Развитие полицейских органов в России в середине XVIII в.

24 Окт 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Во 2-й четверти XVIII в. к полиции относи­лись: генерал-полицмейстер, обер-полицмейстеры, губернаторы, воеводы, коменданты, земские комиссары, магистраты и рату­ши, сотские. Тем не менее, в полиции был острый недостаток кадров. В донесении Сенату от 1726 г. указывалось, что в полиции служат «освободившиеся с каторги и гулящие люди», не­однократно замеченные в непристойностях и пьянствах. На просьбу направить в столичную полицию для работ 85 рекрутов Сенат выделил их из каторжных невольников. А чтобы они не разбежа­лись, приказал «друг по друге перепоручить их круговой пору­кой». Московский обер-полицмейстер доносил, что в его поли­ции «обретаются солдаты старые и дряхлые».

После вступления на престол Анны Иоанновны предпринимаются попытки по укреплению полицейской системы. Для лучшей ее организации делались шаги по созданию специализированных звеньев полицейского аппарата. Розыскные функции были переданы в 1730 г. вновь образованному Сыскному приказу. В него направляли дела по воровству, разбою и убийствам. А также особую Экспедицию для розысков по делам воров и разбойников при петербургской полицмейстерской канцелярии в 1746 г.[1]. Однако, оба эти учреждения просуществовали недолго. Уже в 1762 г. они были упразднены, и ловить воров и разбойников было поручено местным властям под ответствен­ность губернаторов и уездных воевод.

Правовой основой строительства регулярных полицейских органов в масштабе страны стал законодательный акт «Об учреждении полиции в городах» от 23 апреля 1833 г. В соответствии с ним создавалась полиция в губернских и других городах. Это стало важной вехой в развитии полицейского аппарата в стране. Во главе городских полиций встали полицмейстеры, а их конторы подчи­нили Главной полицмейстерской канцелярии и содержали из местных доходов и сборов с населения.

Полицмейстерскую канцелярию из подчинения Сената в 1734 г. передали кабинету Ее императорского величества.

В 1741 г. была учреждена Торговая полиция на основании доклада Сенату генерал-полицмейстера Салтыкова о необходимости на­блюдения за продажей харчевых припасов, в котором он просил выделить для этого две должности - советника и асессора. Одно­временно определили обязанности полиции по наблюдению за про­изводством торговли: 1) установление таксы на съестные припасы и строительные материалы; 2) наблюдение за неповышением тор­говцами цены на съестные припасы и другие предметы торговли; 3) надзор за доброкачественностью продаваемых съестных про­дуктов; 4) надзор за содержанием на рынках чистоты и опрятно­сти; 5) принятие мер к прекращению незаконной торговли; 6) искоренение корчемства; 7) надзор за мерами и весами, за соблю­дением в торговых заведениях порядка и правил благочиния.

В городах расширялась функция несения патрульной службы полицейскими чинами, принимались меры к обеспечению порядка проезда, освещению и т. п. Ужесточали контроль за питейными заведениями. В 1740—1747 гг. приняли ряд указов, ограничивающих время продажи спиртных напитков (с 9 до 19 часов), запрещающих такого рода торговлю в христианские праздники, предписывавших перевести питейные заведения с больших улиц в малые и т. д.

Так, указом от 17 октября 1740 г. определялось «по улицам велеть ездить и пешим ходить ночью с фонарями, а без фонарей никого не пускать, и, ловя, привозить в полицию, а для того патрулю... все дни, особенно по утрам, вечерам и ночам, объезжать улицы и места, и ежели кого без фонаря увидели, или где в доме шум и крик услышали... таковых всех... приводить в полицию... По Невскому проспекту и по другим улицам и местам фонари ве­леть жечь по всей ночи неотменно...».

Законодательство XVIII в., на­правленное на борьбу с пьянством, проституцией и нищенством как факторами, способствовавшими уголовной преступности и нарушениями общественного порядка включало ряд указов, предписывавших пере­вести питейные заведения с главных улиц в переулки, ограни­чивавших время торговли спиртными напитками, запрещавших торговлю ими около церквей, казарм, учебных заведений, клад­бищ, а также во время богослужения, официальных церемоний, народных гуляний и т.д.

Столь значительное расширение полномочий полицейских органов, сопровождавшееся увеличением штатной численности ее структур, свидетельствовало об усилении, прежде всего репрессивной направленности деятельности правоохранительных органов. Государство в значительной степени переориентирует деятельность полицейских учреждений от сугубо узкой борьбы с уголовной преступностью к выполнению задач по соблюдению общественного порядка.

Новый этап в развитии всей системы правоохранительных органов наступил с приходом к власти Екатерины II. В первые годы своего царствования она приняла ряд мер по совершенствованию деятельности полиции.

Увеличили штаты руководства Главной и Мос­ковской полицмейстерских канцелярий; вместо Сыскного прика­за в 1763 г. в столицах выделили из Главной полицмейстерской канцелярии как самостоятельное учреждение Особую экспеди­цию для розысков по делам воров и разбойников (позже Розыск­ная экспедиция), подчиненную Юстиц-коллегии.

Характерными документами екатериненского времени «просвещенного абсолютизма» в России был знаменитый «Наказ императрицы Ека­терины II, данный комиссиям о сочинении проекта нового уложения» от 14 декабря 1766 г. с дополнительной XXI главой «О благочинии, называемом инако полицией» от 28 февраля 1768 г. и один из «Наказов» государственных учреждений – «Наказ Главной полиции». В наказе Главной полиции говорилось, что полиция должна действовать прежде всего «по правилам справедливости, нежели по точной силе законности».

Начальник полиции и его помощники, утверждалось в «Наказе Главной полиции», должны быть «освобождены от всякого недостатку (в денежном смысле), чтобы могли избежать того, что может повредить чистоте их совести». Полиция должна была обладать правом наказывать выражавших «непочтение к ней и ее служащим». Положения «Наказа Главной полиции» были частично воплощены в последующих нормативных актах, практике организации и деятельности полицейских органов. В этом плане можно было говорить об определенных попытках гуманизации деятельности указанных органов.

[1] ПСЗ. Собр.1. Т. VIII. № 5700.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!