Развитие общения со сверстниками

Важное значение для психического развития ребенка имеют отношения ребенка с другими детьми.

Потребность в общении с другими детьми появляется в дошкольном возрасте и развивается на основе игровой и другой совместной деятельности. В детском саду складывается детское общество, где ребенок впервые приобретает навыки поведения в коллективе с равноценными ему участниками совместной жизни и деятельности.

Влияние группы сверстников заключается в следующем; ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые норны поведения по отношению ж другим людям, которые он приспосабливает к различным ситуациям. В совместной деятельности у ребенка возникают ситуации, которые требуют согласованности действий умений отказаться от личных желаний для достижения общих целей. В этих ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения и возникают конфликты. Большая роль в их погашении отводитеся педагогу. Важно, чтобы взаимоотношения с ним были благоприятными. Характер этих отношений определяется не только личностными качествами, но и теми требованиями, которые складываются в группе. Особой любовью пользуются веселые, самостоятельные, опрятные, эмоциональные дети.

Каждый ребенок в группе имеет свой статус, который выражен тем, как к нему относятся сверстники. На развитие личности ребенка влияет также детское общество. Дети 4-5 лет прислушиваются к мнениям сверстников и подчиняются мнению большинства, даже если оно входит в противовес с их собственным (конформность).

Особенности общения дошкольников со сверстниками (М.И Лисина, А.Г.Рузская)

  1. Большое разнообразие коммуникативных действий и широкий их диапазон (ребенок спорит, навязывает свою волю, успокаивает, требует, обманывает, жалеет и т.п.).
  2. Большое разнообразие коммуникативных задач (управление действиями партнера, оценка конкретных поведенческих актов, совместная игра, навязывание собственных образцов, сравнение с собой).
  3. Яркая эмоциональная      насыщенность      (действия,      адресованные      сверстнику, характеризуются значительно большей аффективной направленностью).
  4. Нестандартность и    нерегламеитированность    контактов    (особая     раскованность, ненормированностъ,   свобода).   Это  позволяет  ребенку   проявить  оригинальность   и самобытное начало).
  5. Преобладание инициативных действий вал ответными (значительно важнее собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника не поддерживается).

Развитие общения со сверстниками

Формирование потребности в общении со сверстниками начинается с 3-х мес. < появлением ориентировочной активности на сверстника. Во втором полугодии складываются сложные формы поведения (подражание, совместные игры).

От 1 до1,5 лет значительная часть контактов направлена на знакомство со сверстником как с интересным объектом (разглядывают, трогают друг друга, берут пальни сверстника в рот). Таким образом закладываются предпосылки общения.

В 1,5 года развиваются инициативные действия с целью заинтересовать ровесника.

В 2 - 4 года происходит перелом, который проявляется в резком возрастании значимости сверстника (предпочтение сверстника взрослому или одиночной игре).

  1. С 2 до 4 лет складывается эмоционально-практическая форма общения детей со сверстниками. Ребенок ждет от сверстника соучастия в забавах и жаждет самовыражении Общения сводится к веселым крикам, беготне, отличается раскованностью. Мотив общения сосредоточен на самовыявлении. Каждый участник стремится привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике ребенок  воспринимает лишь отношение к себе, а его самого (действия, желания, настроение) не замечает. Он является как бы «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит только себя.

Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно, целиком зависит от обстановки  и   действий   партнера.   Основные   средства   общения   -   локомоции или экспрессивно-мимические движения; после 3-х лет – речь.

  1. С 4 до 6 лет возникает ситуативно-деловая форма общения После 4-х лет сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в жизни, что связано с бурным развитием сюжетно-ролевой игры и других виде деятельности. Главным содержанием общения становится деловое сотрудничество.

При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника. При ситуативно-деловом общении необходим согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общем результата, потребность – признание и  уважение. Средства общения разнообразны, речь по-прежнему ситуативна.

Общение в ролевой игре разворачивается на двух уровнях: уровне ролевых взаимоотношении; на уровне реальных, что говорит о четком разделении ролевых и  реальных отношений.

На 5-м году ярко проявляется склонность к конкуренции, соревновательность непримиримость к оценке товарища, непонимание мотивов его поведения и в то же время проявление пристального интереса ко всему, что делает сверстник.

  1. Около 6-7 лет вновь происходит перелом, внешние проявления которого связаны с появлением избирательных привязанностей, дружбы, установлением более устойчивых и глубоких отношений между детьми. Складывается внеситуативно-деловая форма общения.

Дети рассказывают друг другу о том, что видели, делятся планами, дают оценки другим. Таким образом возможно «чистое общение», не опосредованное предметами и действиями. Усложнение игровой деятельности ставит перед необходимостью договариваться, планировать.

Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами. Мотив - дружба на основе складывающегося образа сверстника. Появляется умение   видеть   в   партнере   желания,   настроения,   предпочтения.   Дети   беседуют  на познавательные и личностные темы.

Темы разговоров дошкольников:

-     младший дошкольный возраст: о том, что они видят или что у них есть; стремятся привлечь внимание предметами, которыми обладают;

-     средний дошкольный возраст: демонстрируют то, что умеют делать, как у них это получается; много говорят о себе, о то, что нравится или не нравится; делятся «планами на будущее»;

-     старший дошкольный возраст: становится важнее играть вместе, чем самоутвердиться в глазах сверстника; по-прежнему ссорятся, дерутся.

Значение каждой формы общения со сверстниками для развития ребенка.

При недостатке общения со взрослым общение со сверстниками выполняется компенсаторную функцию.

1)   эмоционально-практическая форма побуждает детей прошить инициативу, расширяет спектр эмоциональных переживаний.

2)   ситуативно-ледовая    создает    благоприятные    условия    для    развития    личности, самосознания, любознательности и творчества.

3)   внеситуативно-деловая формирует умение видеть в партнере по общению омоченную личность, понимать его мысли и переживания; уточнить представления о себе.

Общение мальчиков и девочек. Половые различия в поведении детей проявляются ухе на первом году жизни. Уже в два года дети обладают знаниями о тон, как следует себя вести мальчику или девочке.

К трем годам ребенок отождествляет себя с представителями своего пола (половая идентификация) - «Я мальчик», «Я девочка». Осознание своего «Я» включается в осознание собственной половой принадлежности.

После трех лет сверстники поощряют друг друга за определенные поступки и образны поведения или выражают недовольство, если кто-то нарушает установленные обычаем нормы. Чувство собственной полевой принадлежности становится устойчивым.

Дошкольники, как правило, стойко придерживаются стереотипов поведения, характерных дм представителей того или иного пола.

Интересы мальчиков и девочек проявляются более дифференцированно в игре, чем в реальной жизни. В соответствии с восприятием себя как мальчика или девочки ребенок выбирает для себя игровые роли. В играх дети отрабатывают роли, соответствующие мужскому и женскому поведению. Ориентируясь на взрослого, ребенок в общении со сверстниками учится смотрел, на себя как на мальчика (девочку), как на будущего мужчину (женщину). В общении дошкольников прослеживается стремление объединяться по признаку половой принадлежности

  • Дети группируются по полу.
  • Возникает общность интересов
  • Появляется специфическое чувство «МЫ» - «Мы мальчики», «Мы девочки».
  • Возникает «солидарность» мальчиков или девочек.
  • В однополых группах развивается способность видеть себя глазами товарищей.

Мальчики стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли; девочки - аккуратными, мягкими, кокетливыми. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры - только для мальчиков и только для девочек. Стремление ребенка действовать в соответствии со своим полом определяет развитие самосознания.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!