Развитие либеральных идей в России во второй половине XIX века

29 Фев 2016 | Автор: | Комментариев нет »

К середине 50-х гг. XIX в. в стране сложилась достаточно влиятель­ная сила - либеральная бюрократия. Представителей этой части государственного аппарата объединяла забота о государственном благе и осознание неизбежности масштабных преобразований. Наиболее известными государе таенными деятелями новой волны были Н.А. Милютин, влиятельный чиновник министерства внут­ренних дел, С.С. Ланской, министр внугреппих дел, Д.А. Милю­тин, военный министр, А. В. Головин, министр народного просве­щения, М. X. Рейтерн, министр финансов и др.

В своей деятельности они опирались на поддержку великого князя Константина Николаевича, брата Александра II, и великой княгини Елены Павловны, тёти императора. Но уже в ходе подго­товки крестьянской реформы «прогрессисты» стали испытывать мощное давление оппонентов. В 1861, 1866, 1878 гг. получили отставку соответственно С. С. Ланской, Н.А. Милютин, А. В. Головин, М.X. Рейтерн.

К противникам курса либеральной бюрократии относились прежде всего консервативно настроенная часть дворянства, отри­цавшая любые намеки на конституционализм и ревниво относив­шаяся к бюрократии, которая, по ее мнению, узурпировала право выступать в качестве посредника между императором и обще­ством; консервативная бюрократия, которая боролась против всех проявлений конституционной идеи скорее из меркантильных, своекорыстных, групповых интересов, справедливо полагая, что привлечение представителей общественности к участию в законо­дательстве хотя бы с правом совещательного голоса впервые поставит бюрократию под контроль общества; революционная демократия, которая видела в реформах интриги самодержавия, пытавшегося лавировать в преддверии народной революции.

Пытаясь полностью реализовать намеченные преобразования, «прогрессисты» стремились выработать проект реформ, вокруг которого объединились бы все «здоровые» силы общества и который удовлетворил бы как консерваторов, так и левых. Либе­ральная бюрократия предлагала, в частности, расширить состав Государственного Совета за счет включения в него выборных представителей; созвать совещательные органы по типу земских соборов XVI-XVII вв.; провести реформу местного самоуправле­ния с расширением прав земских органов.

Однако эти проекты не нашли понимания в «партии» консер­ваторов. Охранители выдвигали целую систему аргументов против реформ. Они считали, что привлечение представителей обще­ственности к управлению дезорганизует деятельность государст­венных структур, сделает управление неэффективным; географи­ческие и социальные особенности России требуют такой системы управления, которая была бы минимально скована ограничениями и контролем, а чиновникам следует предоставить больше прав, чем они имеют; зарубежный парламентский опыт свидетельствует о том, что представительные учреждения нестабильны, неэффектив­ны и мешают рационально управлять государством; если начнутся политические реформы, то общество расценит их как признак слабости государственной власти и утратит доверие к ней, а это грозит анархией.

Аргументом революционных экстремистов являлись террори­стические акции. Идеей-фикс экстремистски настроенной части революционной демократии стала идея цареубийства. Не случайно консерваторы обвиняли реформаторов в том, что их деятельность объективно способствовала террору. И постепенно умеренно-ли­беральные, правоцентристски настроенные реформаторы теряли возможность для политического маневра. 8 февраля 1880 г. было создано специальное совещание по борьбе с терроризмом. 12 февраля 1880 г. образована Верховная распорядительная комис­сия по охране государственного порядка и общественного спокой­ствия. Ее возглавил М. Т, Лорис-Меликов, вскоре занявший пост министра внутренних дел.

В конце января 1881 г. М. Т. Лорис-Меликов предоставил императору «всеподданейший доклад», который в историографии часто называют «конституцией» Лорис-Меликова. 17 февраля Александр одобрил этот проект, а на 4 марта было назначено заседание Совета министров по его обсуждению.

Конституция Лорис-Меликова считала главным средством ре­шения внутриполитических проблем привлечение общества к раз­работке необходимых нововведений через участие в совещатель­ных органах. Лорис-Меликов полагал, что это укрепит временно поколебленное доверие населения к государственной власти и удовлетворит «стремление общественных сил к служению престо­лу и Отечеству». Считая неприемлемыми западные образцы народ­ного представительства и «старинные формы российского госу­дарства» и взяв за образец модель подготовки крестьянской реформы, он считал таким органом подготовительные комиссии.

Они должны были создаваться по высочайшему указанию и состоять из представителей центральных ведомств и обществен­ности, известных своим профессионализмом. Предлагалось два типа подготовительных комиссий: административно-хозяйствен­ные и финансовые. Первые занимались вопросами поиска путей преобразования на местах через уточнение сфер компетенции тех или иных органов, упорядочение системы управления; обсужде­нием возможных вариантов прекращения временнообязанного положения бывших крепостных крестьян по отношению к поме­щикам, уменьшения выкупных платежей; обсуждением мер по повышению эффективности работы органов земского и городско­го самоуправления; рассмотрением продовольственного вопроса. Вторые, с одобрения императора, решали податной, транспортный и другие вопросы, указанные министром финансов.

В итоге подготовительные комиссии должны были составить законопроекты «в тех пределах, кои им будут указаны высочай­шею волею» и передать их в общие комиссии. Общие комиссии обсуждали и дорабатывали законопроекты, вносили их в Государ­ственный Совет с резолюцией министра, к чьему ведомству относился данный проект. Председатель общей комиссии назна­чался императором из числа деятелей подготовительных комиссий. Члены общей комиссии избирались по два от каждой губернии и крупных городов. Предусматривалось также возможное, с согла­сия императора, расширение состава Государственного Совета за счет включения в него с правом голоса 10-15 выдающихся представителей общественных учреждений.

После гибели Александра II 1 марта 1881г. происходит резкое усиление позиций консерваторов и ослабление реформаторского потенциала режима. 8 марта 1881 г. на заседании Совета мини­стров под председательством Александра III проект М, Т. Лорис-Меликова был подвергнут резкой критике со стороны обер-про­курора Святейшего синода К. П. Победоносцева и главы Государственного Совета С. Г. Строганова и отклонен. Вслед за этим последовали отставки М. Т. Лорис-Меликова, Д. А. Милюти­на, А. А. Абазы. Либеральная бюрократия потерпела поражение.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!