Развитие формы государственного единства в России в XIX веке : Присоединение Финляндии

13 Ноя 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Россия продолжала наращивать свою территориальную мощь, пре­вращаясь в огромную мировую державу (Польша, Финляндия, Мол­давия, Кавказ, Казахстан вошли в этот период в ее состав). Вся Си­бирь до Амура, а также Аляска были уже в составе России. Громадная империя охватила l/6 часть земного шара. Правительство России было вынуждено в своей политике учитывать, с одной стороны, интересы наций, влившихся в состав империи, а с другой - бороться со всякими центробежными тенденциями, распространять государственное право империи на новые территории и национальные окраины. Это была одна из сложнейших задач, с которой российское государство успешно спра­вилось. Чтобы удержать целостность многонациональной державы, необходима была сильная центральная власть, опиравшаяся на мощ­ную армию и разветвленный бюрократический аппарат.

Внутреннее развитие России проходило в сложной и противоречи­вой международной обстановке, в которой успехи Российской импе­рии сменялись неудачами. Тем не менее общим итогом внешнеполити­ческих усилий России явилось заметное расширение ее территории не только по размерам, но и по характеру присоединенных районов. Тер­ритория Российской империи увеличилась примерно на 20%, а насе­ление достигло 70 млн человек. В первой половине XIX в. изменились западная, южная и юго-восточная границы России.

Сложившаяся ранее тенденция к инкорпорации присоединенных земель продолжала развиваться. Тем не менее существовали районы, имевшие особый правовой статус.

Финляндия вошла в состав Российской империи после шведско-рус­ской войны 1808-1809 гг. Александр I объявил «всем Державам Евро­пейским, что отныне часть Финляндии, которая доселе именовалась Шведскою, и которую войска Российские не иначе могли занять, как выдержав разные сражения, признается областью Российским оружи­ем покоренною и навсегда присоединяется к Российской империи».

После присоединения к России Финляндии был предоставлен сво­еобразный автономный государственно-правовой статус. В проекте наказа Финляндскому генерал-губернатору Александр I провозглашал: «Намерение Мое при устройстве Финляндии состоит в том, чтобы дать народу сему бытие политическое, чтоб он считался не порабощенным Россией, но привязанным к ней собственными его очевидными польза­ми». И марта 1809 г. Александр I «милостливо удостоверил» основ­ные законы Финляндии.

Войдя в состав Российской империи, Финляндия впервые в своей истории приобрела государственность, хотя и с определенными огра­ничениями, в ее состав была включена часть российских территорий. Так, в 1811 г. в состав Финляндии была передана Выборгская губер­ния.

Финляндия официально именовалась Великим княжеством, имела собственные органы власти. В Финляндии была независимая от Рос­сии судебная и правовая система. В 1813 г. был выработан проект Кон­ституции Финляндии, однако силу закона он не получил.

Великому княжеству Финляндскому были декларированы некото­рые политические свободы. Финляндия получила собственное законо­дательство (при шведском господстве страна управлялась на основе шведских законов), правительство (сенат), стал функционировать сейм. Формально сенат подчинялся непосредственно императору, фактически же его деятельность контролировалась генерал-губернатором и статс-секретарем. Кроме того, Финляндии предоставили собственное под­данство, не совпадавшее с подданством Российской империи, а также право иметь свои войска.

Большой самостоятельностью характеризовалась экономическая и культурная жизнь края. Финляндия имела собственный таможенный тариф. Между Финляндией и Россией в 1811 г. была восстановлена таможенная граница, создавшая льготный режим для финской буржу­азии. Она смогла с выгодой для себя торговать как с Западом, так и с Россией. С 1860 г. в Финляндии вводится собственная денежная сис­тема. Эти, а также и другие обстоятельства привели к тому, что эконо­мика Финляндии в составе Российской империи резко пошла в гору. Преподавание в учебных заведениях велось на финском и шведском языках. Развивались национальная литература и театр.

Император России принял титул Великого князя Финляндского, а в Финляндии его особу представлял генерал-губернатор. Взаимоотно­шения Финляндии с Российской империей походили на классически феодальную систему персональной унии.

Одним из первых правовых актов власти было приведение жителей Финляндии к присяге царю.

Принятие Александром I титула Великого князя Финляндского, оформленное специальным актом 25 декабря 1808 г., означало ввод Финляндии в состав империи на правах Великого княжества, что в соче­тании с созывом Боргосского сейма (сословно-представительного орга­на) свидетельствовало о признании относительно автономного государ­ственно-правового статуса Великого княжества Финляндского по срав­нению с другими великими княжествами, где сословно-представитель­ных учреждений не было. Этим шагом царское правительство намере­валось, с одной стороны, нейтрализовать возможные антирусские на­строения у жителей края, а с другой - пресечь попытки Швеции вер­нуть этот важный стратегический плацдарм.

Наиболее важное значение среди основных законов Финляндии были Указ от 6 августа 1809 г. об учреждении Правительствующего Совета, Манифест о финских войсках от 15 марта 1810 г., Инструкции учреж­денной в Санкт-Петербурге комиссии финляндских дел от 25 октября 1811 г., манифест о присоединении Выборгской губернии к Великому княжеству Финляндскому от 11 декабря 1811 г., Манифест о переиме­новании императорского Правительствующего Сената в императорский Финляндский Сенат от 9 февраля 1816 г., Манифест об упразднении комиссии Финляндских дел в Санкт-Петербурге и об учреждении Статс-секретариата Великого княжества Финляндского от 17 марта 1826 г. и другие законы, устанавливавшие компетенцию, структуру, функции выс­ших законодательных, исполнительных и судебных органов Великого княжества, правовое положение его подданных, взаимоотношения ор­ганов Великого княжества и империи.

Высшая законодательная и исполнительная власть в Финляндии при­надлежала Российскому императору как Великому князю Финляндскому.

Руководство исполнительной властью фактически находилось в ру­ках генерал-губернатора, который назначался императором и олицет­ворял власть Великого князя в Финляндии. Генерал-губернатору была подчинена гражданская и военная администрация в крае. Кроме русских войск, в Финляндии имелись финские войска, предусмотренные мани­фестом 15 марта 1810 г.

Сейм каксословно-представительный орган не созывался до 1863 г., поскольку царизм боялся, что он мог как-то ограничить власть абсолют­ного монарха.

Большую роль в управлении Великим княжеством играл Сенат. Пер­воначально он был учрежден указом от 6 августа 1811 г. как император­ский управленческий Совет и преобразован манифестом от 9 февраля 1816 г. в Сенат.

Поскольку до 1863 г. сейм фактически не собирался, Сенат активно участвовал в законодательной жизни края, хотя формально был наделен лишь правом законодательной инициативы. Законопроект, исходивший от Сената, после одобрения императором передавался в виде высочай­шего предложения на обсуждение сейма, а так как сеймы не созывались, то на деле сразу же после одобрения императором он становился зако­ном.

Во главе Сената стоял генерал-губернатор. Один из двух вице-пред­седателей возглавлял хозяйственный департамент, а другой - судебный. Хозяйственный департамент делился на экспедиции, которые управляли различными отраслями хозяйственной жизни Великого княжества. Су­дебный департамент выступал в качестве Верховного Суда, его члены уча­ствовали также в решении вопросов общего управления и в обсуждении некоторых политических проблем. Распоряжения Сената являлись обя­зательными для всех центральных и губернских учреждений края.

Причем финляндский Сенат, не подчиненный или иным образом не связанный с Сенатом Российской империи, был непосредственно по­дотчетен генерал-губернатору, через него - статс-секретарю, а затем императору.

Таким образом, финляндские подданные имели возможность участво­вать в управлении Великим княжеством, хотя и с известными ограниче­ниями.

В 1811 г. в Санкт-Петербурге была учреждена комиссия финляндс­ких дел, позднее преобразованная в статс-секретариат. С 1834 г. док­ладчик финляндских дел стал называться министром статс-секретарем. К нему поступали «все дела, относящиеся до общего Гражданского уп­равления Финляндии, кои по коренным законам и основным Постанов­лениям оного края подлежат рассмотрению и разрешению Высочайшей власти». Практически это означало, что через статс-секретаря (им дол­жен был быть финляндский подданный) осуществлялась связь админи­страции Великого княжества не только с императором, но и с соответ­ствующими министерствами и ведомствами империи.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!