Развитие римского права

2 Янв 2017 | Автор: | Комментариев нет »

Литературное развитие эпохи, создание образцо­вой латинской прозы оказали благотворное влияние и на разработку римского права. Римские юристы использовали достижения римской прозы, и в эту эпоху создавался тот ясный и точный язык, каким написаны выдающиеся произведения юридической литературы эпохи Империи. В эпоху Ранней республики были заложены ос­новы цивильного права. Оно отличалось формализ­мом и регулировало отношения только между рим­скими гражданами. Вследствие войн и изменивших­ся социальных отношений в имущественный оборот поступало много ценностей. Римским гражданам приходилось вступать в различные отношения с провинциальными жителями и подданными других государств.

Все это вызывало потребность в неизвестных до того юридических нормах. К новым отношениям ста­рались в какой-то мере приспособить старые формы. Вместе с тем на римское право оказали влияние юри­дические нормы других народов, прежде всего гре­ческое и эллинистическое право, а на самые же прин­ципы разработки права воздействовали как эллинис­тическая философия, так и греческая риторика. До­шедшие до нас юридические памятники относятся к поздним периодам, поэтому невозможно точно дати­ровать появление тех или иных правовых отношений и юридических понятий. Приходится лишь наметить общий ход развития права.

Огромное значение имело учреждение в 242 г. до н. э. должности второго претора. Он назывался praetor qui inter peregrinos jus dicit или просто praetor peregrinus. Ведал он главным образом теми делами, какие возникали между чужестранцами или же меж­ду чужестранцами и римлянами. В этих делах нор­мы старого цивильного права были неприменимы, так как они относились только к римским гражданам. Нельзя было судить и по какому-нибудь другому, чу­жеземному праву, так как могло возникать дело меж­ду подданными различных государств или же между чужестранцами и римлянами. В результате этого на­ряду со старым цивильным правом постепенно вырабатываются нормы так называемого общенарод­ного права (jus gentium). Эти нормы заимствуются отчасти из общих обычаев международного торгово­го оборота, из правовых установлений других наро­дов и из того же цивильного права, но они отлича­ются большей простотой и гибкостью: формализм в общенародном праве перестал быть господству­ющим принципом. Индивидуализм, присущий эпо­хе Поздней республики, нашел свое отражение и в гражданском праве; он способствовал усложнению отношений между отдельными людьми, содействовал преодолению формализма и утверждению новых на­чал в разрешении юридических вопросов, как общих, так и частных. Главное внимание обращалось не на форму сделок, не на обряды и произнесенные слова, а на существо отношений, на намерение сторон. В право вводятся понятия равенства, справедливос­ти (aequitas) и добросовестности (bona fides) лиц, совершающих всякого рода сделки, как основной принцип всех имущественных отношений. У юрис­тов возникает мысль, что существует некое право, общее для всех народов, состоящее из правил, кото­рые признаются всеми (родство, почитание роди­телей, борьба с преступлениями). Под влиянием сто­ической философии общенародное право (jus gentium) сближается с понятием естественного пра­ва (jus naturale), диктуемого как бы самой природой. Общенародное право оказывало влияние и на цивиль­ное право, т. е. на те правила, которые должны были регулировать отношения только между римскими гражданами.

Большую роль в развитии римского права этого периода сыграл преторский эдикт. Подобно другим должностным лицам преторы имели право издавать эдикты, т. е. постановления, которые касались вопро­сов, находившихся в их ведении. В своих эдиктах преторы указывали, какими правилами они будут руководствоваться при разборе тех или иных дел. Вначале преторские эдикты ставили своей целью лишь использовать старое право, «помочь этому праву», но затем преторы выступили с исправлени­ями в этом праве, и в результате наряду со старым цивильным правом выросло особое преторское право.

Юриспруденция в изучаемую эпоху вышла из сферы ведения понтификов. Она превратилась в осо­бую дисциплину, которая изучалась и разрабатыва­лась специалистами. Занятие правом считалось в Риме почетным; видные юристы были представите­лями знатных римских фамилий. Они высказывали свое мнение по тому или иному вопросу, составля­ли образцы различных сделок, давали советы тяжу­щимся относительно образа действий на суде. В са­мом судопроизводстве около 150 г. до н. э. произо­шел настоящий переворот. Суд после этой реформы по-прежнему состоял из производства in Jure и про­изводства in judicio. Но при старой системе магис­трат лишь наблюдал, правильно ли действуют сто­роны, соблюдают ли они обряды, предписанные различными legis actiones. В новом же судопроиз­водстве магистрат стал играть активную роль. Он знакомился с делом и составлял формулу, т. е. документ, в котором кратко излагал претензии ист­ца и возражения ответчика; в этом документе дава­лось также указание судье, какое он должен вынес­

ти решение, если окажется справедливой та или дру­гая сторона. Например, шел спор о том, кому при­надлежит раб. Магистрат знакомился с делом и пи­сал: «Октавий да будет судьей. Если окажется, что раб Стих составляет собственность Авла Агерия, то ты, судья, Нумерия Нигидия в пользу Авла Агерия обвини, если не окажется — оправдай». Присяжный судья (или судьи) разбирал дело по существу и вы­носил то решение, какое предусматривалось в фор­муле. Этот так называемый формулярный процесс поз­волял охватить такие отношения, которые не укла­дывались в рамки старого цивильного права. Претор и юристы разрабатывали различные формы исков как в отношении имущества, так и личных.

В области гражданского права в эту эпоху произошли существенные перемены. Одним из важ­ных нововведений этого периода было установление различия между собственностью и владением. Соб­ственность (dominium) есть право на данную вещь, но право это не всегда может соединяться с факти­ческим обладанием вещью (например, когда вещь отдана в залог, в аренду и т. д.). Владение (possessio) согласно римскому праву есть фактическое облада­ние вещью, соединенное с разумным стремлением к господству над ней. Преторское право признавало, что владение в ряде случаев может не совпадать с правом собственности, и установило определенные формы защиты владений от незаконных посяга­тельств. Одним из старинных видов владения были участки земли на общественном поле. Земельная соб­ственность по римскому праву могла быть только в Италии, в провинциях же земли могли находиться лишь во владении.

Одним из наиболее важных явлений в истории гражданского права было появление нового вида соб­ственности, которая называется бонитарной, или пре- торской. Старая, квиритская, собственность могла возникнуть лишь в результате определенных фор­мальных актов (прежде всего манципации). Если же какая-либо вещь передавалась иным, не предусмот­ренным цивильным правом способом, она не могла считаться собственностью. Преторы не расширяли способов приобретения в квиритскую собственность, но в ряде случаев они стали защищать владельца как собственника, и, таким образом, получался новый вид собственности. Появление бонитарной собствен­ности связано было с переменами в гражданском обо­роте. Появились случаи, когда res mancipi переда­вались не путем манципации, а посредством простой купли-продажи; возникновению бонитарной соб­ственности содействовала торговля рабами. Рабы покупались большими партиями, и проделывать над каждым акт манципации было затруднительно. Если же впоследствии продавец или другое какое-нибудь лицо требовало возвращения бывшего своего раба на том основании, что он не был манципирован, претор считал своим долгом защитить покупателя. Впослед­ствии это перешло и на другие предметы торговли, а бонитарная собственность была распространена на некоторые другие виды перехода предметов из одних рук в другие.

В эту же эпоху возникает учение о различных способах приобретения собственности (например, оккупация, т. е. захват вещи, никому не принадле­жащей; приобретение «плодов от вещи» и так да­лее). Последовательная разработка права частной соб­ственности относится к императорской эпохе, но ос­новы этого учения были заложены в конце Респуб­лики. Новые формы отношений вызывают изменения и в обязательственном праве. Даже в старую форму договоров вставляется оговорка о добросовестности (bona fides). Появляются новые виды договоров. Например, признаются законными такие контрак­ты, которые основаны на простом соглашении. К та­ковым относились, например, купля-продажа (emptio-venditio), наем (locatio-conductio).

Изменения в области семейного права заключа­ются в постепенном уменьшении прав отца семейст­ва. Еще в раннюю эпоху взрослые дети пользовались политическими правами. Однако в своих действиях они, как и прежде, были связаны родительской волей: случаи, когда отец пытался принудить своего сына к тем или иным политическим актам, бывали и в рас­сматриваемый период, но это воспринималось как анахронизм. Но в имущественных отношениях дети продолжали оставаться во власти отца семейства и не могли самостоятельно распоряжаться имуще­ством. Произошло, однако, ослабление власти мужа над женой. Под влиянием ряда причин происходит некоторая эмансипация женщин; брак, который не сопровождается установлением власти мужа (matrimonium sine manu mariti), становится не исклю­чением, а правилом. В конце Республики устанавли­вается, что развод возможен по обоюдному согла­шению и по одностороннему решению как мужа, так и жены. Изменяются и имущественные отношения между супругами. Юристы разрабатывают вопрос об имуществе жены, в частности о приданом, которое отличается от прочего имущества жены; оно находит­ся во власти мужа, но в известных случаях может быть взято обратно женой или ее отцом. В наследственном праве в интересах ближайших родственников ограничивается до известной степени свобода завещателя.

Преторское право создает целую новую систему правил перехода имущества по наследству, которая существовала рядом со старой, цивильной. Была уп­рощена форма завещаний, определены сроки, когда у римского магистрата может быть испрошено владение имуществом умершего; была установлена преемствен­ность между классами и степенями наследников, при­чем к наследованию были допущены когнаты.

II и I вв. до н. э. — эпоха необычайно интенсив­ной и продуктивной разработки права. Рим превра­тился в мировой центр, он воспринял правовые сис­темы других народов. Перерабатывая свое исконное, так называемое цивильное, право, римские юристы пользовались приемами греческой риторики и пыта­лись осмыслить основные вопросы юридической те­ории, пользуясь выводами эллинистической филосо­фии. Основные положения римского права, которое действовало в течение столетий, а после падения Рима долгое время оставалось образцом юридичес­кой мысли, были формулированы в эту эпоху. Обзор истории римской культуры в последний период Республики дает нам право заключить, что, несмотря на внешние и внутренние осложнения это­го времени, культурное развитие не остановилось и

литература и искусство были нередко средствами классовой и политической борьбы. Начало культур­ного развития Рима относится к той эпохе, когда культура в некоторых областях Италии, в Греции и в странах Востока стояла на сравнительно высоком уровне. Рим заимствовал и перерабатывал уже гото­вые формы. Особенное значение имело влияние вы­сокоразвитой эллинистической культуры, но римская культура сохранила немало и самобытных черт, от­ражавших различные италийские культурные тра­диции и восходивших иногда к самому отдаленному прошлому. Иногда римляне лишь переносили на свою почву готовые формы; в других случаях накоп­ленный до того опыт оплодотворялся, и старые куль­турные традиции преображались. За периодами, отмеченными лишь подражанием готовым образцам, следует нередко реакция, выражавшаяся в стремле­нии вернуться к старинным формам и традициям. Эта борьба традиционного и нового («неотеризма») не случайна. Она отображает в какой-то степени ту борьбу, какая велась между новаторами и консерва­тивными элементами и достигала в отдельные момен­ты исключительной напряженности.

Во всех областях культура конца Республики ос­тавила немало эклектического, непереработанного. Путь культурного развития не был завершен. Это развитие будет продолжаться и в эпоху Империи. Культура римского рабовладельческого общества была достоянием меньшинства. Она являлась следствием того усиленного притока богатств, ка­ким сопровождалось завоевание новых земель. Но известные элементы культуры становятся достояни­ем всех свободных слоев римского населения. По­сле Союзнической войны возрастает культурное значение италийских муниципиев. Еще до этого римская культура начинает проникать и в завоеван­ные Римом варварские области. Но этот процесс относится главным образом к последующим пери­одам, он характерен для культурного развития императорской эпохи.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!