Развитие познавательной сферы детей раннего возраста

В предметной деятельности происходит развитие восприятия, которое целиком определяет поведение и сознание ребенка.

Особенности развития восприятия.

  1. Выхватывание одного признака и опознание по вену всего предмета. Главным является форма и величина (на них  направлены действия манипулирования).  Цвет еще  не определяет узнавший предмета.
  2. Особое значение   имеют  соотносящие  действия   (ребенок   начинает  учитывать   и соотносить свойства разных предметов).
  3. От внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов (2 - 2,5 г.), формируется новый тип зрительного восприятия, когда свойство одного предмета превращается  в образец,  мерку  для  измерения  свойств другого.
  4. На 3-ем году у ребенка появляются постоянные образцы для сравнения - уже существуют представления о свойствах вещей, которые закреплены за конкретными предметами.
  5. Развивается слуховое восприятие на основе речевого общения со взрослым.

На 3-ем году жизни в умственном развитии ребенка начинает формироваться знаковая (символическая) функция сознания, имеющая большое значение для последовательного овладения более сложными формами мышления и новыми видами деятельности. Знаковая функция сознания позволяет выполнять действия не с предметами, а с их заместителями. Знаковая функция усваивается  ребенком с помощью взрослого и перестраивает все виды деятельности. Благодаря знаковой функции сознания начинает развиваться воображение. К концу 3-го года жизни благодаря угасанию ситуативности ребенок  начинает действовать  в  воображаемой  ситуации. Творческое  воображение, которое появляется к 3-м годам, позволяет ребенку придумывать.

На основе внутренних действий с образцами начинают формироваться  обобщения (мысленное    объединение    предметов,    обладающих    одинаковыми    признаками). Научившись пользоваться предметами-орудиями, ребенок пытается использовать их в разнообразных ситуациях, выделяя обобщенное значение предмета.

Развитие памяти.

1.Память ребенка непроизвольная - ребенок не умеет запоминать, не владеет способами запоминания. Поэтому необходимо часто повторять действия, слова.

  1. Ребенок начинает запоминать сказки.

3.Преобладает эмоциональное, двигательное запечатление: ребенок лучше запоминает собственные действия и переживания.

Развитие внимания

  1. Внимание непроизвольное.    Сознательный    контроль    за    выполнением    действия отсутствует.
  2. Многое зависит от привлекательности предмета, действия с ним.
  3. ребенок плохо переключает свое внимание, легко отвлекается.

Развитие речи в раннем возрасте

Ранний возраст является сензитивным (благоприятным, чувствительным) для освоения ребенком речи. Овладение речью производит целую революцию в психической жизни ребенка - она перестраивает все психические процессы (восприятие, мышление, память и др.). Речь освобождает ребенка от ситуационной связанности и позволяет строить свой внутренний мир. Слово - это знак, ребенок овладевает знаковой системой, которая несет в себе общечеловеческое значение, мысль, образ, понятие. Существует ряд теорий, объясняющих механизм овладения ребенком речью.

  1. Ассоциативная теория: связь между словом и его значением есть простая ассоциативная связь между двумя стимулами («окно» - ребенок видит предмет, слышит комплекс звуков в устанавливает связь). При этом смысл и значение детских слов приобретаются раз и навсегда.

Критика: развитие речи ребенка происходит не постепенно, а имеет характер взрыва (от 1 г. 6 мес. до 2-х лет) + освоение грамматической структуры, которая никак не может быть освоена через установление связи звука и предмета.

  1. «Теория открытия слов» В.Штерна. Первое слово ребенка - великое открытие, когда он узнает, что всякая вещь имеет название. Ребенок открывает связь между знаком и значением. После этого открытия (1,5г.) - резкий скачкообразный рост словаря.
  2. Теория Л.С. Выготского. В. Штерн допускает изначальное понимание ребенком связи между знаком и значением, т.е. ребенок, еще не владеющий речью, уже владеет понятием, что такое речь. Реальный ход развития речи заключается в обратном: в процессе овладения  речью  ребенок  вырабатывает  известное  о  ней  представление. Значение детских слов не остается неизменным, а развивается с возрастом ребенка.

1 этап развития детской речи: между 11 мес. и 1 г. 3 мес. - этап автономной речи. Ребенок говорит на своеобразном языке, отличающемся от языка взрослых звучанием слов и значением. Ребенок использует аморфные слова-корни (осколки слов) и обозначает ими целый ряд предметов. Это не воспроизведение слов взрослого, а изобретение своих собственных звукосочетаний («их» - кошка, мех, волосы - обобщение ребенком по признаку мягкости на основе непосредственных ощущений).

При этом ребенок хорошо понимает речь взрослого. Детские автономные слова обозначают предметы в непосредственно воспринимаемой ситуации, что отражает особенности мышления.

2 этап (2-я половина 2-го года жизни) - появление телеграфной речи (2-3 слова).

1г. 3 мес. - однословные сочетания, когда с помощью одного слова ребенок выражает смысл целого предложения. Потребность и необходимость говорить предполагают 2 главных условия: потребность в общении со взрослым и потребность в предмете, который нужно назвать (ситуация предметного сотрудничества со взрослым). Взрослый ставит перед ребенком речевую задачу: чтобы быть понятым, он должен произнести определенное слово.

Особенность использования слов: ребенок сначала ориентируется в общем смысле ситуации (надо обратиться к взрослому); затем ситуация побуждает его употребить слово для вовлечения взрослого; затем в центре ситуации оказывается слово.

Телеграфная речь кладет начало овладению грамматическим строем (конец 2-го года) - происходит скачок в развития речи:

- расширяется круг речевого общения;

-  повышается речевая активность во время самостоятельных игр;

-  появляется интерес ребенка к речи взрослых.

С развитием грамматической структуры речь ребенка все более отделяется от наглядной ситуации. Овладение речью позволяет ребенку управлять своим поведением посредством слова (согласно культурно-исторической концепции Л.С.Выготского).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!