Развитие эмоциональной сферы, ее экспрессивного и интенсивного компонентов у дошкольников

Дошкольник еще не может управлять своими чувствами - они быстро вспыхивают, ярко выражаются, бистро гаснут. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных  контактах может быть задержка эмоционального развития. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки -важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и  других переживаний. Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы - сказок, рассказов. Переживания могут возникать  по отношению к животным, игрушкам, растениям (сочувствует сломанному цветку).

Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношении со взрослыми и сверстниками. Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям. Если взрослые приносят ребенку огорчения, то он остро переживает чувство неудовлетворения, перенося, в свою очередь, на окружающих его людей, свои игрушки негативное отношение

Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакции, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние)

В дошкольном возрасте продолжают развиваться высшие чувства.

Характерна слитность чувств:

Хороший - значит красивый (эстетические переживания);

Хороший - значит добрый (этические переживания);

Хороший - значит интересный (интеллектуальные переживания).

К концу дошкольного возраста высшие чувства становятся:

- мотивами поведения ребенка;

- регуляторами поступков, действий, желаний ребенка.

К дошкольному возрасту изменяется структура самих эмоциональных реакции. Происходит их слияние с нравственным развитием ребенка. Эмоциональная сфера становится органической частью развивающейся личности.

Нравственные чувства: чувство гордости, стыда, дружбы, доверия развиваются на основе имеющейся ситуации в семье и деятельности ребенка. Высокий уровень социальных чувств у дошкольников, по данным Т.Д.Марцинковской, положительно коррелирует с высоким уровнем интеллекта ребенка.

Эстетические чувства у детей, посещающих детский сад и при активном участии родителей, быстро развиваются. Дошкольники, предпочитают красивые игрушки, одежду, картины. У них появляется интерес к стихам, сказкам, музыке. Движения под музыку развивают у них чувство ритма; растет наблюдательность и самостоятельность в художественном творчестве.

Интеллектуальные чувства - удивление и любознательность - возникают еще в младенчестве и раннем возрасте. Чувство удивления, возникающее на новизну, способствует развитию чувства любознательности. «Это действительно интересно», - говорит взрослый и задает проблемные вопросы. Большим успехом пользуется ТРИЗ - теория решения изобретательских задач.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!