Развитие общения детей дошкольного возраста со взрослыми

Проблеме формирования общения у дошкольников посвящены работы Л.И. Божович, Р.И. Жуковской, М.И. Лисиной, Т.А. Марковой, С.В. Петериной, Е.О. Смирновой и пр. Все исследователи данной проблемы единогласны в том, что психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в он­тогенезе и благодаря которому младенец получает необходи­мую для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая также выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже - на втором, третьем году жизни.

Отличия общения ребенка со взрослым от общения со сверстниками.

  1. В общении со свер­стником можно наблюдать множество действий и обра­щений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманыва­ет, жалеет и т.д.
  2. Чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общении я со сверстниками по сравнению с общением со взрослым. Повышенная эмоциональность и раскованность контак­тов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характе­ризуются значительно более высокой аффективной на­правленностью.
  3. Третья специфическая особенность контактов детей за­ключается в их нестандартности и нерегламентированно­сти. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником дошколь­ники используют самые неожиданные действия и движе­ния. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами.
  4. Преобла­дание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и раз­вить диалог, который распадается из-за отсутствия ответ­ной активности партнера. Для ребенка значительно важ­нее его собственное действие или высказывание, а инициа­тиву сверстника в большинстве случаев он не поддержива­ет. Инициативу взрослого дети принимают и поддержива­ют примерно в два раза чаще.

В дошкольном возрасте возникают и сменяют друг друга несколько форм общения ребенка со взрослым.

Под формой общения понимается коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития и характеризуемая следующими параметрами (МИ Лисина);

  • время возникновения данной формы общения;
  • место, которое она занимает в жизни ребенка;
  • содержание потребности, которое удовлетворяется в ходе общения;
  • ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению со взрослым;
  • основные средства общения.

Охарактеризуем каждую форму общения ребенка со взрослым.

Ситуативно-личностная форма (непосредственно-эмоциональное общение) (младенчество). Новорожденность - это подготовительный этап к общению со взрослым (ребенок учится выделять взрослого):     улыбка (начиная с 4-й недели) сначала в ответ на улыбку взрослого, затем по своей инициативе, комплекс оживления (на 2-м месяце) завершает формирование потребности в общении.

Показатели сформированной потребности в общении:

1)   внимание и интерес к взрослому;

2)   эмоциональные проявления по поводу взрослого (опенка взрослого);

3) инициативные действия с целью привлечь внимание взрослого;

4) чувствительность ребенка к отношению взрослого.

В основе потребности в общении лежат органические нужды, потребность в новых впечатлениях, поведение и позиция взрослого по отношению к ребенку. Отношение к ребенку как к личности - решающее условие для становления коммуникативной деятельности.

Характеристика ситуативно-личностной формы общения:

  • ребенок смотрит в глаза, отвечает улыбкой на улыбку;
  • наблюдается стремление продлить эмоциональный контакт
  • содержание потребности в общении - стремленье к доброжелательному вниманию
  • мотив общения - личный;
  • средства общения - экспрессивно-мимические;
  • функцию общения осуществляет комплекс оживления.

Ситуативно-деловая форма (раннее детство). С 6 мес. общение разворачивается в процессе совместных со взрослым предметных манипуляциях:

  • основная потребность - в сотрудничестве;
  • мотив общения - личный;
  • экспрессивно-мимические средства дополняются предметными;
  • общение ярко эмоционально окрашено (положительные и отрицательные эмоции).

Ситуативно-деловая форма включена в предметную деятельность. Ребенок переходит от неспецифических манипуляций ко все более специфическим, а затем и к культурно-фиксированным действиям с предметами. Именно в предметной деятельности создается основа для усвоения значения слов и связывание их с образами предметов. Ребенок открывает для себя, что каждый предмет имеет название. Умение относить слова к обозначаемым ими предметам к детям приходит не сразу. Сначала понимается ситуация, а не конкретный предмет или действие. Если слово многократно повторяется в сочетании с определенными жестами, например, взрослый: «Дай ручку», и сам делает соответствующий жест, ребенок быстро научается соответствующему действию. При этом он реагирует не только на слова, а на всю ситуацию в целом. Если предмета общения нет, а мать и ребенок удовлетворены друг другом и ограничиваются лишь выражением взаимной любви, первые слова задерживаются, как бы много ни разговаривала мать с малышом.

Обе указанные формы общения носят ситуативный характер, т.е. приурочены к данному месту и времени.

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего детства приводит к усложнению общения. Благодаря освоению речи ребенок может общаться не только по поводу непосредственно воспринимаемых предметов, но и по поводу предметов, отсутствующих в конкретной ситуации. Общение становится внеситуативным.

Внеситуативно-познавательная форма (3-5 лет). Включена не в практическое взаимодействие со взрослым, а в «теоретическое». Обостренная познавательная потребность побуждает ребенка ставить все более сложные вопросы, которые самостоятельно он решить не может. Ребенок начинает задавать их взрослому. Общение становится путем к пониманию явлений, сложных проблем.

Ведущий мотив - познавательный;

взрослый - эрудит, способный сообщить необходимую информацию;

главная потребность - в уважении, оценке взрослого, что обуславливает повышенную обидчивость и чувствительность детей к оценкам старших (характерны аффективные вспышки);

общение    приобретает    внеситуативно-теоретический характер,    т.к.    обсуждаются проблемы, не связанные с данной ситуацией;

основное средство общения - речь, поскольку она позволяет выйти за рамки ситуации, передать и получить максимально содержательную информацию.

Внеситуативно-познавательное общение позволяет расширить рамки мира. Однако мир физических явлений вскоре перестает исчерпывать интерес детей, их все больше начинают привлекать события, происходящие в мире людей.

Внеситуативно-личностная форма (конец дошкольного возраста)

  • содержание - мир людей вне вещей (разговоры о себе, своих родителях, правилах поведения);
  • ведущий мотив - личностный (главным побудителем общения является сам человек в полноте своей индивидуальности);
  • взрослый выступает для ребенка как конкретный индивид н член общества;
  • ребенка интересуют не только ситуативные проявления взрослого, но и самые различные аспекты его существования, которые никак не касаются самого ребенка (где живет взрослый, кем работает, есть ли у него семья, дети);
  • потребность - стремление к взаимопониманию и сопереживанию (ребенку важно достичь общности взглядов оценок со взрослым);
  • средства общения - речевые.

1)   ребенок усваивает нормы я правила поведения (формирование морального сознания);

2)   учится видеть себя со стороны (условие развития самосознания и самоконтроля);

3)   узнает о взрослом как об учителе, усваивает представления о себе как ученике.

В этом возрасте взрослый должен эмоционально поддерживать значимость личности ребенка, его самоценности.

На процесс общения влияют:

-  содержание общения, связанного с потребностями ребенка;

-  индивидуально-типологические особенности ребенка;

-  имеющийся у ребенка опыт общения;

-  особенности общения взрослых, их пример;

-  педагогический такт взрослого.

Нормальный ход развития общения заключается в последовательном и полноценном проживании каждой формы общения в соответствующем возрасте. Главным показателем развития общения является не преобладание тех или иных контактов, а возможность и способность общаться по поводу различного содержания в зависимости от ситуации и партнера.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!