Развитие морально-волевых качеств юных хоккеистов

План

Введение ………………………………………………………………………......3
Глава I. Теоретические основы проблемы развития морально-волевых качеств юных хоккеистов ………………………………………………………..7
1.1. Морально-волевые качества в структуре личности подростка ………...7
1.2. Хоккей как средство развития морально-волевых качеств у юных хоккеистов ………………………………………………………………...24
Выводы по I главе ……………………………………………………………….34

Глава II. Методические рекомендации тренеру по развитию морально-волевых качеств  у подростков-хоккеистов …………..…………………........36
Выводы по II главе ……………………………………………………………..52

Заключение ……………………………………………………………………..53
Список использованной литературы …………………………………………54

Введение
Актуальность исследования. Современное общество переживает период глубоких социально-экономических преобразований, которые, несомненно, затрагивают и школу, ставя перед ней новые задачи. Одной из важнейших задач является  воспитание каждого ученика как активной самостоятельной личности, обладающей высокой нравственностью, способной творчески мыслить и действовать.
Наряду с общеобразовательной школой, которой принадлежит ведущая роль во всестороннем развитии личности ученика, особое значение принадлежит учреждениям дополнительного образования, в том числе  детско-юношеским спортивным школам. Во многих из них функционируют секции хоккея, где формируются такие нравственные качества как ответственность за свои поступки и поведение своих товарищей, глубокая заинтересованность в общем успехе, сила воли, стремление к достижению высоких результатов. Наряду с этим занятия хоккеем позволяют школьникам развивать у себя быстроту, ловкость, силу, упорство, терпение. Для реализации этих целей педагогу-тренеру необходимо приложить немало усилий, направленных на развитие у юных спортсменов способности к постановке жизненно важных целей, умение соотносить их с нравственными ценностями общества, принимать осознанные этические решения, проявлять морально-волевую готовность к преодолению трудностей.
Одним из условий повышения эффективности формирования у юных спортсменов морально-волевых качеств является взаимодействие субъектов деятельности, входящих в состав педагогической системы «ученик – педагог-тренер – детский спортивный коллектив». Специфической особенностью этого взаимодействия является создание педагогом у учащихся установки на развитие целеустремленности, инициативы и чувства ответственности перед товарищами,     коллективом.  Их наличие определяет развитие  и других  морально-волевых свойств личности подростка, содержание морально-волевой направленности, морально-волевую зрелость.
Необходимые теоретические предпосылки для благоприятного формирования морально-волевых качеств создают психологические особенности школьного возраста, на что указывают Н.И. Болдырев, Л.И. Бо-жович, X.В. Драгунова, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, А.И. Кочетов, В.А. Кру-тецкий, А.С. Макаренко, И.Ф. Свадковский, В.А. Сухомлинский и др. Ими подчеркивается особая восприимчивость подростков к процессу педагогического руководства морально-волевым развитием, так как в этом возрасте уже накоплен достаточный опыт морального поведения, пробуждается нравственная потребность в самовоспитании.
Исследование роли занятий хоккеем показывает (В.П. Савин), что они совершенствуют у школьников цели и мотивы самовоспитания, возникновение новых потребностей, обогащают чувства, развивают эмоциональную сферу, умение адекватно оценивать поступки свои и товарищей. Формирование у подростков новых психических качеств обуславливает дальнейшее усложнение, обогащение и повышение эффективности самовоспитания.
Педагоги-тренеры детских спортивных школ придают большое значение воспитанию морально-волевых качеств у подростков, однако, в основном, связывают его лишь с достижением успехов в спорте, ограничивая тем самым сферу их проявления. Лишь эпизодически педагогами-тренерами ставятся воспитательные задачи, направленные на организацию нравственных взаимоотношений подростков, на формирование навыков сотрудничества, совместного преодоления трудностей и переживания радости при достижении успехов. Это замедляет воспитание морально- волевых качеств юных спортсменов в процессе учебно-тренировочной деятельности.
В исследованиях по педагогике и психологии спорта проблема воспитания морально-волевых качеств в процессе занятий хоккеем еще недостаточно разработана, а в большинстве исследований их содержание рассматривается не в полном объеме. Они изучаются либо как волевые, либо только как морально-нравственные. Частично это объясняется тем, что еще не в полной мере определена содержательная характеристика морально-волевых качеств. Например, такое морально-волевое качество, как целеустремленность, рассматривается в одном случае как моральная черта личности (К.М. Малиниченко), а в другом - как волевая (Ю.П. Мальцев).
Связь волевых качеств с моральными подчеркивается в исследовании В.Турина, рассматривающего уровни морально-волевой активности подростков. В.И. Селиванов придает особое значение саморегулирующей функции воли, способствующей осуществлению ведущих идей и нравственных принципов, А.В. Веденов отмечает, что «всякое воспитание воли самой по себе, в отрыве от нравственного воспитания, всегда приводит к воспитанию эгоистической воли, противоестественной для человека». Автор делает акцент на формировании волевых качеств через нравственные отношения в коллективе. В работах П.И. Решетень, О.А. Черниковой и др., подчеркивается необходимость изучения проблемы взаимоотношений в коллективе в процессе спортивной деятельности, как стержневого   вопроса воспитания, определяющего нравственное развитие личности юного спортсмена. В исследованиях К.П. Жарова, А.Ц. Пуни, М.Я. Набатниковой и др. показано, что процесс нравственного воспитания школьников тесно связан с их физическим развитием.
Вместе с тем работ, посвященных формированию у школьников морально-волевых качеств в спорте,  сравнительно мало (С.А. Алексеев, Н.М.Богатырев, Ю.И. Зотов, В.Н. Казанцев, Ю.П. Мальцев, А.И. Михеев, В.П. Шевченко и др.). На экспериментальном материале вскрывается связь между нравственными качествами воспитанников и уровнем их самостоятельности (Н.М. Богатырев), отношением к нравственным знаниям (Ю.И. Зотов), содержанием нравственных идеалов.
Таким образом, можно констатировать наличие противоречий между требованиями педагогической практики морально-волевого развития личности подростка в процессе занятий хоккеем и знаниями о педагогических условиях его обеспечения.
Объект исследования – процесс целостного воспитания личности подростков в условиях детского хоккейного клуба.
Предмет исследования – педагогические условия воспитания у подростков морально-волевых качеств на занятиях хоккеем.
Цель исследования: определить, при каких педагогических условиях развитие морально-волевых   у юных хоккеистов будет осуществляться более эффективно.
Задачи исследования:
1) проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования;
2) раскрыть   сущность   и   содержание  развития   морально-волевых качеств личности школьника в процессе занятий хоккеем;
3) разработать методические рекомендации тренеру по формированию   морально-волевых качеств личности  юных спортсменов в учебно-тренировочном процессе занятий хоккеем.
Гипотеза исследования предусматривала, что развитие морально-волевых качеств подростков при занятиях хоккеем будет осуществляться эффективно, если:
• подростки проявляют себя в качестве субъектов принятия различных по содержанию морально-деловых и личностно-нравственных отношений;
• учитывается индивидуальный уровень развития морально-волевых качеств подростков;
• процесс воспитания морально-волевых качеств требует использования педагогических ситуаций, в которых подростки проявляют и приобретают недостающие морально-волевые качества.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав,  заключения, списка литературы.

Страниц: 1 2 3 4 5
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!