результате усиливается защитная реакция (плач, крики, ярость, задержка умственных и социальных умений, дефекты формирования чувств).

Взрослый должен;

-     помотать ребенку в осознании его особенностей не только в деятельности, но и в поведении, отношении к окружающим;

-     помогать формировать адекватную, высокую самооценку.

«Строгие взрослые» пристальное внимание уделяют проступкам детей, их неумению, знанию, тому, что ребенку не удается достичь. Положительные стороны поведения и деятельности они не отмечают, воспринимают как должное. В таком случае дети систематически получают, хотя и заслуженные, но только отрицательные оценки. Это вводит к тому, что дети, чрезвычайно чувствительные к оценке взрослого, имеют низкую самооценку. Их активность, любознательность внутренне ограничивается боязнью промаха. Отрицательная  оценка угнетает инициативу и самостоятельность, держит ребенка

«Восторженные взрослые» поощряют преимущественно успехи, положительны стороны, подчеркивают даже самые незначительные достижения. Дети станемте малочувствительны к отрицательной оценке, а поэтому некритичны к себе, а удовлетворены своим положением в группе сверстников или среди посторонних взрослых Желание изменить свое положение приводит к обману, с помощью которого дети стараются заслужить положительное отношение. Строгая реакция взрослого еще больше усугубляет положение.

«Безразличные взрослые» дают несистематические, случайные оценки, кагоры лишают детей твердых ориентиров в деятельности и поведении. Они недисциплинированны.  Взрослые мало обращают внимания на успехи и неудачи, редко выражают свое отношение ним.

«Справедливые взрослые» в равной степени замечают успехи и неудачи и соответственно их оценивают. Дети легко дифференцируют то, что одобряется, и то, что порицается. Они уверены в себе, что создает благоприятные условия для развития адекватной самооценки.

  • происходит осознание себя во времени (с накоплением к осознанием своего опыта); ребенок просит  рассказать,   каким   он   был   маленьким.   Возникает,   по   мнению Д.Б.Эльконнна, начальная форма осознания ребенком самого себя («личное сознание»), что обуславливает новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений со взрослым - ребенок понимает, что он еще маленький.

В дошкольном возрасте нередко можно наблюдать складывающиеся проблемные формы межличностных отношений детей, причиной которых выступает: повышенная конфликтность; застенчивость; неуверенность в себе; агрессивность. В основе перечисленных причин лежит фиксация на своих предметных качествах, преобладание оценочного отношения к себе и другим. В отношениях ребенка со сверстниками можно выделить следующие позиции:

  • эгоистическая позиция -ребенку безразличны другие дети, интересны только предметы (игрушки); ребенок допускает грубость, характерна агрессивность;
  • конкурентная позиция - чтобы тебя любили н ценили, нужно быть послушным, хорошим, не обижать других, сверстник выступает как средство самоутверждения и оценивается с точки зрения собственных достоинств;
  • гуманная позиция - отношение к сверстнику как к самоценной личности; ребенок получает радость и удовольствие от оказания помощи.

Развитие мотивационно-потребностной сферы ребенка.

Дошкольный возраст является периодом развития личностных механизмов поведали, которые связаны с оформлением потребностно-мотивационной сферы ребенка.

Поведение ребенка раннего возраста остается целиком во власти внешних впечатлений - переживания и поведение зависал от конкретной ситуации и эмоции. Мотивы равнозначны, их соотношение устанавливается извне, независимо от ребенка и связано с: биологическими потребностями (еда, соя и др.); взрослым, который организует и направляет деятельность.

В дошкольном возрасте появляется устойчивое соотношение мотивов (одни выходят на первый план и подчиняют себе другие). А.Н. Леонтьев подчеркивает, что складывается соподчинение (иерархия) мотивов. Характерен феномен «горькой конфета», когда внутренние переживания собственной неудачи оказываются для ребенка сильнее привлекательного утешительного приза.

Значимые мотивы для дошкольников

1)   мотивы, связанные с интересом к миру взрослых

2)   поощрение

3)   мотивы, связанные с наказаниями

4)   мотивы, связанные с запретами

5)   игровые мотивы (интерес ребенка к самому процессу игры)

6)   мотив сохранения и установления положительных взаимоотношении со взрослыми и детьми. Хорошие отношения со стороны окружающих делают ребенка чувствительным к оценке и вызывают желание выполнять их требования и правила.

7)   потребность в признании (мотив, который ориентирует ребенка на достижение того, что является значимым в обществе)

8)   мотив личных достижений, самоутверждения.  В дошкольном возрасте происходит формирование познавательных и  соревновательных мотивов.  В основе первых - любознательность, в основе вторых — стремление победить.

9)   нравственные мотивы, т.е. выражение отношения к людям, осознание нравственных норм и правил, что имеет важное значение в формировании поведения

10) общественные - желание сделать что-то приятное, полезное, нужное людям.

Собственные обещания ребенка, как правило, не имеют побудительной силы -бесполезно требовать от него обещаний. Нужно иметь в виду, что ряд невыполненных обещаний подкрепляет такую личностную черту, как необязательность.

Соподчинение мотивов является важным новообразованием в развитии личности дошкольника, т.к. придает поведению определенную направленность. Наличие соподчинения мотивов позволяет ребенку отказаться от игрушки ради более важного, но скучного занятия.

Мотивы деятельности приобретают для ребенка определенную систему, поведение из «полевого» (как в раннем детстве) превращается в волевое. Эмоциональное предвосхищение (заранее прочувствование смысла своих действий для окружающих) позволяет ребенку соподчинять отдельные мотивы своих действий и регулировать свое поведение.

В дошкольном возрасте происходит становление этических инстанций и социальных  чувств: становление моральной саморегуляции, развитие социальных чувств (Младшие дошкольники оценивают действия по их последовательности, а не по намерениям детей), развитие морального сознания (этической оценки).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!