Развитие государственного устройства Англии в XIX веке

27 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Промышленный переворот сопровождался глобальной социальной трансформацией английского общества, усилением социального контраста, значительным снижением уровня жизни и ухудшением условий труда фабричных и заводских рабочих. Безработица, нищета и инфляция стали неизбежным следствием ранних этапов индустриализации, как и порождаемые ими народные волнения. Глубокие социально-экономические перемены в Англии породили социально-многослойные движения протеста (стихийные протесты, буржуазный радикализм и демократическое движение), направленные против господства правящих кругов. Им ставились в вину все противоречия английского общества, критиковалась система правления, порожденная событиями «славной революции» 1688-1689 гг., борьба объективно велась за буржуазно-демократические преобразования, реформу избирательного права. Однако программа мирного завоевания реформ дополнялась призывами левых демократов, под очевидным и мощным воздействием французского опыта, к проведению революции и установлению республиканской формы правления в Британии. Весь XIX в. прошел под знаком борьбы за парламентскую реформу.

Избирательная реформа 1832 г. Первый удар по архаической сословно-корпоративной избирательной системе был нанесен в 1829 г., когда католики получили право избираться в палату общин и занимать государственные должности. Проект парламентской реформы в 1832 г. был подготовлен вигами. Ее проведение стало возможным благодаря активным действиям рабочих, вышедших на улицы с оружием в руках. Сопротивление палаты лордов было окончательно сломлено королем, пригрозившим использовать свою прерогативу присвоения сторонникам реформы пэрского звания, чтобы добиться численного перевеса голосов в верхней палате. Лорды были вынуждены уступить и в июне 1832 г. билль о реформе был утвержден. Статут 1832 г. положил начало перехода от представительства корпораций к территориальному представительству населения, депутатские места стали предоставляться в примерной зависимости от численности горожан. Общее количество мест в палате общин осталось прежним, однако проведено их перераспределение: 56 «гнилых местечек» лишились права представительства в парламенте, 30  «гнилых местечек» впредь могли посылать по одному депутату вместо двух. Крупные промышленные города северо-запада Англии получили право парламентского представительства.

Статут 1832 г. ввел новые избирательные цензы: достижение гражданского совершеннолетия и уплата налога на бедных. Активное избирательное право предоставлено мужчинам, достигшим 21 года, уплачивающим налог на бедных и имеющих недвижимость (в графствах – землю, в городах – строения), дающую не менее 10 фунтов стерлингов годового дохода. Ценз оседлости был ограничен 6 мес. Впервые право голоса получили держатели земли – копигольдеры (арендаторы), но с более высоким имущественным цензом в 50 фунтов стерлингов.

В результате либеральной реформы 1832 г. число избирателей увеличилось в 1,5 раза – до 652 тыс. Парламентская реформа 1832 г. явилась компромиссом «земельного» и «промышленного» интересов, обеспечила более широкое представительство в палате общин финансовой и промышленной буржуазии. Однако значительная часть предпринимателей, служащих, рабочий класс, ставший заметной социальной силой страны после промышленного переворота, не получили право голоса.

Важным следствием реформы 1832 г. стало зарождение политических партий – либералов и консерваторов. В отличие от своих предшественников (парламентских группировок тори и вигов) партии имели постоянных членов, местные партийные организации, которые выполняли важные функции составления избирательных списков и регистрации избирателей.

Реформа 1832 г. дала толчок преобразованию центрального государственного аппарата. Так усилилась роль министерства внутренних дел и министерства торговли. Упразднение должностей – синекур, сохранявшихся со времен средневековья, реорганизация государственного аппарата привела к существенному расширению и более эффективной деятельности центральной администрации.

Хотя в графствах и приходах положение не изменилось и власть мирового судьи и лендлорда остались неизменными, в городах была проведена реформа городского самоуправления, в частности, созданы советы городов, управлявшие городским имуществом, заведовавшие полицией, издававшие постановления для охраны общественного порядка.

Избирательная реформа 1867 г. Более радикальный характер имела избирательная реформа 1867 г. На ее проведение значительное влияние оказало массовое чартистское движение 1830-1840 гг. В программах и хартиях этого политического рабочего движения важное место занимало требование всеобщего избирательного права для мужчин. В 1838 г. чартисты выработали первую национальную петицию о народной хартии, однако попытка участников движения представить петицию в парламент была пресечена властями. В мае 1842 г. чартисты внесли в палату общин вторую петицию, подписанную 3,3 млн человек, однако она была отвергнута парламентариями. 10 апреля 1848 г. чартисты в третий раз пытались штурмовать парламент, однако массовая народная демонстрация в поддержку хартии была разогнана войсками. Репрессии правительства против чартистов и экономический подъем сняли остроту многих социальных проблем. Однако опыт чартистского движения и участие тред-юнионов – профессиональных рабочих союзов, объединявших хорошо оплачиваемых высококвалифицированных рабочих в борьбе за избирательную реформу, размах народного движения в 1850-60-х гг. были одной из причин принятия парламентом проекта парламентской реформы, предложенного лидером консерваторов и главой кабинета министров Бенджамином Дизраэли в 1867 г.

В результате принятия парламентом статута 1867 г. еще 38 местечек были лишены представительства, а квоты для крупных промышленных городов, напротив, увеличены. В графствах вводились избирательные округа, которые получили право на квоту депутатских мест. Был снижен имущественный ценз до 5 фунтов стерлингов для собственников-землевладельцев либо копигольдеров с доходом не ниже 12 фунтов стерлингов годового дохода.

Наиболее важным новшеством реформы 1867 г.  была оговорка о том, что непосредственным плательщиком налога на бедных считается тот, кто вносит этот налог, как многочисленные арендаторы небольших квартир, не самостоятельно, а через домовладельца. Таким образом, в списки избирателей попали не только домовладельцы, но и жильцы – мелкая буржуазия, ремесленники, рабочие.

Хотя 2/3 мужского населения по-прежнему были лишены права голоса, сохранялось открытое голосование, неравномерное распределение избирательных округов, тем не менее, в результате реформы 1867 г. общее число избирателей было увеличено на 1 млн. В социальном отношении право быть представленными в палате общин получили земельные собственники, предприниматели, служащие, интеллигенция, городские торговцы и рабочие. По университетским округам (Оксфорд, Кембридж) избирательное право предоставлялось лицам, имевшим ученое звание.

Избирательная реформа 1884-1885 гг. В конце XIX в. парламент принял ряд законов, направленных на демократизацию избирательного права. В 1872 г. либеральное правительство, в связи с утверждением обязательного начального образования и стремясь пресечь практику подкупа избирателей, провело билль о введении тайного голосования. Статутом 1883 г., который ограничивал избирательные издержки и обязывал избирательных агентов к публичной отчетности, был установлен перечень и усилено наказание за избирательные преступления.

В 1884-1885 гг. была проведена третья реформа, призванная исправить недостатки двух первых реформ, в частности, устранить пестроту избирательных цензов.

Право голоса было предоставлено всем собственникам земли либо иной недвижимости (с доходом не менее 10 фунтов) и практически всем квартиросъемщикам. Избирательное право распространилось в равной мере и на жителей графств и городов.

Уравнение в правах населения графств и городов довершилось в 1885 г. новым перераспределением депутатских мест в палате общин: 105 местечек лишились права представительства, города с населением менее 57 тыс. получили по одному месту, более крупным городам число мандатов было увеличено.

Были сформированы избирательные округа с представительством, пропорциональным численности населения: стандартный округ – 15-65 тыс. жителей – избирал двух депутатов, большой – свыше 65 тыс. – трех. Одновременно был отменен принцип «двойного голосования», когда избиратель, обладавший в городе собственностью, не мог голосовать в графстве. Исключение составили лишь английские университеты.

В результате реформы 1884-1885 гг. число избирателей увеличилось вдвое. В начале XX в. появилась лейбористская партия.

Парламентская реформа 1911 г. Развитие буржуазных отношений в Великобритании диктовало необходимость покончить со старыми феодальными политическими институтами. Таким институтом являлась палата лордов. По своему социальному составу она была оплотом аристократии, и сохраняла возможность отклонить любой законопроект, получивший поддержку либерального большинства нижней палаты.

В итоге в политической элите появляются предложения о полной ликвидации палаты пэров либо ее реформировании. В результате острой парламентской борьбы появился билль о парламенте 1911 г. Согласно статуту 1911 г. принятие финансовых биллей отныне не требовало согласия палаты пэров, тогда как характер билля определялся спикером палаты общин. Остальные законопроекты, трижды последовательно одобренные большинством палаты общин и соответственно дважды отклоненные палатой лордов, после третьего одобрения направлялись, минуя палату пэров, на утверждение монарху, при условии, что между вторым чтением в первой сессии и последним чтением в третьей сессии прошло не менее двух лет. Этим же статутом 1911 г. срок парламентских полномочий был сокращен с 7 до 5 лет.

Успех проведения реформы парламента 1911 г. связан не только с партийной борьбой либералов и консерваторов, но прежде всего усилением позиций кабинета министров по отношению к парламенту и окончательной потерей титулованной аристократии своего исключительного статуса правящей элиты. Великобритания в полной мере стала государством, управляемым буржуазными партиями либералов и консерваторов.

В 1888 г. была проведена реформа местного управления в графствах. Здесь создавались выборные советы, которым передавалась вся административная власть, ранее принадлежавшая помещику и мировому судье. В приходах с населением свыше 300 жителей также создавались выборные советы. В результате реформы местное управление перешло из рук аристократии в руки буржуазии.

Английская судебная система в XVIII в. состояла из судов трех видов: высших, низших и специальных.

Высшими судами были Вестминстерские суды (они заседали в Вестминстерском дворце Лондона). К ним относились Суд королевской скамьи (рассматривал уголовные дела об обвинениях в самых незначительных проступках и выполнял также роль апелляционного суда на приговоры других судов страны), Палата финансового суда (рассматривала дела об уплате налогов государству) и Палата прошений (являлась высшим судом по гражданским делам, могла рассматривать любые гражданские иски независимо от их суммы). В каждом из этих судов было пять судей, но они включали в свой состав еще и разъездных судей. Англия была разделена на 8 судебных округов. Дважды в год в каждый из них прибывали по два разъездных судьи, которые вместе с присяжными заседателями составляли так называемые ассизные суды, рассматривавшие как уголовные, так и гражданские дела и осуществляющие надзор за местами заключения.

В середине XIX в. в Великобритании были созданы новые суды: суд для рассмотрения дел о разводах и браках и суд о завещаниях (до 1857 г. эти вопросы рассматривались церковными судами).

Низшую ступень составляли мировые судьи и суды сессий мировых судей. Компетенция последних не отличалась от компетенции ассизных судов. Суды сессий мировых судей были второй инстанцией в отношении дел, рассматриваемых единолично мировым судьей, который назначался именем короля из представителей местной аристократии.

К специальным судам относились военные, духовные, универсальные и палата лордов, выступавшая в качестве суда первой инстанции, когда пэр или король и члены его семьи обвинялись в измене или совершении другого тяжкого уголовного преступления.

Англия и империя – эти два понятия неразрывно связаны в истории Великобритании XIX в. Британская империя была крупнейшей и включала колониальные владения во всех частях света: в Европе – Ирландию, Мальту и Гибралтар, в Азии – Индию, Цейлон и Малайзию, в Америке – Канаду и Южную Америку, а также Австралию, Новую Зеландию и пр. Колонии служили источником первоначального накопления капитала, а позднее – поставщиками сырья и рынком сбыта товаров из метрополии. В обход европейских народов вошли колониальные товары, из колоний в Европу пришли три самых распространенных продукта питания – рис, кукуруза и картофель, большое распространение на Западе получили восточная философия, религия, медицина. Наличие огромных колониальных владений оказало непосредственное влияние на экономическую, политическую, мировоззренческую жизнь англичан, породило тезис о «бремени белого человека» относительно привнесения «отсталым» народам достижений западной цивилизации и прогресса. Хотя проповедь либеральных идей «христианства, цивилизации и коммерции» не помешала метрополии прибегать к силе оружия для поддержания эффективности системы колониального управления.

Высшая законодательная власть в Британской империи принадлежала парламенту и правительству, издававшим «приказы короля и Совета» - нормативные акты для колониальных владений. Должность государственного секретаря по делам колоний появилась в 1768г., однако до  сер. XIX в. система управления колониями не была упорядочена, а министерство колоний было создано лишь в 1854 г. Экспансионистскую политику осуществляли как видные государственные деятели типа Б.Дизраэли, так и авантюристы – Сесил Родс, полковник Лоуренс и др.

Система косвенного управления владениями отличалась гибкостью и зачастую колониальный режим поддерживался без громоздкого аппарата, опираясь на местную правящую элиту. На протяжении XIX в. применительно к общему делению колоний на «завоеванные» и «переселенческие» были выработаны два типа управления. «Завоеванные колонии», как правило с «цветным» населением, управлялись от имени короны британским правительством и не обладали политической автономией. Губернатор – высший правительственный чиновник, назначенный метрополией, наделялся законодательной и исполнительной властью, а «представительные органы» при нем играли роль совещательного органа, выражая интересы незначительной прослойки местных жителей. Обычно в «завоеванных колониях», например в Индии, устанавливался режим расовой дискриминации, социального  и национального угнетения.

Захват и подчинение Индии, занимавшей особое место в колониальной системе Великобритании, был осуществлен еще в XVII в. Ост-Индской торговой компанией. Торговый аппарат компании, наделенный многочисленными привилегиями, фактически превратился в аппарат управления Бенгалией, Бомбеем и Мадрасом. Согласно парламентскому акту 1773 г. все дела компании перешли в ведение совета директоров, а губернатор Бенгалии получил должность генерал-губернатора Индии. Хотя в конце XVIII в. деятельность компании была подчинена специальному контрольному совету во главе с министром по делам Индии, двойная система управления и судопроизводства посредством органов британской короны и Ост-Индской компании сохранилась вплоть до начала 1860-х гг. Восстание сипаев, индийских солдат на британской службе, жестоко подавленное метрополией, обусловило реформу управления Индией и передачу ее в непосредственное подчинение британской короне. Английская королева Виктория стала императрицей Индии, а в состав кабинета министров была введена должность государственного секретаря по делам Индии. Наконец, подъем освободительного движения к началу XX в. подтолкнул английский парламент принять статуты 1861 г. и 1892 г., несколько расширившие представительство коренных жителей в совещательных органах при колониальной администрации.

Иной тип управления сложился в «переселенческих» колониях, где значительную часть населения составляли белые переселенцы из Европы - Австралии, Новой Зеландии, Капской земли, Канады, Новой Англии. Долгое время эти территории по форме управления мало отличались от иных колоний, однако со временем они обрели политическую автономию. В середине XVIII в. в «переселенческих» колониях возникли представительные органы самоуправления, не имевшие реальной политической власти, ибо в руках назначаемых метрополией генерал-губернаторов оставалась высшая законодательная, исполнительная и судебная власть.

В ряде провинций на территории Канады в XIX в. был учрежден институт «ответственного правительства». Местная ассамблея получила право вынесения вотума недоверия и роспуска совета при губернаторе, игравшего роль колониального правительства. На протяжении второй пол.XIX в. переселенческие колонии добились расширения самоуправления и особого правового статуса доминиона. Акт о действительности колониальных законов 1865 г. признавал недействительными акты колониальных законодательных органов, если они противоречили нормам английского «общего права», актам британского парламента либо изданным на их основании приказам и положениям. В то же время легислатуры получили право учреждать суды и издавать акты, регламентирующие их деятельность.

В 1867 г. британский парламент принял Акт о Британской Северной Америке – конституцию Канады, послужившую образцом для последующих конституций британских доминионов. В единый федеральный доминион «Канаду» статут 1867 г. объединил территории Квебека, Онтарио, Новой Шотландии и Нью-Брансуика. Подобным образом в 1901 г. был создан Австралийский Союз, объединивший несколько самоуправляющихся колоний на территории Австралии. Здесь, как и в Канаде, двухпалатный парламент состоял из сената и палаты представителей, избираемых населением каждого штата. В 1907 г. и 1909 г. правовой статус доминиона получили Новая Зеландия и Южно-Африканский Союз. Отметим, что австралийские аборигены и лица афро-азиатского происхождения были лишены избирательных прав.

К началу XX в. усилилась английская экспансия в Азии и на Арабском Востоке. Афганистан, Кувейт, Иран были превращены в протектораты – полуколонии, их суверенитет был ограничен навязанными метрополией договорами о присутствии британских колониальных войск. Одновременно Великобританией были захвачены огромные территории в Африке – Нигерия, Сомали, Кения, Гана.

Широкое внедрение норм английского «общего права», «права справедливости», статутного права, постановлений и распоряжений министерства колоний началось во второй половине XIX в., когда потребовалось обеспечить безопасность собственности и личности британских подданных, устойчивость товарообмена, а колонии становились торговыми «партнерами» метрополии. В начале XX в. тесные экономические связи и система льготных тарифов не превратила империю в экономически замкнутый блок, а вопрос о большей централизации посредством установления прямого колониального представительства в Вестминстере или учреждения специального имперского парламента не раз поднимался в палате общин, но не нашел широкой поддержки. Важно, что строители империи еще в XIX в. заложили в ее структуру концепцию деволюции власти от Лондона к колониям.  Жесткого контроля со стороны метрополии, как это делала в подчиненных ей странах Франция, здесь не было.

На рубеже XIX-XX вв. итогом осмысления накопленного колониального опыта стала концепция «нового империализма», в которой сохранение империи предполагалось через налаживание взаимовыгодного сотрудничества метрополии и переселенческих колоний, укрепление военного контроля коронных колоний с афро-азиатским населением, захват новых колоний не по экономическим, а по военным соображениям.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!