Развитие права в конце XIX — начале XX в.

17 Ноя 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В начале XX в. в России появляются новые источники права - по­становления Совета министров и мнения Государственного со­вета. Эти формы, хотя и носили подзаконный характер, однако имели обязательную силу для всех исполнительных органов. Создается боль­шое число актов, именуемых «временные правила». Наряду с поста­новлениями Совет министров издавал также положения, носившие статусный, правоустанавливающий характер и часто определявшие структуры и функции новообразованных органов власти и управления. При реформировании системы государственных органов или создании новых принимались акты, носившие название учреждений.

В 1882 г. указом была учреждена комиссия для составления Граж­данского уложения, которая подготовила к 1905 г. два проекта, учиты­вавших новый характер торгово-промышленных отношений.

Правовое регулирование экономики становится одной из основных задач законодателя, развитие юридической техники в этом направле­нии указывает на актуальность этой задачи.

Подробно разрабатывается понятие юридического лица. Юриди­ческие лица подразделялись на публичные (казна, ведомства, учреж­дения, органы местного самоуправления) и частные. В качестве тако­вых могли быть соединения (общества, товарищества) и учреждения. Юридические лица образовывались путем соглашения нескольких лиц, концессионным (специальным разрешением власти), явочным (путем регистрации) порядком. Товарищества подразделялись на полное, на вере и акционерное. Впервые в юридической терминологии в качестве субъекта хозяйственной деятельности и торгового оборота появляется «торгово-промышленное предприятие». Оно могло иметь различные организационно-правовые формы (трест, синдикат, концерн, акцио­нерное общество). Было важно, какой правовой статус предприятие имеет в торговом обороте. В области торгово-промышленного зако­нодательства отмечались две тенденции: нормативное регулирование коммерческой деятельности переплеталось с вмешательством власт­ных структур в оборот и демократизация, коммерциализация старых организационно-хозяйственных форм (введение в состав торгово-про­мышленных органов разных групп, общественных организаций, сове­тов, кооперативов и т.д.).

При учреждении Министерства торговли и промышленности ему были переданы дела о купеческих обществах и ремесленных управах, ранее на­ходившихся в ведении Министерства внутренних дел. Дела о налогообло­жении выделялись в производство по особому департаменту (1905 г.).

Наибольшим изменениям подверглось уголовное право. На рубеже XIX-XX вв. уголовное право было одной из самых развитых отраслей права в России, уровень которого соответствовал уровню и достижени­ям мировой науки юриспруденции. В 1903 г. вступило в силу новое уго­ловное Уложение, которое состояло из 37 глав и 687 статей. Число со­ставов преступлений было сокращено в нем до шестисот пятнадцати.

Уложение давало формальное определение преступления: «Деяние, воспрещенное законом во время егоучинения, под страхом его наказа­ния». Принцип аналогии отвергался: «нет преступления, нет наказания без указания на то в законе». Уложение принимало трехчленное деле­ние правонарушений: тяжкое преступление, преступление, проступок.

Субъектом преступления было вменяемое физическое лицо, дос­тигшее десятилетнего возраста. Законодатель предусматривал ситуа­цию «уменьшенной» вменяемости, относящейся к лицам в возрасте от 10 до 17 лет. Для них было предусмотрено смягчение наказания.

Новое Уложение в отличие от старого не делило умысел на заранее обдуманный и внезапно возникший. Неосторожность подразделялась на преступную небрежность (когда лицо не предвидело последствий, хотя могло и должно было их предвидеть) и преступную самонадеянность (предвидело наступление последствий, но легкомысленно предполага­ло их предотвратить). Приготовление к преступлению (приобретение или приспособление средств для приведения в исполнение преступного умыс­ла) наказывалось лишь в случаях, указанных законом. Добровольный отказ от совершения преступления исключал наказание. Покушение на преступление (действие, которым начинается исполнение преступного умысла, но не доведенное до конца по обстоятельствам, не зависящим от воли виновного) наказывалось в случаях, предусмотренных законом (при покушении на тяжкое преступление во всех случаях). Соучастни­ками признавались лица, действовавшие заведомо сообща или согла­сившиеся на совершение деяния, учиненного несколькими лицами. За­кон давал определение исполнителя, подстрекателя и пособника. При совершении проступка наказывался только исполнитель, участие в со­обществе и шайке наказывалось особо.

Впервые давалось определение пространства действия закона: он распространялся на всю территорию России, одинаково на всех лиц, на ней пребывающих.

Была упрощена система наказаний. Все наказания делились на глав­ные, дополнительные и заменяющие. Уложение установило восемь родов главных наказаний и восемь родов дополнительных. Сословная принад­лежность преступника и жертвы учитывалась судом при определении на­казания. Предложение отменить сословный критерий было отвергнуто Государственным советом. Смертная казнь совершалась через повеше­ние, публично и не применялась к лицам моложе семнадцати и старше семидесяти лет. Приговоренный к смертной казни лишался всех прав со­стояния и иных прав. Каторга назначалась без срока или на срок от четы-рехдо пятнадцати лет, ссылка назначалась без срока, но с правомдосроч-ного освобождения за хорошее поведение. Заключение в крепость назна­чалось на срок до шести лет, в тюрьму - до двух лет, арест - на срок до шести месяцев, помещение в исправительный дом - до восьми лет.

Вступление в силу Уложения было отложено, но в действие посте­пенно вводились главы и статьи, содержавшие новые составы полити­ческих преступлений. Законом 1904 г. были введены в действие статьи о бунте против верховной власти, государственной измене, смуте.

Изменения в судебном процессе, происходившие в начале XX в., своими корнями уходят в пореформенный период. Законодатель после периода контрреформ вновь обратился на путь либерализации судебно­го процесса. Уже в 1885 г. была отменена публичная казнь, в 1886 г. расширилось право присяжных в процессе - они получили возможность вновь участвовать в постановке вопросов (раньше это делал только ко­ронный суд). С 1899 г. в судебных палатах было введено обязательное назначение защитника. В 1909 г. в русском законодательстве появился институт условно-досрочного освобождения, с 1910 г. срок предвари­тельного заключения стал зачитываться арестованному в срок заключе­ния по приговору суда, в 1913 г. суду было предоставлено право восста­новления в правах, или реабилитация.

В годы войны с 1914 г. процессуальное и судебное право подверг­лось изменениям, вызванным чрезвычайными обстоятельствами. Судо­производство в военно-полевых судах осуществлялось в исключитель­ном порядке: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоратив­ность состава суда, невозможность обжалования.

Новым явлением стала административная юстиция, появление ко­торой было обусловлено развитием административно-хозяйственных отношений и связей.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!