Развитие психологии с древнейших времен до середины XIX века

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от латинского «анима» - дух, душа) - древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела, сущность, управляющая всеми живыми и неживыми пред­метами.

Согласно древнегреческому философу Платону (427-347 г. г. до н. э.) душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душевные явления подразделяются Плато­ном на разум, мужество (в современном понимании - воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, му­жество - в груди, вожделение - в брюшной полости. Гармо­ническое единство разумного начала, благородных стрем­лений и вожделения придает целостность душевной жизни человека. Платон дает такой перечень чувств: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть.

Вершиной античной психологии явилось учение о душе Аристотеля (384-322 г.). Душа, по Аристотелю, бесте­лесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Со­хранение и воспроизведение ощущений дает память. Мыш­ление характеризуется составлением общих понятий, суж­дений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума

Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни обще­ства, включая и науку), анимистическая трактовка души Платоном и Аристотелем увязывается средневековыми ав­торами с христианским пониманием сущности человека. Душа является божественным, сверхъестественным нача­лом, и потому изучение душевной жизни должно быть под­чинено задачам богословия. Человеческому суждению мо­жет поддаваться лишь внешняя сторона души, которая об­ращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

Тем не менее в христианской аскетике были осмысле­ны многие стороны душевной жизни личности, ищущей высшего смысла и нравственных абсолютов.

В средние века накапливается конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как одной из основ психики. Особенно следует от­метить деятельность арабских мыслителей IХ-ХII вв. Ави­ценны и Аверрозса. Немецкие схоласты Р. Гоклениус и О. Кассман впервые ввели термин «психология» (1590).

С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологи­ческого знания. Она характеризуется попытками осмыс­лить душевный мир человека преимущественно с общефи­лософских, умозрительных позиций, без необходимой экс­периментальной базы. Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между ду­шой человека и его телом: «тело по своей природе всегда де­лимо, тогда как дух неделим». Однако душа способна про­изводить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизи­ческой: как связаны между собой телесные (физиологичес­кие) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Он явился основателем интро­спективной психологии, истолковав сознание как непо­средственное знание субъекта о том, что происходит в нем, когда он мыслит.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, раз­деленные учением Декарта, предпринял голландский фи­лософ Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстан­ции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматривают­ся линии и поверхности в геометрии.

Немецкий философ Г. Лейбниц (.1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил - бесчис­ленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возника­ют сознательные желания и страсти. Лейбниц пытался объ­яснить связь между психическим и физическим (физиоло­гическим) в человеке не как взаимодействие, а, как соответствие в виде созданной благодаря божественной му­дрости «предустановленной гармонии».

Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII века Вольфом для обозначения направле­ния в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явле­ниями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Этот принцип стал краеугольным камнем учения родоначальника эмпиричес­ки психологии английского философа Дж. Локка (1632-1704). Душу человека Локк рассматривает как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой до­ской, на которой ничего не написано. Под воздействием чув­ственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, на­полняется идеями, .начинает мыслить, т. е. обра­зовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации - связи между психическими явления­ми, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

Основателем ассоциативной психологии в ХVIII веке стал английский врач и священник Д. Гартли (1705-1757). По Гартли, психический мир человека складывается постепен­но в результате усложнения «первичных элементов» (чув­ствований) посредством их ассоциации. Последующее раз­витие ассоцианизма связано с именами Дж. Ст. Милля и Г.Спенсера.

В XIX веке психология становится самостоятельной наукой Выделение психологии в самостоятельную науку произо­шло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием спе­циальных научно-исследовательских учреждений - пси­хологических лабораторий и институтов, кафедр в выс­ших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как само­стоятельной научной дисциплины явилась физиологичес­кая психология немецкого ученого В. Вундта (1832-1920), создателя первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психичес­кая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.

Последователь Вундта Э. Титченер (1867-1927),аме­риканский психолог, был основателем и лидером структур­ной психологии. В ее основе лежит идея элементов сознания (ощущений, образов, чувств). Структура, по Титченеру, выявляется интроспекцией-на­блюдением субъекта за актами собственного сознания.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!