Развитие психологии в XX веке. Глубинная психология и гештальтпсихология

В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуа­ция. Ее причин было несколько: отрыв психологии от прак­тики; почти тупиковая ситуация, связанная с многолетним использованием интроспекции в качестве основного метода научного исследования, оказавшегося несостоятельным; не­возможность объяснить ряд основополагающих проблем са­мой психологии, в частности - связь психических явлений с физиологическими и поведением человека. Одновременно об­наружился значительный разрыв между теорией и практи­кой. Множество теоретических конструкций, которыми рас­полагала психология к тому времени, не были достаточно хорошо обоснованы и подтверждены экспериментальными данными, а те из них, которые приводились в доказательст­во соответствующих теорий, не выдерживали критики с точки зрения статистической достоверности. Положения, постула­ты интроспективной, атомистической (ассоциативной) пси­хологии очень трудно было примирить с новыми фактами, тенденциями преобразования, проявившимися в различных других областях знаний. К этому времени образцом науки становятся точные и естественные знания. Психология со­ответствующим требованиям не отвечала.

Кризис привел к краху сложившихся основных направлений в психологии. Возникшие попытки его преодоления были на­правлены на решение сформулированных выше проблем. Та­ких попыток оказалось несколько, и наибольшую известность из них получили три, вскоре оформившиеся в самостоятельные направления: бихевиоризм, гештальтпсихология и психоанализ (фрейдизм).

В 1896 г. возникло направление в психологической теории и практике, положившее начало тому: что сейчас называ­ют глубинной психологией. У ее истоков стоял австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд (1856-1939). Начав свои исследования как физиолог и врач-невропатолог, Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход к психике недостаточен, и предложил свою систему анализа душев­ной жизни человека, названную им психоанализом. € то­пической (структурной) точки зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». Две последние системы локализованы в слое первичного пси­хического процесса - в бессознательном. «Оно» - это место сосредоточения двух групп влечений: а) влечения к жиз­ни, или эроса, куда входят сексуальные влечения и влече­ние к самосохранению «Я» 6) влечение к смерти, к разру­шению - танатоса. «Оно» составляет движущую силу по­ведения, источник психической энергии, мощное мотивационное начало. «Я» - это вторичный, поверхност­ный слой душеваагоаппараФау именуемый обычно созна­нием. «Я» воспринимает информацию об окружающем ми­ре и состоянии организма. Его основная функция соизме­рят вышеназванные влечения с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы в интересах его самосохранения. Систему требований «Я» к «Оно» со­ставляет «Сверх-Я» - внутренний «надзиратель», «кри­тик», источник нравственного самоограничения личности. Данный слой психики формируется большей частью бес­сознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести.

  1. Фрейд ввел в психологию ряд важныхтем: бессозна­тельная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения по преимуществу, в чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А. Адлер), либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее всебя общечелове­ческий опыт (К Юнг) определяют психическое развитие личности. Адлер, основатель так называемой «индивидуальной психологии», отмечал отсутствие жесткой границы и антаго­низмов между сознанием и бессознательным. По словам же Юнга, он в своем учении, названном им аналитической психо­логией, «смотрел на человека в свете того, что есть в нем здорового и крепкого, нежели с точки зрения его пороков».

Гештальтпсихология. Если бихевиоризм как один из путей выхода из состояния кризиса, психологии возник и получил развитие в США, то данное направление зародилось в Германии и получило признание в Европе. Гештальтпсихоло­гия тоже ориентировалась на естественные науки как на обра­зец научного знания, но больше использовала достижения фи­зики и математики, а не физиологии организма.

Представителей этого направления, среди которых можно назвать М.Вертгеймера, В.Келера, КЛевина и других, больше всего не устраивал упрощенный атомистический подход к изу­чению и анализу психических явлений, характерный для ассо­циативной интроспективной психологии. Такая психология раз­лагала все сложные явления на элементарные, стремясь из их сочетания; по ассоциативному принципу вывести законы фор­мирования целостных структур психического. Психические яв­ления, по сути дела, сводились к разнообразным сочетаниям простейших элементов по ограниченному числу законов.

Гештальтпсихологи заявили о себе утверждением о сущест­вовании собственных законов формирования сложных, целост­ных систем психических явлений, не сводимых к элементар­ным законам сочетания элементов. М.Вертгеймер, характери­зуя специфику этого подхода в психологии, писал: «Основную проблему гештальттеории можно было бы сформулировать так: существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдель­ных кусков, связываемых потом вместе, а,напротив, то, что про­является в отдельной части этого целого, определяется внут­ренним структурным законом этого целого». В исследованиях гештальтпсихологов изучение сложных явлений по элементам и их связям было заменено выяснением структуры этих связей и законов ее формирования. По этой причине данное направ­ление в истории психологии иногда называют структурной пси­хологией (один из переводов слова «гештальт» на русский язык как раз и означает «структура»). Многие представители геш­тальтпсихологии, кроме психологического, имели базовое об­разование в области одной из точных наук, и это оказало влия­ние на их психологические взгляды. В.Келер, например, изучал физику и пользовался соответствующими знаниями при объяс­нении процессов восприятия и мышления.

Установки и принципы гештальтпсихологии применительно к личности и межличностному поведению реализовал в своих теоре­тических и экспериментальных исследованиях К.Левин. Для того чтобы понять и объяснить поведение личности в ее физическом и социальном окружении, писал он, необходимо для каждого пси­хического явления (действия, эмоции, переживания и т.п.) «оп­ределить ту кратковременно действующую целостную ситуацию»2, которая представляет собой сложившуюся на данный момент структуру поля и состояние личности. Среда, согласно Левину, должна определяться не в физических единицах, как это делают бихевиористы, а психологически, т.е. так, как она представлена в феноменальном субъективном мире воспринимающих ее людей.

Идеи гештальтпсихологии сыграли положительную роль в раз­работке ряда важных проблем психологии. Они затронули вос­приятие, мышление, память, личность и межличностные отно­шения. Они также способствовали применению в области пси­хологии полезных для нее теорий и понятий, заимствованных из естественнонаучных исследований. Они преобразовали старую интроспективную психологию, сделав ее более соответствую­щей достижениям естественных наук. Вместе с тем основные проблемы, породившие общий кризис психологической науки, гештальтпсихология так же, как и бихевиоризм, не решила, а только несколько снизила их остроту, привлекая внимание ис­следователей к новым интересным проблемам.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!